Понятие, формы, законы денежного обращения. Методы управления и стабилизации. Денежный оборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета.

     Следует отметить, что бюджетный дефицит  вовсе не обязательно относится  к числу чрезвычайных событий. В  современном мире нет таких государств, которые в те или иные периоды  своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

     Причины возникновения дефицита бюджета могут быть трех типов:

     1) дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики — для страны с развивающейся экономикой, с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетный дефицит такого рода не страшен (конечно, в том случае, когда сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг для покрытия дефицита, не ложится на экономику страны и на налогоплательщиков в частности тяжким грузом, когда государственный долг не ведет к сокращению социальных программ);

     2) дефицит бюджета может возникнуть  в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно;

     3) бюджетный дефицит может отражать кризис экономики, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране — в этом случае дефицит является чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

     Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются  альтернативные источники его покрытия. Это, прежде всего, заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

     При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники  его финансирования.

     Существует  несколько возможных путей погашения  дефицита бюджета:

  • увеличение налоговых поступлений - следует понимать, что увеличение налогов не всегда приводит к увеличению доходов бюджета, поскольку рост налогов приводит к увеличению бюджета только до определенного предела;
  • выпуск облигаций государственного займа - приводит к увеличению рыночной ставки процента, а это, в свою очередь, ведет к снижению деловой активности в частном секторе, падению чистого экспорта и частичному снижению потребительских расходов;
  • дополнительная эмиссия денежных средств (в настоящее время запрещена законодательством Российской Федерации) — из-за превышения темпов роста реальной денежной массы над темпом роста реального валового внутреннего продукта происходит повышение среднего уровня цен, и в результате все экономические агенты платят своеобразный «инфляционный налог», и через возросшие цены часть доходов экономических агентов перераспределяется в пользу государства, таким образом, возникает сеньораж — доход государства от денежной эмиссии, в связи с чем налогоплательщики стараются как можно дальше оттянуть момент уплаты налогов, что приведет к еще большему увеличению дефицита бюджета;
  • отсроченные  платежи, когда правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок, в результате чего производители заранее увеличивают цены, а это ведет к новому витку инфляции.

     Сокращение  золотовалютных резервов страны и их продажа за рубеж.

     Состав  источников внутреннего и внешнего финансирования федерального бюджета  определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации:

  • внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных, бумаг от имени Российской Федерации, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации
  • внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации.
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  • кредиты, полученные от кредитных организаций.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования.
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  • кредиты, полученные от кредитных организаций [7, 216].

3. Проанализировать  объем и структуру  неналоговых доходов (по бюджету республики Татарстан)

     Для неналоговых доходов государства  характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.

     Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

     Во-вторых, в отличие от налогов, которые  всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

     В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

     Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

  • по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;
  • по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
  • по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
  • по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства [8, с. 129].

     Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

     В эту группу включаются довольно разнородные  платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

     Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет основные из них.

     1. Доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации

     2. Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации

     3. Финансовая помощь

     4. Безвозмездные перечисления

     5. Штрафы и иные суммы принудительного  изъятия [7, с. 189].

     Анализ  консолидированного бюджета Республики Татарстан за 2007-2009 гг., показывает, что неналоговые поступления имеют наименьшую часть в структуре доходов бюджета. Наблюдается постепенный рост неналоговых поступлений в процентном соотношении к доходной части бюджета: 2007 г – 9,8 %; 2008 г. – 11,16 %; 2009 г. – 13,5 % [2, с. 4].

Таблица 1

Показатели  поступления неналоговых  видов доходов  в бюджет Республики Татарстан (2007 – 2009 гг.) 

Наименование  налога Исполнение, млрд. руб.
2007 г. уд.вес, % 2008 г. уд.вес, % 2009 г. уд.вес, %
1. Доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  Республики Татарстан 0,8 11,1 1,1 12,1 1,5 12,2
2. Доходы от продажи  имущества, находящегося в собственности  субъекта Республики Татарстан 1,2 16,7 1,4 15,4 1,8 14,6
3. Финансовая  помощь 1,1 15,2 1,5 16,4 1,7 13,8
4. Безвозмездные перечисления 3,2 44,4 4,0 44,0 5,8 47,2
5. Штрафы и  иные суммы принудительного изъятия 0,9 12,6 1,1 12,1 1,5 12,2
  Всего 7,2 100 9,1 100 12,3 100
 

     Как показывают данные таблицы 1 в составе неналоговых доходов бюджета на протяжении последних трех лет основной удельный вес занимают безвозмездные перечисления, что составляет по годам: 2007 г. – 44,4%; 2008 г. – 44,0%; 2009 г. – 47,2%.

     Второе  место занимают доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Республики Татарстан: 2007 г. – 16,7%; 2008 г. – 15,4 %; 2009 г. – 14,6 % .

     Также значительный удельный вес занимают поступления финансовой помощи: 2007 г – 15,2%; 2008 г – 16,4%; 2009 г – 13,8%.

     Доходы от использования имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан, а также штрафы и иные суммы принудительного изъятия занимают наименьший удельный вес в общей статье неналоговых доходов бюджета РТ. Абсолютные показатели собираемости данных видов поступлений имеют тенденцию к увеличению, однако Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан в процентном соотношении к общей статье неналоговых поступлений снижается.

     Таблица 2

     Выполнение плана неналоговых  видов сборов, зачисляемых в бюджет Республики Татарстан (2009 гг.)

Наименование  налога Исполнение, млрд. руб.
2008 г. 2009 г.
план факт % выполнения темп прироста к 2008 г., %
1. Доходы от использования  имущества, находящегося в собственности  Республики Татарстан 1,1 1,4 1,5 107,1 36,4
2. Доходы от продажи  имущества, находящегося в собственности  субъекта Республики Татарстан 1,4 1,6 1,8 112,5 28,6
3. Финансовая  помощь 1,5 1,6 1,7 106,3 13,3
4. Безвозмездные перечисления 4,0 5,5 5,8 105,5 45,0
5. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия 1,1 1,4 1,5 107,1 36,4
  Всего 9,1 11,5 12,3 106,9 35,2

Информация о работе Понятие, формы, законы денежного обращения. Методы управления и стабилизации. Денежный оборот