Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы:
изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
дать понятие методов финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики

1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация

2.ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ
2.1 Денежно – кредитная политика


2.2 Фискальная политика

2.3 Бюджетное регулирование

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 101.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие  методов государственного финансового  регулирования экономики и их  классификация

Наиболее  многочисленными элементами классификации  являются методы регулирования, которые  могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод  ставки в налогах, конверсия в  займах) или применяться для использования  в нескольких формах (например, метод  сбалансирования в бюджетах и  в финансовых планах хозяйствующих  субъектов, образования резервов в  этих формах, метод индексации для  разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные  способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в  налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые  платежи и др. При бюджетном  финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования  бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании  являются: валютный курс; процентные ставки на денежный капитал;курсы международных  платежных средств и ценных бумаг;разнообразные  методы страхования от валютных рисков.

Во внутрихозяйственном  виде регулирования применяются  методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы  отчислений в финансовые фонды и  их использования.

Современная рыночная экономика регулируется с  помощью экономических (косвенных) и административных методов. При  постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают  экономические методы, так как  они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера  и оказывают регулирующее воздействие  на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов  рынка. Изменяя ставку кредита, процент  по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние  на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим  методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная  и финансовая политика.

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К  основным направлениям денежно-кредитной  политики относятся: операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных  ценных бумаг; политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка; изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую  коммерческие банки обязаны хранить  в Центральном банке (без процентов).

Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной  политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области  налогов и государственных расходов) [7, с. 124].

Некоторые экономисты к экономическим методам  государственного регулирования относят  также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач[7, с. 124].  Оно может охватывать как всю экономику  целом, так  и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости  от использования различных критериев  государственные программы можно  подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают: краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет, среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет, долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

С помощью  государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Как мы уже  отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования  используются также и административные методы.

К административным методам регулирования экономики  относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении  контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так  как любой экономический регулятор  применяется или изменяется после  принятия соответствующих государственных  решений, а также контролируется государственной службой, то можно  сказать, что он уже несет в  себе элемент администрирования. В  то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому  государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое  положение и социальное состояние  общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия  на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и  оперативные цели общественного  развития [16, с. 24].

 

ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ  ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В  СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ

 

2.1 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

 

      Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная  политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики[15,c 467].

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение  финансовой паники, вероятность которой  в финансовой системе с широким  набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен

Нерегулируемая  деятельность коммерческих банков может  привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды  инфляции им выгодно увеличивать  денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем  самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего  и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной  силы национальной валюты и обеспечение  эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним  добавилась задача достижения экологического равновесия.[15, c 280].

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков[13, c 265].

Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным  отчислениям. В результате проведенных  мер увеличатся избыточные резервы  системы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения  коммерческими банками путем  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков[13, c 120].

 Это  осуществляется следующим образом.  Центральный банк должен продавать  государственные облигации на  открытом рынке для того, чтобы  урезать резервы коммерческих  банков. Затем необходимо увеличить  резервную норму, что автоматически  освобождает коммерческие банки  от избыточных резервов. Третья  мера заключается в поднятии  учетной ставки для снижения  интереса коммерческих банков  к увеличению своих резервов  посредством заимствования у  центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют  политикой дорогих денег. В  результате ее проведения банки  обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме , то есть их текущий  счет слишком велик по отношению  к их резервам. Поэтому, чтобы  выполнить требование резервной  нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои  текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после  того как старые выплачены.  Вследствие этого денежное предложение  сократится, вызывая повышение нормы  процента, а рост процентной ставки  сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в  законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной  политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении[10 , c 491].

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Информация о работе Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах