Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:24, курсовая работа
С данного момента долговая проблема развивающихся стран заняла одно из наиболее значительных мест в иерархии проблем международных экономических отношений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние государственного бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Введение
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1. Причины возникновения и сущность внешнего долга.
1.2. Классификация видов государственного внешнего долга
1.3. Методы управления внешним долгом.
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1. Предпосылки возникновения долговой ситуации в Кыргызской Республике.
2.2. Анализ структуры государственного внешнего долга Кыргызской Республики.
2.3. Анализ источников погашения внешнего долга Кыргызской Республики.
Глава III. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.
3.1. Проблемы в погашении внешнего долга Кыргызской Республики.
3.2. Пути улучшения долговой ситуации, принятые в международной практике.
Заключение
Список литературы
8
В структуре многостороннего долга самыми крупными кредиторами являются: Всемирный Банк (ВБ), Азиатский Банк Развития (АБР), Международный Валютный Фонд (МВФ) и другие. Среди двусторонних кредиторов, крупными заимодателями являются Россия, Япония, Китай, Германия и Турция.
Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 3 процентов).
Кредитный портфель государственного внешнего долга Кыргызской Республики состоит из порядка 115 действующих кредитов, в которые входят займы со следующими компонентами: многосторонние льготные, многосторонние не льготные, двусторонние льготные, двусторонние не льготные и условные обязательства (кредиты частному сектору выданные под государственную гарантию).
Сумма освоенного и непогашенного долга составляет:
Диаграмма 2. Структура государственного внешнего долга КР.
9
В 1993 году между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации заключены следующие кредитные соглашения на не льготных условиях:
Два полученных кредита были
распределены между предприятиями и организациями
республики в основном для закупки сырья
и материалов.
Учитывая значительную задолженность
по этим кредитам и довольно жесткие кредитные
условия (высокая процентная ставка, небольшие
сроки предоставления), а также в связи
с образовавшейся в последующем просрочкой
по платежам, долг Кыргызской Республики
по кредитам Российской Федерации неоднократно
реструктуризировался. Последнее соглашение
о реструктуризации долга подписано сторонами
5 сентября 2005 года.
Основные условия:
Дополнительным условием реструктуризации явилась капитализация части процентных обязательств в период с 2005-2008 гг. Это означает, что в указанный период начисленные проценты будут выплачиваться частично. Невыплаченная же часть подлежит погашению в течение 23 лет, 7 из которых - льготные. Предусмотрено, что в течение этого времени на них будут начисляться проценты по ставке 5,6250% годовых.
На сегодня общая сумма государственного внешнего долга Кыргызской Республики перед Российской Федерацией по указанным кредитам составляет 300 млн. долларов США.
Кыргызской Республике со стороны Банков Германии было предоставлено два не льготных кредита:
Задолженность Правительства
Кыргызской Республики по указанным кредитам
были реструктуризированы в рамках протокола
Парижского Клуба от 11 марта 2005г. посредством
подписания Соглашения Гермес Кредитверзихерунгс-
Основные условия:
На сегодня остаток долга Кыргызской Республики по данным кредитам составляет 5 807 779,92 евро.
Для восстановления систем электроснабжения и центрального отопления и обеспечение теплом и горячей водой жителей г. Бишкека 5 июня 1998 года Правительство Кыргызской Республики подписало кредитное соглашение с Правительством Королевства Дании на получение кредита на сумму 7 097 041 долларов США, со сроком погашения 8лет, льготным периодом – 3 года и процентной ставкой - 3% годовых. Получателем кредита явилось АО «Кыргыз энерго» (ОАО «Бишкек теплосеть»).
В рамках Протокола Парижского клуба от 11.03.2005г. сторонами 18 октября 2005 года в г. Париж заключено Соглашение о реструктуризации долга.
Основные условия:
На сегодня сумма обязательств Кыргызской Республики по данному кредиту составляет 3 347 677 долларов США.
В соответствии с Кредитным соглашением между Национальным банком Кыргызской Республики и Экспортно-кредитным банком Турции (далее «Эксимбанк Турции») от 15 января 1993 года средства для финансирования товарных и инвестиционных проектов составили 73,2 млн. долларов США (37,53 млн. долларов США – на финансирование проектов, 1,8 млн. долларов США - для закупки сельхоз химикатов, 36,67 млн. долларов США – товарный кредит). Фактически было освоено 48,5 млн. долларов США.
Структурным подразделением Министерства финансов Кыргызской Республики - Государственным фондом развития экономики - ведется регулярная работа по отслеживанию и обеспечению возвратности задолженности хозяйствующими субъектами (предприятиями-заемщиками) средств кредита Экспортно-кредитного банка Турции.
Необходимо отметить, что долг Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции неоднократно реструктуризировался. Последнее соглашение о реструктуризации долга подписано сторонами 9 марта 2006 года.
Основные условия:
В дополнение, 23 февраля 2010 года было заключено Соглашение о внесении изменений в указанное Соглашение о реструктуризации долга между Правительством Кыргызской Республики и Эксимбанком Турции, согласно которому процентная ставка снижена в два раза, с текущей 2,72% до 1,36% годовых.
На сегодня сумма основного долга Кыргызской Республики по кредиту Эксимбанка Турции составляет 49 385 274,58 долларов США.
Необходимо отметить, что в апреле 2011 года в ходе официального визита Премьер-министра КР в Турцию, на встрече с Премьер-министром Турции Реджеп Эрдоганом была достигнута договоренность о преобразовании долга Кыргызской Республики перед Экспортно-кредитным банком Республики Турция в грант. Долг еще не переоформлен, в настоящее время Правительствами двух стран проводится соответствующая работа в этом направлении.
Задолженность Кыргызской Республики сформировалось после распада СССР из задолженности по корреспондентским счетам в банковских системах стран бывшего СССР. По итогам Акта выверки межгосударственных расчетов по результатам торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Республикой Кыргызстан за 1992 год (до перехода на расчеты по корреспондентским счетам) от 16 августа 1995 года, произведенной между Национальными банками Республики Беларусь и Кыргызской Республики, сальдо за период с 01.01.1992 г. до открытия сторонами корсчетов сложилась в пользу Республики Беларусь в сумме 45 929 910,81 рублей или 207 649,13 долларов США (по расчетам НБКР).10
В результате многочисленных переговоров в марте 2011 года подписано Соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь об урегулировании долговых обязательств и требований за 1992 год.
Согласно данному соглашению стороны пришли к согласию, что долг Кыргызской Республики в размере 207 649,13 долларов США будет погашен ежегодными равными долями в течение 2011-2013 годов.
В структуре общего внешнего долга на долю России, Казахстана и Китая на конец 1 полугодия 2012 года приходилось 32,8 процента или 1 647,7 млн. долларов США. По-прежнему сохраняется рост государственного внешнего долга Кыргызстана перед основными торгово-экономическими партнерами. На конец 1 полугодия 2012 года в структуре государственного внешнего долга, составившего 2 845,1 млн. долларов США, на долю России и Китая приходилось 29,0 процента (государственный внешний долг перед Казахстаном отсутствовал).
Диаграмма 3. Структура общего внешнего долга.
11
Диаграмма 4. Структура государственного внешнего долга.
Объем частного негарантированного внешнего долга перед Россией, Казахстаном и Китаем также последовательно увеличивался и на конец 1 полугодия 2012 года составил 514,4 млн. долларов США или 39,2 процента от общего частного негарантированного внешнего долга Кыргызстана. Внешний долг финансового сектора Кыргызстана в рассматриваемом периоде составил 232,8 млн. долларов США. При этом долг финансового сектора перед кредиторами из России, Казахстана и Китая составил 12,3 процента от общего объема.
График 4. Структура частного негарантированного внешнего долга.
2.3. Анализ источников погашения структуры внешнего долга КР.
Проведение неадекватной внутренней экономической и финансовой политики приводит к образованию непосильной внешней задолженности, что в сочетании с общим ухудшением условий торговли и ростом процентных ставок привело к тому, что все большее число стран оказывается не в состоянии выполнять свои долговые обязательства. В странах с переходной экономикой эти проблемы связаны со спадом производства и политической нестабильностью.
При таких обстоятельствах страна должна достичь договоренности о смягчении условий погашения задолженности. Этот процесс называется реструктуризацией долгов.
Реструктуризация - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, и о внесении таких платежей по новому графику.
Наиболее сложная ситуация возникала в 2002 году, когда из-за нехватки бюджетных средств правительство вынуждено было впервые обратиться в Парижский клуб кредиторов с просьбой реструктуризировать внешний долг. В результате были сокращены объемы обслуживания внешнего долга перед двусторонними кредиторами в среднесрочном периоде.
В 2005 году наша страна вновь столкнулась с подобной проблемой и была вынуждена вторично обратиться в Парижский клуб кредиторов. Предоставленная реструктуризация 2005 года позволила решить проблему устойчивости двустороннего внешнего долга и значительно сократить объемы обслуживания долга перед двусторонними кредиторами в долгосрочном периоде.
Но, несмотря на принятые меры, проблема платежеспособности страны в долгосрочном периоде все еще остается актуальной. Ведь большая часть внешнего долга представлена обязательствами перед многосторонними кредиторами - международными финансовыми институтами. Ситуация усложнилась из-за апрельских и июньских событий 2010 года, приведших к многочисленным разрушениям и убыткам. В настоящий момент страна испытывает экономические и финансовые трудности, особенно по покрытию бюджетного дефицита.
Чтобы ослабить бремя внешнего долга на долгосрочный период, ведутся переговоры со странами-кредиторами в двустороннем формате по рассмотрению вопроса о предоставлении реструктуризации долга, проведении своп-операций (обмен долга на активы, развитие и т.д.), а также его списании или преобразовании в грант.
В сентябре прошлого года заключено соглашение с Россией, по которому подлежит единовременному списанию задолженность в сумме $188,9 млн. Еще $300 млн. будут списываться равными долями в течение 10 лет, начиная с 16 марта 2016 года.
Информация о работе Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики