1.страхование от временной утраты
трудоспособности в связи с
общими заболеваниями, материнством
и смертью;
2.страхование от несчастных
случаев на производстве и
профессиональные заболевания;
3.предоставление дополнительных
льгот лицам, пострадавшим в
результате последствий радиационных
аварий, и ветеранам Великой Отечественной
войны за счет средств федерального
бюджета.
Поступления единого социального
налога занимают наибольший удельный
вес в доходах Фонда социального страхования
Российской Федерации. Порядок расчета
сумм единого социального налога, зачисляемого
в этот Фонд, в целом аналогичен порядку,
применяемому для Пенсионного фонда Российской
Федерации. Ставки единого социального
налога, зачисляемого в Фонд социального
страхования (ст. 241 НК РФ), так же, как и
для других внебюджетных фондов, дифференцированы
по регрессивной шкале в зависимости от
размера оплаты труда застрахованных
работников. С 2005 г. основная ставка зачисления
части единого социального налога в Фонд
социального страхования Российской Федерации
снижена с 4 до 3,2%.
Отчисления от сельхозналога, единого
налога при упрощенной системе налогообложения,
единого налога на вмененный доход
поступают от предпринимателей, юридических
или физических лиц, если их доход
получен от деятельности, на которую
распространяются указанные специальные
налоговые режимы. Процент отчисления
от этих налогов в Фонд социального страхования
РФ устанавливается налоговым и бюджетным
законодательством.
С 2003 г. у индивидуальных предпринимателей,
не имеющих наемных работников, есть
возможность осуществлять добровольные
страховые взносы в Фонд социального
страхования РФ для получения пособий
при временной нетрудоспособности, а также
по беременности и родам1.
Страховые взносы по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний. Тарифы
взносов по этому виду социального
страхования устанавливаются в
процентах к начисленной оплате
труда по всем основаниям (доходу) застрахованных,
а в соответствующих случаях
— к сумме вознаграждения по гражданско-правовому
договору, и дифференцированы в зависимости
от класса профессионального риска.
Класс профессионального риска
для отрасли (подотрасли) экономики
определяется по специальной методике,
учитывающей соотношение фактической
величины выплат по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний к фонду
оплаты труда в данной отрасли. Органы
управления Фондом социального страхования
Российской Федерации имеют право применять
скидки и надбавки к установленным страховым
тарифам в качестве стимула создания работодателями
условий, приводящих к снижению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.
При ликвидации юридических лиц
— страхователей по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний они вносят в Фонд
социального страхования РФ, капитализированные
платежи.
Размер субвенций из федерального
бюджета Фонду социального страхования
Российской Федерации определяется
ежегодно федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий
год.
Доходы от размещения временно свободных
денежных средств. В соответствии с
Положением о Фонде социального
страхования Российской Федерации
временно свободные денежные средства
Фонда могут инвестироваться
в банковские депозиты и ликвидные
ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок
формирования и размещения резерва
по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, согласно
которому средства резерва размещаются
в высоколиквидные государственные
ценные бумаги.
Вопрос №
61: Финансовый план акционерного общества,
его основные показатели.
Финансовый план предприятия - основной
инструмент реализации его финансовой
политики. В процессе формирования
и выполнения финансового плана
решаются задачи оптимизации структуры
капитала, обеспечения финансовой устойчивости
предприятия, повышения его инвестиционной
привлекательности для инвесторов
и кредиторов. В процессе текущей
производственно - хозяйственной деятельности
задачей финансового плана является обеспечение
денежными средствами всех направлений
и функций управления - производственной,
маркетинговой, инвестиционной и др.
Управление финансами может
быть реактивным или стратегическим.
Реактивная система управления
состоит в решении задач по
мере их возникновения. Эта
система, по своему содержанию
напоминающая "латание дыр", неэффективна.
Однако именно она, к сожалению,
является на наших предприятиях
преобладающей. Это объясняется
сложным финансовым положением,
в котором находятся многие
предприятия: примерно 40% из них
все еще убыточны.
Кроме того, затрудняют финансовое
планирование неплатежи, т.е. наличие
у предприятий большой просроченной
дебиторской задолженности, а
также все еще значительный
удельный вес неденежных форм расчетов
между предприятиями. Доля бартера в расчетах
составляет примерно 15%.
С другой стороны, и многие
вполне благополучные в финансовом
отношении предприятия работают
по принципу постоянного, по
существу, бессистемного поиска
решений "неожиданно" возникающих
финансовых проблем.
Иной характер имеет стратегическая
система финансового планирования.
Она предполагает разработку
финансовых планов на сравнительно
длительный период (минимум на
год), но суть ее не в периодичности,
а в главном принципе подхода
к финансовому планированию: оно
подчинено решению заранее установленных
задач. Для решения каждой из
них определяются необходимые
средства и их источники. Но
так как от возникновения непредвиденных
обстоятельств, особенно в условиях
рыночной экономики, никто не
застрахован, то система стратегического
планирования предусматривает возможности
решения вновь возникающих задач:
в расчете на 2 - 3 года финансовый
план имеет характер прогноза
в том смысле, что некоторые
его показатели могут устанавливаться
в определенном диапазоне ("от"
и "до"). Кроме того, могут
быть предусмотрены варианты
решения отдельных задач. Например,
в предстоящем периоде инвестиционная
программа предприятия потребует
затрат в сумме 100 млн руб. В качестве
источников покрытия этой потребности
в инвестициях намечена чистая прибыль
предприятия и амортизационные отчисления.
Однако если амортизационные отчисления
могут быть рассчитаны с необходимой точностью,
то определить с такой же точностью сумму
прибыли, которая будет получена через
год или два, далеко не всегда удается.
Поэтому для безусловного обеспечения
инвестиционной программы финансовыми
ресурсами должны быть предусмотрены
также иные возможные источники средств,
в том числе различные формы заимствования;
каков бы ни был горизонт
финансового планирования, основным
является годовой финансовый
план с разбивкой по кварталам,
а на очередной квартал - по
месяцам. Так как отклонения
от заранее установленных показателей
- не аномалия, а нормальное, объективное
явление, то месячные планы
имеют скользящий характер в
том смысле, что по ожидаемым
или фактическим итогам каждого
месяца уточняется финансовый
план на очередной месяц. И
является он не вариантным, а
однозначным и адресным;
важнейшая задача финансового
планирования - обеспечение финансовой
устойчивости предприятия - не
может быть решена без создания
необходимых резервов. Формирование
резервов - необходимое условие обеспечения
устойчивого состояния предприятия
в неустойчивой рыночной среде.
Резервный фонд акционерного общества
в этом отношении реального значения не
имеет, так как жестко установленные Законом
"Об акционерных обществах" направления
его использования с производственно
- хозяйственной деятельностью предприятия
практически не связаны (за исключением
одного из них - использования резервного
фонда в качестве источника средств на
покрытие убытков предприятия).
Реальными резервами, имеющими
существенное значение для предприятий
и оказывающими влияние на
формирование конечных финансовых
итогов работы, являются резервы,
которые образуются за счет
финансовых результатов деятельности
предприятий, т.е. за счет прибыли
до налогообложения. Это "Резервы
под снижение стоимости материальных
ценностей" (сч. 14). Так как формирование
резервов уменьшает облагаемую налогом
прибыль, порядок их образования и использования
регламентируется нормативными актами,
методическими указаниями. Пока методических
указаний по созданию и использованию
резервов под снижение стоимости материальных
ценностей (запасов сырья, материалов
и т.п.) еще нет.
За счет финансовых результатов
деятельности предприятий (дебет
91 "Прочие доходы и расходы")
формируются "Резервы под обесценение
вложений в ценные бумаги" (сч.
59). Возможность создания этих резервов
имеет значение для предприятий, вполне
благополучных в финансовом отношении,
так как далеко не каждое из них может
себе позволить осуществление финансовых
вложений в форме приобретения акций других
акционерных обществ. Кроме того, указанные
резервы создаются только в том случае,
когда на балансе общества (на сч. 58 "Финансовые
вложения") отражена стоимость акций,
котирующихся на организованном рынке
ценных бумаг - на фондовых биржах, в Российской
торговой системе и т.п., и их котировки
регулярно публикуются. Но при этом отчисления
в "Резервы под обесценение вложений
в ценные бумаги", хотя и относятся к
внереализационным расходам, не уменьшают
облагаемую налогом прибыль.
С 1 января все предприятия
вправе создавать "Резервы
по сомнительным долгам" (сч. 63)
для покрытия убытков от списания безнадежной
дебиторской задолженности. До сих пор
такую возможность имели только предприятия,
которые в условиях налогообложения определяли
выручку от реализации "по отгрузке",
т.е. методом начислений, в то время как
подавляющее большинство предприятий
определяло ее (в целях налогообложения)
"по оплате", т.е. кассовым методом.
С 1 января 2002 г. в соответствии со ст.272
Налогового кодекса Российской Федерации
практически все предприятия должны определять
выручку от реализации по методу начисления
("по отгрузке"). Исключение сделано
лишь для небольших предприятий, у которых
квартальная выручка в среднем за 4 квартала
не превышала 1 млн руб.: им разрешено и
впредь определять выручку по кассовому
методу. Но при таком критерии даже многие
малые предприятия должны будут определять
выручку по методу начисления.
Создание "Резервов по сомнительным
долгам" выгодно, так как отчисления
в них уменьшают облагаемую
налогом прибыль.
Однако формирование указанных
резервов не обеспечивает необходимой
гибкости и маневренности в
процессе предпринимательской деятельности,
так как все они представляют
собой источники средств, строго
регламентированные по назначению,
указанному в учетной политике
предприятия. А нерегулируемым
источником средств является
только нераспределенная прибыль,
используемая по усмотрению собственников
предприятия (в акционерном обществе
- по решению общего собрания).
Но необходимы не только источники,
но и сами средства - денежные
средства и высоколиквидные активы,
в первую очередь - краткосрочные
финансовые вложения. Реальным финансовым
резервом могут быть и долгосрочные
вложения в высоколиквидные ценные
бумаги - акции и облигации. Приобретение
таких ценных бумаг определяется
стратегическими, а не спекулятивными
намерениями и интересами предприятия
- инвестора, но в случае необходимости
они служат и краткосрочным
целям, так как могут быть
быстро реализованы. Наличие такого
рода резервов - верный признак
финансового благополучия предприятия,
так как предприятию, переживающему финансовые
трудности, не до формирования резервов.
При разработке финансового
плана должны быть соблюдены
общие принципы планирования, сложившиеся
как в нашей, так и в зарубежной
хозяйственной практике. Являясь
документом, с помощью которого
регулируется процесс формирования
доходов предприятия, поступления
и расходования денежных средств,
финансовый план одновременно
обеспечивает предпосылки для
осуществления предпринимательской
деятельности и в то же время
отражает ее результаты. Поэтому
непременным принципом финансового
планирования должна быть его
непрерывность, не должно быть
периодов, когда предпринимательская
деятельность осуществляется без
финансового плана. Другое дело,
что формы плана могут различаться
по степени сложности - от примитивных
схем до многофакторных моделей,
но финансовый план сопровождает
все этапы предпринимательской
деятельности начиная с ее организации
и формирования уставного или складочного
капитала.
Другим необходимым принципом
финансового планирования является
его гибкость и маневренность.
Несмотря на то что финансовое планирование
должно быть не реактивным, а стратегическим,
т.е. финансовый план должен быть подчинен
задачам достижения определенных стратегических
целей, он в то же время должен обладать
определенным запасом финансовой прочности
для быстрого и эффективного реагирования
на изменяющиеся условия предпринимательской
деятельности.