Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
провести анализ бюджетных расходов на образование;
выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования;
предложить рекомендации по решению проблем бюджетного финансирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос организации  системы образования в государстве  является одним из центральных.

Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется  бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конституцией  также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно  высшее профессиональное образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении.

Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы  на обеспечение образования берет  на себя государство, т.е. такие расходы  должны быть предусмотрены в соответствующем  бюджете.

На образование  в 2009-м закладывается 336,1 млрд руб., или 4,8% от расходной части бюджета. Но при том, что расходы на образование в денежном выражении возрастают, удельный вес их в сумме бюджетных расходов, а также в соотношении к ВВП, постоянно снижается.

Финансирование  расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные  образовательные учреждения, как  правило, это учреждения высшего  и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные  бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты  осуществляют финансирование общеобразовательных  школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

 

Расходы федерального бюджета на образования в 2008 год  составили 1 564 8864 тыс. руб., на плановый период 2009 года 446 4007тыс. руб. и 2010 года 460 1939 тыс. руб.

Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики  предоставляемых образовательных услуг.

Расходы на организацию  образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный  ремонт и капитальное строительство.

Расходы бюджета  на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.

Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку  учебный и финансовый год не совпадают  по срокам.

Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 (или 7) лет, в зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе - 3 или 4 года.

Прием в десятые  классы планируется с учетом поступления  части учеников в начальные или  средние профессиональные учебные заведения -лицеи, колледжи, техникумы, училища.

Наполняемость классов определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах - не более 25 учащихся. При этом допускается  отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст. Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.

Количество  классов и количество школ является основой для расчета основной статьи расходов - оплаты труда.

При планировании объема нагрузки учитывается предельное количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий, для 5-6 - 30 часов, для 7-8 -34 часа и для 9-11 - не более 36 часов в неделю.

Для школ с углубленным изучением предметов и школ инновационных форм возможно увеличение недельной нагрузки на 10-15% на основании решения Совета школы.

На основании  количества классов и объема часов  по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.

Ставки заработной платы устанавливаются на основании  Единой тарифной сетки (ETC), которая  включает 18 разрядов. Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ETC и зависят  от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.

Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд - 8 ставок, 8 разряд -6, 9 разряд - 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.

Фонд оплаты труда административно-управленческого  аппарата также так же определяется по ETC. Например, ставка директора школы  устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.

При формировании бюджетов муниципальных образований субъекты федерации могут использовать нормативный метод, согласно которому расходы местных бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе.

 

 

 

2.2 Особенности  планирования расходов учреждений  профессионального и дополнительного образования

 

Расходы учреждений начального и среднего профессионального  образования планируются исходя из среднегодового числа учащихся и  количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с  планом на каждый год.

На основании  количества групп, числа дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов  часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной нагрузки.

На основании  общего объема часов и объема часов  за ставку рассчитывается необходимое  количество ставок преподавателей.

Помимо ставок преподавателей в учреждениях профессионального  образования предусматриваются  ставки мастеров производственного  обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как  правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.

Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого  и учебно-вспомогательного персонала.

Ставки заработной платы работников профессиональных учреждений устанавливаются, так же как и в школах, в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого  работника устанавливается в  соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым на основе аттестации.

В учреждениях  профессионального образования  предусмотрена выплата стипендий  учащимся. Объем стипендиального  фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются постановлением Правительства РФ от 2 июля 2001 г. № 487.

Также как и  в школах, педагогическому составу  выплачивается компенсация на книгопечатную  продукцию из расчета 100 рублей в  месяц.

Другие виды расходов планируются в соответствии с экономической классификацией по видам расходов.

Планирование  расходов учреждений высшего профессионального  образования имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.

Фонд оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов  и норматива - количества студентов на одного преподавателя.

Численность студентов  определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана  подготовки специалистов за счет средств  бюджета.

Норматив количества студентов на одного преподавателя  устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области образования в зависимости от профиля вуза и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.

Фонд оплаты труда рассчитывается с учетом структуры  должностей -преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов  факультетов, а также ректора  и проректоров.

Объем учебных  часов на ставку в вузах не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального образования определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии с уставом вуза.

Оплата труда  в вузе также осуществляется на основании ETC, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата  или доктора наук.

Профессорско-преподавательскому составу предусмотрены компенсационные  выплаты на книгопечатную продукцию в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (150 рублей).

Предусматривается также оплата труда научных сотрудников  в соответствии с проводимыми  за счет бюджетных средств исследованиями.

Другие виды расходов с учетом специфики и  профиля вуза планируются по разделам экономической классификации.

Особенности планирования расходов учреждений дополнительного  образования связаны прежде всего  с тем, что в дошкольных учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.

Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.

Планирование  и финансирование расходов на средние специальные учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным и общим средним образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальности, для различных отраслей экономики и непроизводственной сферы страны.

Основные  показатели при расчете затрат на средние специальные заведения:

• среднегодовое  число учащихся;

• количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число учащихся исчисляется так  же, как и по высшим учебным заведениям.

Расходы на текущее содержание средних учебных  заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выплату  стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Основная  статья расходов средних специальных  учебных заведений — заработная плата.

Фонд  заработной платы планируется с  учетом среднегодового числа групп  учащихся, которое определяется по переходящим группам — исходя из фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.

В фонд заработной платы средних учебных  заведений входят:

1) заработная  плата педагогического персонала;

2) доплата  за проверку письменных работ;

3) руководство  предметными комиссиями;

4) заведование  лабораториями и кабинетами;

5) классное  руководство;

6) заработная  плата учебно-вспомогательного и  административно-обслуживающего персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала определяется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы педагогам устанавливаются на основе единой тарифной сетки по результатам аттестации.

Фонд  заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодовому количеству штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.

Расходы на выплату стипендий и производственную практику учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как уже отмечалось, расходы на общеобразовательные  школы являются основными в общих  расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные  школы включают затраты:

• на текущее содержание;

• приобретение оборудования и инвентаря;

• капитальный ремонт;

• строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование