Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

С данного момента долговая проблема развивающихся стран заняла одно из наиболее значительных мест в иерархии проблем международных экономических отношений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние государственного бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

Содержание

Введение
Глава I. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1. Причины возникновения и сущность внешнего долга.
1.2. Классификация видов государственного внешнего долга
1.3. Методы управления внешним долгом.
Глава II. Современное состояние внешнего долга Кыргызской Республики.
2.1. Предпосылки возникновения долговой ситуации в Кыргызской Республике.
2.2. Анализ структуры государственного внешнего долга Кыргызской Республики.
2.3. Анализ источников погашения внешнего долга Кыргызской Республики.
Глава III. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.
3.1. Проблемы в погашении внешнего долга Кыргызской Республики.
3.2. Пути улучшения долговой ситуации, принятые в международной практике.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.внешний долг (финансы - Бектенова).docx

— 205.91 Кб (Скачать файл)

В октябре 2012 года вступило в силу соглашение с Турцией, по которому Кыргызстану списана задолженность в размере $49,2 млн. А в апреле состоялась встреча сотрудников Минфина и МИДа КР с представителями Эксимбанка Кореи, на которой корейская сторона подтвердила согласие реструктуризировать нашей республике задолженность на условиях протокола Парижского клуба кредиторов 2005 года. В настоящее время идет согласование проекта соглашения о реструктуризации, подписание которого ожидается во II либо III квартале этого года.14

В Минфине отмечают, что пик обслуживания внешнего долга приходится на период с 2018-го по 2024 год. Однако этот период может сместиться в зависимости от привлечения новых заимствований и обслуживания существующего долга. К примеру, если произойдет списание какого-либо долга, погашение которого начинается с 2018 года, то сумма обслуживания уменьшится, и соответственно передвинутся пиковые периоды.

С одной стороны, рассчитываясь по обязательствам, с другой, Кыргызстан все еще продолжает набирать новые долги. В 2012 году были подписаны соглашения по 14 инвестиционным проектам на сумму $792,8 млн., из которых грант составил $121,7 млн., а кредит – $671,1 млн. 6 проектов будут реализованы в социальном секторе, 3 – в инфраструктурном, по 2 проекта - в энергетическом и транспортном, один – в сектор государственного управления.

С начала этого года заключены соглашения по четырем инвестиционным проектам на $31,7 млн. Из них $11,7 млн. – это грантовые средства и $20 млн. - кредитные. Проекты охватывают сельское хозяйство, сферу транспорта, улучшения инфраструктуры и социальный сектор.

Для оценки эффективности использования заимствуемых средств Минфин с финансовыми институтами ежеквартально проводят обзор портфеля инвестиционных проектов, включающий мониторинг и анализ их реализации. К примеру, в январе этого года был проведен обзор портфеля с Всемирным банком, а в феврале - с Азиатским банком развития. Вместе они составляют план мероприятий по устранению возникающих проблем, затем Минфин каждые три месяца оценивает их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики.

3.1. Проблемы в  погашении внешнего долга Кыргызской  Республики.

Пока существует государственная задолженность, проблема внешнего долга будет волновать государство и население страны. А если брать во внимание нестабильность экономики, как в Кыргызской Республике, так и во всем мире, то государственный долг будет существовать неопределенно долгое время.

Беря кредиты, мы стараемся покрыть дефицит государственного бюджета, что в свою очередь должно послужить к улучшению социально-экономического уровня жизни населения страны. Но раз мы берем, то должны это отдать, а отдаем мы деньги опять же населения страны, деньги налогоплательщиков - получается замкнутый круг.

В любой ситуации, чтобы избавиться от какой-либо проблемы необходимо в первую очередь избавиться от ее причины. В случае с государственным долгом это бюджетный дефицит. Если в государстве профицит бюджета, то это позволяет, во-первых, прекратить внешние заимствования, что в свою очередь остановит рост государственного долга; во-вторых, позволит выплатить часть внешнего долга, что приведет к его уменьшению; в-третьих, позволит направить средства на установление социально-экономического состояния населения.

Сложность в том, что в условиях экономического кризиса невозможно добиться профицита бюджета, в особенности, когда экономики стран так сильно зависят друг от друга. Поэтому это не решение в данной ситуации.

Первое, что следует отметить, что в перечне стран по размерам государственного долга Кыргызстан занял 99 место в международном рейтинге из 144 стран мира. Об этом говорится в отчете конкурентоспособности экономики (Global Competitiveness Index 2012-2013), подготовленном World Economic Forum (Всемирный экономический форум).15

Второе.  По состоянию на 31 мая текущего  года размер государственного долга (внешний + внутренний) Кыргызстана составил $3 млрд. 63 млн. или 147 млрд. 740 млн. сомов. Об этом сообщается в полугодовом обзоре по исполнению республиканского бюджета Кыргызстана за 2013 год. Из них 91 % составляет государственный внешний долг - $2 млрд. 791 млн. или 134 млрд. 617 млн. сомов. 9 % составляет государственный внутренний долг - $272 млн. или 13 млрд. 123 млн. сомов.16

За 6 месяцев текущего года из республиканского бюджета на обслуживание государственного долга (внешний + внутренний) Кыргызстана фактически было направлено 5 млрд. 747,492 млн. сомов, из них:

  • по государственному внешнему долгу  - 1 млрд. 759,993 млн. сомов;
  • по государственному внутреннему долгу -  3 млрд. 987,499 млн. сомов.

Большая часть - обязательства перед Всемирным банком, МВФ и Азиатским банком развития. С 2010 года относительный объем долга снизился с 58 до 51,1% ВВП (с 264 до 190% доходов бюджета, прогноз на 2013 г.- 166% доходов бюджета), в том числе за счет списания долгов и эффекта роста базы показателя - ВВП. Внутренние заимствования играют все меньшую роль в финансировании дефицита бюджета. Сальдовое привлечение внутреннего долга снижается с 40% в 2010 году до 23% в 2012 и 0% доходов бюджета в 2013 году. Привлечение нового внутреннего долга почти полностью направляется на рефинансирование прежних внутренних заимствований. Вероятно, имеет место «эффект вытеснения» - государство фактически «опустошает» рынок капитала, что тормозит развитие экономики. Ставки по кредитам для бизнеса в 2,5-3 раза превышают уровень инфляции.17

Погашать внешнюю задолженность будут из национальных сбережений, что приведет к сокращению благосостояния населения.

Для этого необходимо:

1. Создание системы эффективного  управления государственным долгом. Это в свою очередь позволит  минимизировать совокупные издержки  и сократить номинальный объем  долга;

2. Совершенствование налоговой  системы. Речь не идет о повышении  самих налогов. Необходимо жестко  контролировать их распределение, четко прослеживать их путь  с момента получения (поступления  в бюджет) до момента реализации (конечной точки распределения). Ведь доходы в бюджет в настоящее  время являются основным источником  покрытия государственного долга.

3. Выплачивать строго  в соответствии с графиком. Это  относится как к дате выплат, так и к их размеру. Иначе  не только увеличивается объем  долгов, но и проценты по выплатам  увеличиваются в зависимости  от срока предстоящих платежей.

Изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса.

В июле 2005 года была озвучена инициатива по списанию многостороннего долга (MDRI - Multilateral Debt Relief Initiative) на саммите «Большой восьмерки, который прошел в Шотландии. Страны, которые достигли стадии завершения в рамках программы ХИПИК, могут получить 100% сокращение долга перед MAP и МВФ. Не предполагается выдвижение каких-либо новых условий, однако перед принятием решений международные финансовые организации осуществят оценку экономического состояния страны.  В 2006-2007 годах бурно обсуждалась идея участия КР в программе HIPC (ХИПИК), что являлась «входным билетом» в программу MDRI (Multilateral Debt Relief Initiative — Инициатива сокращения многостороннего долга). Общественность Кыргызстана и правительство отказались вступать в эту программу и правительство решило выплачивать долг за счет проведения мероприятий по реструктуризации и развитию экономики.

Как показывает практика, долги Кыргызстана перед отдельными странами списываются куда легче, чем долги перед международными финансовыми институтами. На момент споров вокруг ХИПИК составляли до 70% всего внешнего долга. И, естественно, нам и нами было предложено немало путей погашения. Одним из самых эксцентричных и в то же время до сих пор популярным является идея списания части внешнего долга для направления этих средств на решение экологических проблем. Впервые она всплыла в 2003 году и уже тогда, с подачи ПРООН и некоторых других международных организаций, предлагалась на уровне министра экологии и чрезвычайных ситуаций. Но данная операция может поставить крест на возможности индустриализации хозяйства. В то же время выхлоп от этого может оказаться мизерным.

Специалисты считают, что в настоящее время государство попросту неспособно выплатить свои долги, как бы оно не старалось это сделать. Подобная ситуация особенно опасна тем, что ее вполне могут использовать в своих интересах внешние силы, которые постараются повлиять на решения властей страны в политической сфере. Так, немало экспертов считает, что не исключен и прямой шантаж со стороны того же Всемирного банка, которому Кыргызстан также задолжал значительную сумму денег. Предметом торга при этом может быть Центр транзитных перевозок «Манас», который закроется летом будущего года. В обмен на списание долгов от республики могут потребовать продлить срок его пребывания еще на время.18

На сегодня проблема внешней задолженности имеет для Кыргызстана два аспекта:

  1. долги как таковые;
  2. решение проблемы задолженности как необходимое условие открытия новых внешних кредитных источников для финансирования бюджетного дефицита.

 

3.2. Пути улучшения  долговой ситуации, принятые в  международной практике.

Проведение неадекватной внутренней экономической и финансовой политики приводит к образованию непосильной внешней задолженности, что в сочетании с общим ухудшением условий торговли и ростом процентных ставок привело к тому, что все большее число стран оказывается не в состоянии выполнять свои долговые обязательства. В странах с переходной экономикой эти проблемы связаны со спадом производства и политической нестабильностью.

Стремясь избежать многочисленных двусторонних переговоров между государством-должником и его различными кредиторами, последние создали переоформления задолженности на многосторонней основе. Речь идет о реорганизации долга, его целях, процедурах и учреждениях, занимающихся реструктуризацией долга.

Реструктуризация долга имеет следующие краткосрочные цели:

Разрешать кризис в области ликвидности путем:

- отсрочки или рефинансирования  наиболее срочных долговых обязательств;

- распространения платежей (сведенных воедино на срок  в несколько лет);

Предоставлять новые кредиты с целью:

- облегчить кризисную ситуацию с ликвидностью;

- финансировать импорт, необходимый  для произведения товаров на  экспорт, что даст возможность  получать иностранную валюту.

Долгосрочными целями реструктуризации долга являются:

  1. Воздержание от создания кризисной ситуации с ликвидностью;
  2. Смягчение и, в конечном итоге, ликвидация кризисной ситуации;
  3. Воссоздание атмосферы, в которой государство может нормально работать в условиях международных кредитных рынков.

Кредиторы и должники пересматривают долги на межправительственном уровне. Составляются межправительственные соглашения, в соответствии с которыми устанавливаются новые сроки погашения. Однако на международном рынке есть специальные учреждения, занимающиеся реорганизацией долга. Именно к таким организациям и относятся Парижский и Лондонский клубы.

Парижский и Лондонский клубы - два основных органа реструктуризации суверенного долга. В целом Парижский клуб пересматривает сроки погашения официальным кредиторам, в то время как Лондонский клуб - коммерческим банкам.

За несколько десятилетий своего существования Парижский клуб стал одним из действующих сил в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Эта стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа:

  • проведение внутренних реформ и структурной перестройки;
  • предоставление внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение невыплаченных долгов среди кредиторов.

Лондонский клуб - это форма для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками. Поскольку такие переговоры между должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название “Лондонского клуба”. Он является не официальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми задолженность страны “третьего мира”.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их “членский состав” не стабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе кредиторы чаще всего представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу.

Информация о работе Перспективы снижения внешнего долга Кыргызской Республики