Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:06, курсовая работа
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство) и микроуровне (предприятия, домашние хозяйства).
В рамках поставленной цели попытаемся раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов организаций, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.
В 2008 г. объём ВВП РФ
в текущих ценах составлял 41 трлн.
451 млрд. руб. В 2009 году объём ВВП России
составил 39,161 трлн. руб. В 2009 г. наиболее
серьёзно снизилась валовая добавленная
стоимость в сфере
Рисунок 1. Формирование ВВП по годам в 2002–2011 гг. в текущих ценах, трлн. руб., и прирост, %.
По данным Росстата и последней переписи населения, теневая экономика в России составляет 16 процентов от ВВП. В этом секторе занято 13 миллионов человек. Эти цифры означают, что правовая матрица, существующая в стране, не удовлетворяет значительную часть населения, поэтому до сих пор существует большое количество видов деятельности, которые не попадают в поле зрения ни статистической, ни налоговой сферы.
В российской экономике последствия кризиса по-прежнему ощущаются. Но промышленное производство растет, рынок труда активизировался, кредитование постепенно восстанавливается. Поэтому в 2012 году прирост ВВП ожидается более высокий, чем в предыдущем году, примерно 4,2-4,5%. Однако при этом намечается более высокий уровень инфляции. Официальный прогноз властей РФ по росту экономики составляет 3,9% в 2012 году. По оценке Минэкономразвития РФ, в январе-феврале текущего года российская экономика выросла на 4,4% в годовом исчислении.
Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:
1. кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка;
2. налоги;
3. отчисления во внебюджетные фонды;
4. платежи населения в местный бюджет;
5. прочие.
Таблица 1. Состав государственных финансовых ресурсов и их форма
вид финансовых ресурсов |
уровень |
подуровень |
форма финансовых ресурсов |
собственные финансовые ресурсы |
макро- |
государство |
доход от сдачи в аренду
государственного и муниципального
имущества; от продажи этого имущества;
доходы от деятельности государственных,
муниципальных унитарных |
микро- |
хозяйствующий субъект |
уставный капитал, прибыль, амортизация | |
домашнее хозяйство |
заработная плата, доходы от продажи личного имущества | ||
финансовые ресурсы, мобилизованные на рынке |
макро- |
государство |
эмиссия ценных бумаг и бумажных денег, государственный кредит |
микро- |
хозяйствующий субъект |
продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит | |
домашнее хозяйство | |||
полученные в порядке перераспределения финансовые ресурсы |
макро- |
государство |
налоги, сборы, платежи |
микро- |
хозяйствующий субъект |
проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; страховые возмещения и т.д. | |
домашнее хозяйство |
Таблица 2. Распределение доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы в 2011 году, млрд. руб.
Федеральный |
Бюджеты
государ- |
Консолиди- |
Бюджеты
террито- |
Справочно | ||||
феде-ральный |
бюджеты
государ- |
консолиди- |
бюджеты
террито- | |||||
Доходы |
11366,0 |
5819,6 |
7643,9 |
904,6 |
8305,4 |
5175,7 |
6537,3 |
575,1 |
из них: |
342,6 |
- |
1927,9 |
- |
255,0 |
- |
1519,5 |
- |
налог на доходы физических лиц |
- |
- |
1995,8 |
- |
- |
- |
1790,5 |
- |
страховые взносы
на обязательное |
- |
3307,4 |
- |
220,9 |
- |
2312,8 |
- |
164,6 |
налог на добавленную
стоимость: |
1753,2 |
- |
0,3 |
- |
1328,7 |
- |
0,3 |
- |
на товары,
ввозимые на территорию |
1497,2 |
- |
- |
- |
1169,5 |
- |
- |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
231,8 |
- |
372,1 |
- |
113,9 |
- |
327,5 |
- |
ввозимым на
территорию |
46,6 |
- |
- |
- |
30,1 |
- |
- |
- |
налоги на совокупный доход |
- |
13,7 |
215,2 |
5,4 |
- |
18,3 |
178,9 |
10,5 |
налоги на имущество |
- |
- |
678,0 |
- |
- |
- |
628,2 |
- |
налоги, сборы
и регулярные платежи |
2046,9 |
- |
38,1 |
- |
1408,3 |
- |
32,4 |
- |
задолженность
и перерасчеты по |
1,1 |
2,4 |
1,9 |
0,3 |
33,3 |
12,0 |
2,2 |
8,7 |
из них единый социальный налог |
0,4 |
-0,9 |
0,0 |
0,1 |
32,9 |
4,4 |
0,0 |
8,4 |
доходы от внешнеэкономической |
4664,7 |
- |
- |
- |
3227,7 |
- |
- |
- |
доходы от использования
имущества, |
380,1 |
33,1 |
268,8 |
0,0 |
427,8 |
29,3 |
228,0 |
0,1 |
безвозмездные поступления |
29,0 |
2570,2 |
1768,3 |
655,9 |
0,3 |
2780,9 |
1511,7 |
376,9 |
платежи при
пользовании |
83,0 |
- |
28,8 |
- |
53,3 |
- |
24,3 |
- |
доходы от приносящей
доход |
0,6 |
- |
48,3 |
- |
0,2 |
- |
45,9 |
- |
Расходы |
10935,2 |
5387,0 |
7679,3 |
883,7 |
10117,5 |
4849,6 |
6636,9 |
574,3 |
из них на: |
787,4 |
104,0 |
468,8 |
9,0 |
887,91) |
68,8 |
481,51) |
8,0 |
обслуживание
государственного и |
262,7 |
- |
75,8 |
- |
195,0 |
- |
71,3 |
- |
национальную оборону |
1516,0 |
- |
3,5 |
- |
1276,5 |
- |
3,2 |
- |
национальную
безопасность |
1259,8 |
- |
282,1 |
- |
1085,4 |
- |
254,1 |
- |
национальную экономику |
1790,2 |
- |
1316,4 |
- |
1222,7 |
- |
1103,6 |
- |
из нее на: |
41,0 |
- |
21,5 |
- |
18,0 |
- |
30,5 |
- |
сельское хозяйство и рыболовство |
141,5 |
- |
231,3 |
- |
35,3 |
- |
227,0 |
- |
транспорт |
291,0 |
- |
212,2 |
- |
303,1 |
- |
161,5 |
- |
дорожное хозяйство |
349,5 |
- |
424,5 |
- |
281,1 |
- |
363,9 |
- |
связь и информатику |
42,6 |
- |
38,1 |
- |
39,3 |
- |
29,8 |
- |
прикладные
научные исследования |
178,7 |
- |
1,9 |
- |
119,9 |
- |
3,0 |
- |
другие вопросы
в области |
559,5 |
- |
277,0 |
- |
347,4 |
- |
187,8 |
- |
жилищно-коммунальное хозяйство |
279,8 |
- |
968,7 |
- |
234,9 |
- |
836,5 |
- |
социально-культурные мероприятия |
4370,6 |
5283,1 |
4527,0 |
723,3 |
1260,7 |
4671,5 |
3642,8 |
565,7 |
межбюджетные
трансферты |
651,3 |
- |
15,3 |
151,4 |
- |
- |
- |
- |
Профицит, дефицит (-) |
430,8 |
432,6 |
-35,4 |
20,9 |
-1812,0 |
326,1 |
-99,6 |
0,7 |
1) С учетом расходов по |
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.
Рисунок 2. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ.
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рисунок 3. Структура доходов консолидированного бюджета РФ.
Рисунок 4. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг.
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)
Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 4)
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.
Рисунок 5. Поступления доходов в федеральный бюджет.
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.
Рисунок 6. Структура доходов федерального бюджета.
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.
Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась.
Рисунок 7. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
2. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий
2.1 Виды источников финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы трансформируются в деловой оборот организации через соответствующие источники. Они могут быть рассмотрены с двух точек зрения. Во-первых, как совокупность инструментов, используемых для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для обслуживания производственных и прочих расходов организации. Именно в таком толковании определяются источники собственных и заемных средств в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 №118 [7, с.12]. В соответствие с данными рекомендациями источниками собственных средств могут служить эмиссия акций, реализация ненужного и выбывающего имущества, основных фондов, чистая прибыль и амортизация, источниками заемных средств – банковские кредиты и займы.
С другой точки зрения, источниками финансовых ресурсов может быть названа совокупность способов финансового обеспечения деятельности организации, потенциально доступных и фактически использованных в процессе создания, становления и развития организации, обеспечивающих определенную величину финансовых ресурсов.
Финансирование представляет собой процесс, включающий выявление альтернативных источников финансирования, выбор конкретных источников, организацию получения и расходования денежных или материальных ресурсов в зависимости от вида источников финансирования.
Источники финансирования образуют три основные группы: использованные, доступные, потенциальные. Первые – это совокупность таких источников финансирования потребностей организации, которые уже используются для формирования их капитала. Доступные источники – это источники, потенциально реальные для использования. «Набор» таких источников шире используемых.
Потенциальные источники – это те, которые теоретически могут быть использованы для функционирования коммерческих организаций в условиях совершенных финансово-кредитных и правовых отношений.
На уровне отдельной организации
использованными источниками
Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:
Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия.
Информация о работе Понятие финансовых ресурсов государства и организаций