Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:23, доклад
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
│ │2010 год│ 2011 год │ 2012 год │ 2013 год │
│
│(оценка)│
│
├────────┼────────┬────────┬──
│ │ 76 │ I │ II │ III │ I │ II │ III │ I │ II │ III │
│ │долларов│вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │
│ │ США за │ (60 │ (75 │ (90 │ (60 │ (78 │ (95 │ (60 │ (79 │ (95 │
│
│баррель │долларов│долларов│долларов│
│ │ │ США за │ США за │ США за │ США за │ США за │ США за │ США за │ США за │ США за │
│
│ │баррель)│баррель)│баррель)│
├─────────────┼────────┼──────
│Счет текущих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│операций │ 70,5 │ 4,7 │ 35,7 │ 67,3 │ -26,0 │ 17,7 │ 46,8 │ -53,0 │ -21,3 │ 0,8 │
├─────────────┼────────┼──────
│ Баланс │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ товаров │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и услуг │ 118,3 │ 49,7 │ 86,4 │ 121,0 │ 19,7 │ 69,0 │ 101,2 │ -5,7 │ 31,9 │ 57,2 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Экспорт │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ товаров и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ услуг │ 439,0 │ 388,3 │ 448,5 │ 495,8 │ 389,6 │ 471,1 │ 535,9 │ 395,8 │ 489,6 │ 561,1 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Импорт │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ товаров │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и услуг │ -320,6 │ -338,6 │ -362,1 │ -374,8 │ -369,9 │ -402,2 │ -434,7 │ -401,4 │ -457,7 │ -503,9 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Баланс │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ доходов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и текущих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ трансфертов │ -47,8 │ -45,0 │ -50,6 │ -53,7 │ -45,7 │ -51,3 │ -54,4 │ -47,4 │ -53,2 │ -56,4 │
├─────────────┼────────┼──────
│Счет операций│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│с капиталом и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│финансовыми │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│инструментами│ -20,5 │ -13,0 │ 12,0 │ 22,0 │ 2,0 │ 17,0 │ 27,0 │ 7,0 │ 22,0 │ 32,0 │
├─────────────┼────────┼──────
│Финансовый │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│счет (кроме │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│резервных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│активов) │ -20,6 │ -13,0 │ 12,0 │ 22,0 │ 2,0 │ 17,0 │ 27,0 │ 7,0 │ 22,0 │ 32,0 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Сектор │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ государст- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ венного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ управления │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и органы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ денежно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ кредитного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ регулиро- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ вания │ 1,4 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │ 2,0 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ Частный │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ сектор │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ (включая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ чистые │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ошибки и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ пропуски) │ -22,0 │ -15,0 │ 10,0 │ 20,0 │ 0,0 │ 15,0 │ 25,0 │ 5,0 │ 20,0 │ 30,0 │
├─────────────┼────────┼──────
│Изменение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│валютных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│резервов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│("+" - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│снижение, "-"│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- рост) │ -50,0 │ 8,3 │ -47,7 │ -89,3 │ 24,1 │ -34,6 │ -73,8 │ 46,0 │ -0,7 │ -32,8 │
└─────────────┴────────┴──────
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в результате более активного привлечения иностранного капитала корпорациями и банками в 2012 - 2013 годах сложится положительным по всем вариантам. Его значение будет изменяться от минимального (2,0 - 7,0 млрд. долларов США) в первом варианте до максимального (27,0 - 32,0 млрд. долларов США) в третьем.
В рамках первого варианта чистый приток инвестиций по финансовому счету не компенсирует отрицательное сальдо баланса по текущим операциям, что обусловит снижение резервных активов на 24,1 млрд. долларов США в 2012 году и на 46,0 млрд. долларов США в 2013 году. Во втором и третьем вариантах в 2012 году активное сальдо счета текущих операций и ввоз капитала обеспечат условия для увеличения резервных активов на 34,6 и 73,8 млрд. долларов США соответственно. В 2013 году в третьем варианте сохранятся условия для роста резервных активов (на 32,8 млрд. долларов США), во втором варианте предполагается их стабилизация.
IV. Цели и инструменты денежно-
в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
IV.1. Количественные ориентиры
и денежная программа
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по денежной программе на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.
При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.
Планируемое в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.
Информация о работе Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу