Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:24, курсовая работа
С данного момента долговая проблема развивающихся стран заняла одно из наиболее значительных мест в иерархии проблем международных экономических отношений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние государственного бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Введение
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1. Причины возникновения и сущность внешнего долга.
1.2. Классификация видов государственного внешнего долга
1.3. Методы управления внешним долгом.
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1. Предпосылки возникновения долговой ситуации в Кыргызской Республике.
2.2. Анализ структуры государственного внешнего долга Кыргызской Республики.
2.3. Анализ источников погашения внешнего долга Кыргызской Республики.
Глава III. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.
3.1. Проблемы в погашении внешнего долга Кыргызской Республики.
3.2. Пути улучшения долговой ситуации, принятые в международной практике.
Заключение
Список литературы
2. Экономия издержек обращения
в сфере международных
3. Ускорение концентрации и централизации капитала. Благодаря привлечению иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран.
Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным - когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Важно отметить существенные недостатки в классификации внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
1.3.Методы управления внешним долгом.
Одним из элементов управления государственным внешним долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту.
Для оценки долгового бремени страны в международной практике используются различные методы. Наиболее распространенной является методика Всемирного банка, по которой уровень кредитоспособности определяется через систему следующих показателей:
Кроме указанных выше четырех основных показателей применяется классификация стран по степени тяжести (бремени) внешнего долга: если значение первого показателя более 80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту превышает 220 % на протяжении трех лет, то страна относится к категории несущих тяжелое бремя внешней задолженности; если первый показатель находится в пределах 18-80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту менее 220 %, то страна относится к категории имеющих умеренную внешнюю задолженность.
Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль над соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно дополнить систему показателей еще одним соотношением: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами.
Для обеспечения наличия в стране иностранной валюты для платежей по внешнему долгу применяются различные меры валютного контроля. В их числе обязательная продажа экспортной выручки, контроль над переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта.
Многие страны применяют для управления государственным долгом модели формирования оптимального долгового портфеля, направленные на снижение рисков и стоимости обслуживания долга. При этом разрабатывается базовая модель портфеля, сбалансированная в части видов валют, сроков погашения, графиков платежей, структура процентных ставок и т.п. Затем разрабатываются методы достижения базовой модели с помощью различных операций с государственными ценными бумагами. Такие методы управления применяются в Ирландии, Дании, Швеции, частично — в Бельгии, Португалии, Австрии, Италии, Аргентине и других странах.
В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них — приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга.
Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Эмиссии государственных облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний, успешно применялись во многих странах и на большие суммы. В их числе Италия, Испания, Индия, Пакистан и другие.
В рамках совершенствования системы управления внешним долгом внедряются разные методы коммерческой деятельности. Например, создание специальной коммерческой структуры, действующей в интересах министерства финансов, но получающей доходы в зависимости от результатов деятельности по управлению государственным долгом, либо нескольких аналогичных структур, конкурирующих между собой.
Широкое использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы многим странам с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы.
Кыргызстан, как страна, нацеленная на демократические цивилизованные метода управления экономикой, привлекает западных инвесторов. Однако, минусом в данной ситуации является то, что кредит и займы приобретаются на правительственном уровне или под гарантию правительства, что автоматически увеличивает внешнюю задолженность, тогда как инвестиции в нормальной экономике должны быть большей частью привлекаться на частном уровне в виде прямых капитальных вложений, портфеля инвестиций и т.п. Долговое бремя государства ложится на его бюджет, изымая из него порой значительные суммы. Мировой же опыт свидетельствует о необходимости создания соответствующих условий для привлечения частных инвестиций, прежде всего, разумной налоговой политики в отношении иностранных инвесторов, стабильной политической обстановки, полного отсутствия возможности экспроприации иностранных капиталов и нормальной судейской практики. К сожалению, не все эти факторы у нас развиты в достаточной мере.5
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1.Предпосылки
возникновения долговой
Начало истории внешнего долга Кыргызстана уходит далеко в первую половину 90-х годов. Тогда первые 100 миллионов долларов составили основу долговой корзины молодого, суверенного Кыргызстана. Это последовало вслед за тем, как самостоятельная республика, после распада Советского Союза, раз и навсегда лишилась возможности получать дотации из Центра. С того самого момента началась история нашего внешнего государственного долга. Деньги, которых никто не занимал, оказались в долговой корзине. Долги Кыргызстана перед уже Российской Федерацией на сегодняшний день достигают 170 миллионов долларов США. И надо сказать, что такой оказалась цена независимости страны, и тем самым была открыта дорога для внешних заимствований, которые руководство страны должно было направить на развитие новой страны.
С приобретением независимости наша республика начала решительные шаги в проведении реформ и преобразований, которые стали основой для перехода к рыночной экономике. На начальном этапе, реформы сопровождались крайне негативными событиями - прекращение финансовых дотаций из союзного бюджета, которые до 1991 года составляли 11 процентов ВВП, распад межгосударственной системы разделения труда, разрыв хозяйственных связей между предприятиями. Неизбежными последствиями протекавших в тот период процессов стали резкий спад производства, снижение уровня жизни населения, рост безработицы, высокий уровень миграции.
За 20 лет валовой внешний долг Кыргызской Республики возрос с 36,41 млн. долл. США до 1562,6 млн. долл. США, т.е. почти в 50 раз.
Для того чтобы подготовить экономику к уровню, при котором она способна эффективно реализовывать огромные потоки инвестиций, необходимо было создать соответствующие условия для нормального функционирования рыночных механизмов. Такое создание условий было возможно только посредством серии широкомасштабных структурных реформ, включая приватизацию, реформы в сельском хозяйстве, финансовом секторе, правовой и регулятивной сфере и др. Такое структурное реформирование финансировалось кредитами и займами, предоставленными рядом международных кредитно-финансовых организаций: МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и странами-донорами (Япония, Германия).
На этапе 2008-2012 года объём подписанных Правительством Кыргызской Республики иностранных кредитов составил в 2008 году - 2083,8 млн. долларов США, а в 2012 году 3100,0 млн. долларов США. Из них из стран СНГ в 2008 – 620,7 млн. долларов США, в 2012 - 1501,2 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья и международных финансовых организаций в 2008 году – 1462,1 млн. долларов США, в 2012 году -1598,9 млн. долларов США.6
Диаграмма 1. Динамика внешнего долга с 2008 по 2013 годы.
Иностранные займы и кредиты привлекались республикой за годы реформ для реализации следующих целей, взаимосвязанных между собой: поддержка национальной валюты и платёжного баланса; финансирование критического импорта государственного сектора и дефицита государственного бюджета; структурные преобразования, реализация мероприятий экономических реформ во всех секторах экономики; рационализация, развитие и усиление системы социальной защиты и системы здравоохранения; инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих и создание в республике новых эффективных производств.
Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 2,5%).
Крупными кредиторами Кыргызстана являются Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Европейский банк развития и реконструкции, правительства Японии, Турции и Германии. Их кредиты составляют 93% всей предоставленной помощи Кыргызской Республике, в т. ч. 54% предоставили Всемирный банк и Международный валютный фонд. Кредиты, полученные по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда, являются самыми дешёвыми (от 0,5% до 0,75% годовых на 30-40 лет с льготными периодом в 10 лет). Эти кредиты направлены на структурные изменения в экономике, поддержку национальной валюты и платёжного баланса. Все крупные кредиты получены под гарантию правительства Кыргызской Республики.
2.2. Анализ структуры
государственного внешнего
По данным Министерства финансов Кыргызской Республики Структура внешнего долга по источникам заимствования по состоянию на 31 мая 2013 года: государственный внешний долг Кыргызской Республики составил 134617019,81 тыс. сомов (2791147 тыс. долларов США). Из общей величины внешней задолженности республики доля долга перед многосторонними кредиторами равна 54,7% и двусторонними кредиторами 45,3%. Показатель государственного внешнего долга Кыргызской Республики к ВВП в процентном соотношении на конец 2012 года составил 47,2%.7
Таблица 1. Структура государственного внешнего долга КР на 31.05.2013 г.
ВНЕШНИЙ ДОЛГ |
тыс. сом |
тыс.долл. США |
в % *** |
ДВУСТОРОННИЕ ЛЬГОТНЫЕ |
60483700 |
1254068 |
44,9302 |
Экспортно-Импортный Банк Китая |
25448415 |
527647 |
18,9043 |
Натексис Банк (Франция) |
279830,46 |
5802 |
0,20787 |
Японское Агентство Международного Сотрудничества |
13235952 |
274434 |
9,8323 |
Банк КФВ (Германия) |
3509697,1 |
72770 |
2,60717 |
Экспортно-Импортный Банк Кореи |
730250,43 |
15141 |
0,54247 |
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР) |
456352,26 |
9462 |
0,339 |
Россия |
14469000 |
300000 |
10,7483 |
Саудовский Фонд Развития |
12732,72 |
264 |
0,00946 |
Правительство Турецкой Республики |
2341470 |
48548 |
1,73936 |
ДВУСТОРОННИЕ НЕЛЬГОТНЫЕ |
525658,77 |
10899 |
0,39048 |
Белоруссия |
3327,87 |
69 |
0,00247 |
Экспортно-Кредитный Фонд Дании |
160412,98 |
3326 |
0,11916 |
Гермес Кредитверзихерунгс- |
361917,92 |
7504 |
0,26885 |
Россия |
0 |
0 |
0 |
МНОГОСТОРОННИЕ ЛЬГОТНЫЕ |
71980188 |
1492436 |
53,4703 |
Международный Валютный Фонд (МВФ) |
8545246,7 |
177177 |
6,34782 |
Фонд Международного Развития Организации Стран-Экспортеров Нефти (ОПЕК) |
46156,11 |
957 |
0,03429 |
Азиатский Банк Развития (АБР) |
28210499 |
584916 |
20,9561 |
Международная Ассоциация Развития (МАР - группа Всемирного Банка) |
31583078 |
654843 |
23,4614 |
Исламский Банк Развития (ИБР) |
2907449,1 |
60283 |
2,15979 |
Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития (МФСР) |
408845,71 |
8477 |
0,30371 |
Северный Фонд Развития (СФР) |
278914,09 |
5783 |
0,20719 |
МНОГОСТОРОННИЕ НЕЛЬГОТНЫЕ |
1627473,1 |
33744 |
1,20897 |
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) |
1627473,1 |
33744 |
1,20897 |
ИТОГО ВНЕШНИЙ ДОЛГ |
134617020 |
2791147 |
|
Государственный внешний долг к ВВП за 2012 год (в %) |
47,22 |
Информация о работе Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики