Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:23, доклад
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы
(млрд. рублей) <1>
------------------------------
<1> Показатели программы,
рассчитываемые по
┌─────────────────────────────
│
│
│
│
├─────────────────────────────
│Денежная база (узкое определение) │ 5922 │ 6379 │ 6838 │ 7068 │ 7050 │ 7757 │ 8224 │ 7717 │ 8641 │ 9320 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ - наличные деньги в обращении │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ (вне Банка России) │ 5789 │ 6230 │ 6679 │ 6904 │ 6880 │ 7569 │ 8025 │ 7523 │ 8424 │ 9085 │
│
│ - обязательные резервы │ 133 │ 149 │ 159 │ 165 │ 171 │ 188 │ 199 │ 194 │ 218 │ 235 │
├─────────────────────────────
│Чистые международные резервы │ 14682 │ 14433 │ 16121 │ 17377 │ 13705 │ 17165 │ 19606 │ 12317 │ 17144 │ 20597 │
│
│ - в млрд. долларов США │ 486 │ 478 │ 534 │ 576 │ 454 │ 569 │ 650 │ 408 │ 568 │ 682 │
├─────────────────────────────
│Чистые внутренние активы │ -8760 │ -8054 │ -9282 │ -10309 │ -6655 │ -9407 │ -11382 │ -4599 │ -8502 │-11277 │
├─────────────────────────────
│ Чистый кредит расширенному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ правительству
│
│ - чистый кредит федеральному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ правительству │ -3683 │ -2661 │ -3411 │ -4125 │ -1670 │ -3403 │ -4927 │ -386 │ -3393 │ -5584 │
│
│ - остатки средств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ консолидированных бюджетов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ субъектов Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ и государственных внебюджетных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ фондов на счетах в Банке России│ -1000 │ -1100 │ -1100 │ -1100 │ -1200 │ -1200 │ -1200 │ -1300 │ -1300 │ -1300 │
├─────────────────────────────
│ Чистый кредит банкам │ -1400 │ -1616 │ -2158 │ -2359 │ -893 │ -2080 │ -2277 │ 489 │ -734 │ -983 │
│
│ - валовой кредит банкам │ 600 │ 600 │ 600 │ 600 │ 600 │ 600 │ 600 │ 1600 │ 600 │ 600 │
│ - корреспондентские счета │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ кредитных организаций, депозиты│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ банков в Банке России и другие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ инструменты абсорбирования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ свободной банковской │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ликвидности │ -2000 │ -2216 │ -2758 │ -2959 │ -1493 │ -2680 │ -2877 │ -1111 │ -1334 │ -1583 │
├─────────────────────────────
│ Прочие чистые неклассифицированные│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ активы
└─────────────────────────────
Как предусмотрено "Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.
В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.
При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
IV.2. Политика валютного курса
Курсовая политика в 2011 - 2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.
На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты.
Информация о работе Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу