Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях, характеристика основных методов финансового регулирования экономики в России и механизм их применения.
Задачи курсовой работы:
изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования;
дать понятие методов финансового регулирования экономики и рассмотреть их классификацию;
проанализировать механизм применения различных методов финансового регулирования в социально – экономических сферах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие государственного финансового регулирования экономики

1.2 Понятие методов государственного финансового регулирования экономики и их классификация

2.ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ
2.1 Денежно – кредитная политика


2.2 Фискальная политика

2.3 Бюджетное регулирование

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 101.34 Кб (Скачать файл)

Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается ,при  обратном ходе событий политика дорогих  денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а, значит, и  общие расходы сокращаются, что  противоречит целям политики. Аналогичное  явление происходит при политике дорогих денег.

В основе денежно-кредитной политики лежит  теория денег, изучающая воздействие  денег на состояние экономики  в целом.

Среди экономистов  ведутся споры, обусловленные двумя  различными подходами: кейнсианской теорией  и монетаризмом[19,c87].

Джон  Мейнард Кейнс и его последователи  полагали, что рыночная структура  экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство  должно активно вмешиваться в  дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения  влияет на номинальный ВНП, причем в  основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

Основополагающим  кейнсианским уравнением является:

ВНП=С+I+G+NX (С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы  на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт).

Кейнсианцы  считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной  в период экономического кризиса, чем  денежная политика.

Кейнсианская  позиция состоит в том, что  деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими  в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное  значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

Расширение  денежного предложения понизит  процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь  деньги в качестве активов, население  будет держать больше денежных активов  с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного  обращения падает[19,c94].

Итак, скорость обращения денег изменяется прямо  пропорционально ставке процента и  обратно пропорционально предложению  денег. Если это так, то стабильная связь  между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как  скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

Выше  было отмечено, что для борьбы с  инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

Кейнсианцы  придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного  предложения может привести к  уменьшению спроса, что приведет к  спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.

На самом  деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.

Если  же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы  увеличится производство, следовательно  инфляция начнет утихать.

Кейнсианцы  считают, что главной проблемой  в государственном регулировании  является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

На 70-е  годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист[19,c100].

Монетаристы считают, что рыночная экономика  является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие  неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

Монетаризм  делает упор на деньгах. Представители  этой школы считают, что связь  между ВНП и денежной массой более  прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера:

МхY=PхG (M - денежная масса, Y - скорость денежного  обращения, Р -индекс цен, G - количество товаров). Ведь если посчитать, что ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы  денег, находящихся в обращении.

Современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

Формирование  в нашей стране рыночных отношений  объективно предопределяет овладение  всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления  о стихийности экономических  процессов в рыночной экономике  не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все  основные отношения, определяющие эффективность  и жизнеспособность экономики в  целом.

 

 

 

 

 

    2.2 Фискальная политика

    Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика — правительственная   политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе       Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги,трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства[8,c 95].

    Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей.

    Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

    Основными параметрами фискальной  политики являются :

G-государственные закупки;

Tx- налоги;

 Tr –трансферты;

 T-pазница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами;

AD- все данные переменные включены в состав совокупного спроса. 

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению ( mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

, где

Одновременно, располагаемый доход  является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки  являются переменными совокупного  спроса:

   Следовательно, очевидно, что при  изменении любого параметра фискальной  политики изменяется вся функция  совокупного спроса. Влияние данных  инструментов также можно выразить  с помощью экономических мультипликаторов.

    Предложение всех товаров и  услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара[8 , c 97].        Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.     

Фискальная  политика и состояние экономики  страны[8, c 98].

 

       Рисунок 1- Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой  экономической системе можно  выделить циклические колебания: подъемы  и спады в экономике, вызванные  шоками совокупного спроса и совокупного  предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъем, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны.        Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу .    Большой вклад в развитие теории

деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кидланд и американец Эдвард Прескотт.

    Как правило, политика государства  зависит от состояния экономики  данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится  страна: подъеме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъем, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране [8 , c 100].

    Если страна переживает депрессию  или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев[11 , c 256 ] .

    Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.

 Фискальную  политику экономисты также подразделяют  на очередные два    типа: 

  -дискреционную;

  -автоматическую.

  Дискреционная  политика официально объявляется  государством. При этом государство  изменяет значения параметров  фискальной политики: увеличиваются  или уменьшаются государственные  закупки, изменяются налоговая  ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически

снизились [11 , c 260 ].

     Эффект «Crowding-out»

Данный  эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток    фискальной политики многими экономистами, особенно    представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны.       Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов [11 , c 261 ].

 

 

 

 

 2.3 Бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование  — перераспределение средств  с целью обеспечения территориальным  бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое  и социальное развитие территорий[18].

     В основу бюджетной  политики на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов положены  стратегические цели развития  страны, сформулированные в Посланиях  Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской  Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период  до 2020 года, Основных направлениях  деятельности Правительства Российской  Федерации на период до 2012 года  и других документах, а также  основные положения Бюджетного  послания Президента Российской  Федерации «О бюджетной политике  в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное  послание) и Программы повышения  эффективности бюджетных расходов  в Российской Федерации на  период до 2012 года[19].

Информация о работе Применение различных методов финансового регулирования в социально-экономических сферах