Прибыль и рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:03, реферат

Краткое описание

Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности
В динамике прибыльность предприятия можно проследить, используя показатели рентабельности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

ОПД.docx

— 66.43 Кб (Скачать файл)

Для проведения анализа прибыли  используются следующие источники: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, учетный  регистр и финансовый план предприятия.

Важным для предприятия  является анализ «качества» прибыли, то есть структуры источников ее формирования. Высокое «качество» прибыли означает рост объемов производства продукции  с одновременным снижением ее себестоимости. При низком «качестве» прибыли рост объемов производимой продукции отсутствует, одновременно имеет место увеличение реализационных цен на эту продукцию.

Для предприятия необходимо в целях повышения «качества» прибыли стремиться снизить себестоимость  производимой продукции. Таким образом, «качество» прибыли характеризует  эффективность использования предприятием имеющихся резервов.

 Важнейший аспект анализа  прибыли – определение безубыточного,  или критического, объема производства  и реализации продукции. Объем  будет являться безубыточным, если  полная себестоимость производимой  продукции будет равна выручке  от ее реализации. В этом случае  предприятие не получает ни  убытка, ни прибыли от реализации  продукции.

Такую ситуацию еще называют порогом рентабельности или точкой безубыточности (критической точкой). Для достижения порога рентабельности необходимо произвести и реализовать такой объем продукции, чтобы за счет величины выручки от реализации покрыть переменные и постоянные издержки предприятия. Для получения прибыли необходимо увеличение объема производства и продаж. Если же этот объем будет меньше критического, то предприятие получит убыток.

Только на основе анализа  прибыли можно выработать верные управленческие решения, разработать  бизнес-планы и т.д. Это справедливо  по отношению к любому предприятию, вне зависимости от их размера, вида и масштабов деятельности, а так  же формы собственности.

 

  1. Распределение и использование прибыли предприятия

После уплаты налогов прибыль  распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности  производства очень важно, чтобы  при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия  и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли  в бюджет. Руководство предприятия  стремится направить большую  сумму прибыли на расширенное  воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая  идет на самофинансирование предприятия  и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма  самофинансирования и сумма капитальных  вложений на одного работника, сумма  зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа  необходимо изучить выполнение плана  по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании  прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому  направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими  размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения  суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi).

Сумма отчислений прибыли  в фонды предприятия равна  произведению двух факторов: 

Фi = Пч Кi.

Важной задачей анализа  является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое  перевооружение, внедрение новых  технологий и т.д.

Фонд социальной сферы  может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления –  на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории  и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

  1. Понятие рентабельности

Показатели прибыли характеризуют  абсолютный финансовый эффект хозяйственной  деятельности  предприятия.  А  рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия

Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который  отражает конечные результаты хозяйственной  деятельности.

Термин рентабельность ведет  свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.

Повышению рентабельности предприятия  способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин  и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение  прибыли к себестоимости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности  с себестоимостью продукции, фондоемкостью  продукции и скоростью оборачиваемости  оборотных средств.

Уровень рентабельности предприятия  является обобщающим показателем, так  как он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

  1. Виды рентабельности

Понятие рентабельность разделяют  на общую и чистую, применяя его  к выпускаемой продукции (реализованная, товарная и отдельные изделия) и  самому предприятию.

Общая рентабельность активов

Это величина отражающая количество средств, которое было привлечено компанией  для получения одного рубля прибыли.

Рассчитать общую рентабельность оборотных и внеоборотных активов можно, соотнеся прибыль (до налоговых выплат) со средней величиной стоимости всех активов компании за конкретно взятый промежуток времени, например за год.

Рентабельность источников формирования активов определяется как отношение прибыли (до налоговых  выплат) к усредненной стоимости  привлеченных оборотных и внеоборотных активов за конкретный промежуток времени. Этот параметр отражает то, насколько эффективно компания управляет имеющимися в ее ведении средствами, не беря во внимание источники, образующие эти активы.

Рентабельность  продукции

Рентабельность продукции (товаров, работ) рассчитывают отношением полученной прибыли к затратам на производство. Эта величина показывает, насколько эффективным является производство и реализация производимых товаров (услуг).

Рентабельность  активов

Например, в 2011г. по плану  компания должна получить 1,3 млн. руб. чистой прибыли, однако фактически достигла отметки  в 1,5 млн. руб. чистой прибыли. Соответственно, несложный расчет показывает отклонение от плана показателя по чистой прибыли  на +0,2 млн. руб., что в отрыве от контекста  можно было бы считаться неплохим показателем рентабельности предприятия.

Рентабельность  производства

Рентабельность производства (нем. rentabel) — обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность бизнеса или его подразделения, выражающийся соотношением чистого дохода (прибыли) к затратам на производство данной продукции. Если доходы превышают расходы, то можно говорить о рентабельности предприятия.

Основными факторами роста  показателя рентабельности производства считаются: снижение себестоимости  производимой продукции, а также  повышение качества продукции.

  1. Показатели рентабельности

Существует несколько показателей рентабельности. К ним относятся:

1) рентабельность (убыточность) активов (группы активов – внеоборотных и оборотных) общая:

Общая рентабельность характеризует, сколько денежных единиц было привлечено предприятием для получения одного рубля прибыли, независимо от источников привлечения этих средств;

 

2) рентабельность (убыточность) активов (группы активов) чистая:

Чистая рентабельность позволяет  определить влияние на доходность деятельности предприятия (организации) налоговых  отчислений и других платежей из прибыли;

 

3) рентабельность (убыточность) источников формирования активов общая:

Данный показатель характеризует  эффективность использования всех средств предприятия, независимо от источников их формирования;

 

4) рентабельность (убыточность) источников формирования активов (по группам: собственные и заемные) чистая:

Данный показатель характеризует  эффективность использования средств предприятия в зависимости от источников их формирования (собственный, заемный, основной, оборотный капитал). Отдельное внимание при анализе уделяется показателю рентабельности собственного капитала;

 

5) рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукции, работ, услуг:

Данный показатель характеризует  эффективность затрат на производство и реализацию продукции. Его динамика может свидетельствовать о необходимости  пересмотра цен или усиления контроля предприятием за себестоимостью реализованной  продукции;

 

 

6) рентабельность (убыточность) продаж общая:

Данный показатель характеризует  долю балансовой прибыли в доходе, т. е. какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции;

7) рентабельность (убыточность) продаж чистая:

Данный показатель характеризует  давление налоговых платежей на доходы предприятия на всех направлениях деятельности.

Показатели рентабельности, характеризующие эффективность  использования чистой прибыли, важны  в основном для кредиторов и акционеров организации.

Заключение

Главная цель предприятия  в  современных  условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без  эффективного  управления капиталом.  Поиски  резервов   для   увеличения   прибыльности   предприятия составляют основную задачу управленца. Очевидно, что  от  эффективности  управления  финансовыми  ресурсами  и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности  предприятия в целом.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться  на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен  на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

В данной работе я  рассмотрела  основные виды прибыли и рентабельности предприятия, привела некоторые формулы для их расчетов, а также описала процесс формирования прибыли и рассказала об основных способах ее распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

Научная литература:

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия