Порядок и анализ формирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Содержание

Введение … 3
Раздел 1. Теоретические и методические основы порядка и анализа формирования прибыли организации … 5
1.1. Прибыль организации как показатель эффективности деятельности … 5
1.2. Виды, функции и значение прибыли. Механизм формирования … 8
1.3. Распределение и использование прибыли организации … 16
Раздел II. Анализ финансового состояния организации … 20
2.1. Краткая характеристика организации … 20
2.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние организации … 22
2.2.1. Общие показатели … 22
2.2.2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости … 23
2.2.3. Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности) … 27
2.2.4. Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации … 29
Заключение … 31

Вложенные файлы: 1 файл

0298041_74C84_poryadok_i_analiz_formirovaniya_pribyli_organizaciy.docx

— 260.33 Кб (Скачать файл)

План

Введение … 3

Раздел 1. Теоретические  и методические основы порядка и  анализа формирования прибыли организации … 5

1.1. Прибыль организации как показатель эффективности деятельности … 5

1.2. Виды, функции и значение прибыли.  Механизм формирования … 8

1.3. Распределение  и использование прибыли организации … 16

Раздел II. Анализ финансового состояния организации … 20

2.1. Краткая  характеристика организации … 20

2.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние  организации … 22

2.2.1. Общие показатели … 22

2.2.2. Показатели  платежеспособности и финансовой  устойчивости … 23

2.2.3. Показатели  эффективности использования оборотного  капитала (деловой активности), доходности  и финансового результата (рентабельности) … 27

2.2.4. Показатели  эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации … 29

Заключение … 31

Список использованной литературы … 33

Приложение … 34

 

 

 

Введение

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины  ее познания и рациональности использования  зависит эффективность коммерческого  расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного  и социального развития, прибыль  занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты.

Прибыль является обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль. В экономической литературе приводится много убедительных доказательств  важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности предприятия; выступает в качестве источника жизнедеятельности предприятия, основы самофинансирования деятельности предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость  обеспечения производственного  и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе  других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основа экономического развития — прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности.

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    • рассмотреть прибыль организации как показатель эффективности деятельности;
    • изучить виды, функции и значение прибыли, а также механизм ее формирования;
    • выявить направления распределения и использования прибыли организации.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения по поводу формирования и распределения прибыли на предприятии.

Объектом курсовой работы выступает прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования. Теоретическая часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В практической части проводится финансовый анализ деятельности организации. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования. В приложении приведены основные формы бухгалтерской отчетности организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические  и методические основы порядка и  анализа формирования прибыли организации

1.1. Прибыль организации как показатель эффективности деятельности

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах.

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает  как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект  самостоятелен в выборе сферы  бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль  или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли  является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том  случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским  свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведенную и реализованную  продукцию еще не означает получение  прибыли. Для выявления финансового  результата необходимо выручку сопоставить  с затратами, тогда финансовый результат  свидетельствует о получении  прибыли. При равенстве выручки  и затрат удается лишь возмещать  затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и  основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.

Прибыль – главный мотив  и источник накопления, основной показатель успешности работы предприятия. Однако для надежного задействования этого мотива необходимо обеспечить жесткое финансовое ограничение для всех предприятий.

Прибыль отражает положительный  финансовый результат. Стремление к  получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат — это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, но и цели общества – удовлетворение общественных потребностей. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Прибыль представляет собой  произведенный и обязательно  реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях  воспроизводственного цикла, но свою специфическую  форму получает на стадии реализации.

Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с  акцизами и НДС).

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды  изучают и учитываются в хозяйственной  практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.

Практически вне сферы  воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.

Величина прибыли зависит  от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового и социального.

Прибыль как результат  финансовой деятельности выполняет  определенные функции. Прибыль отражает экономический эффект, полученный в  результате деятельности субъекта хозяйствования. Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социального и материального  характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства  предприятий перед бюджетом, банками  и другими организациями. Прибыль  является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, что прибыль  выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы.

В условиях рыночных отношений  субъект хозяйствования должен стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и  определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей  максимизацию доходов по имеющимся  источникам финансовых результатов  с одновременным расширением  общей номенклатуры этих источников.

Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или  уникальности продукта на рынке того или иного товара. Реализация данного  источника возможна за счет постоянного  обновления продукта и удержания  доли производства и сбыта. Однако следует  учитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны  других субъектов хозяйствования и  антимонопольная политика государства.

Получение прибыли, касающееся практически всех предприятий и  фирм, связано с производственной и предпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна только при соответствующих маркетинговых  исследованиях рынка. Величина прибыли  в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, от создания конкурентоспособных  условий продажи товаров, от объемов  производства, от величины и структуры  издержек производства.  

В современных условиях важнейшим  источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских  свойств продукции, работ и услуг.

 

 

 

1.2. Виды, функции и значение прибыли.  Механизм формирования

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных  взаимоотношений рыночной экономики. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Прибыль формируется сопоставлением доходов и расходов. Доходы и расходы  организации представлены на рис. 1.2.1.

Рис. 1.2.1. Виды доходов  и расходов

Прибыль — один из основных показателей планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Прибыль — это конечный результат предпринимательской деятельности, в общем виде представляющий собой разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Когда затраты превышают  выручку, субъект хозяйствования получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротства. Тем  не менее, они также играют свою роль. Убытки высвечивают ошибки и просчеты в направлениях использования средств, организации производства и сбыта  продукции.

Следовательно, прибыль является источником дохода не только предприятия, его собственников, работников, но и  государства. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем  большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного производства, социального развития и материального  поощрения работников.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском  учете, ее экономическому содержанию привели  к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская» и «экономическая»  прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие «бухгалтерской прибыли» в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:

  • поддержания благосостояния или сохранения капитала;
  • эффективности, или наращения, капитала.

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток — их уменьшение.

Информация о работе Порядок и анализ формирования прибыли