Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:23, доклад

Краткое описание

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные напрвления денежно-кредит-пол 2011-2013.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Будет продолжена работа по реализации положений, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору (далее - БКБН). В частности:

- в рамках реализации положений Первого компонента Базеля II в области применения усовершенствованных подходов к оценке кредитного риска, основанного на внутрибанковских оценках (Internal Ratings-Based Approach, IRB-подход), в 2011 - 2013 годах будет проводиться работа по формированию нормативной базы, регламентирующей методологию расчета достаточности собственных средств (капитала) с использованием IRB-подхода, а также требований к внутрибанковским рейтинговым системам;

- в рамках реализации  положений Второго компонента "Надзорный процесс" Базеля II предстоит разработать нормативные акты Банка России, определяющие минимальные требования по организации внутренних процедур кредитных организаций по оценке достаточности собственных средств (капитала) <1> с учетом всех существующих рисков. Необходимые правовые условия для решения данной задачи потребуют внесения изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

--------------------------------

<1> Internal capital adequacy assessment process - ICAAP.

 

С учетом разработки международных подходов, содержащихся в том числе в документах БКБН "Повышение устойчивости банковского сектора" и "Международные подходы по измерению, стандартам и мониторингу риска ликвидности", подготовленных в связи с инициативами "Группы 20" и Совета финансовой стабильности (далее - СФС), будет проводиться работа по реализации соответствующих подходов с учетом международных договоренностей и национальной специфики.

В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников) будет проводиться работа по реализации указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

Банк России уделит особое внимание изучению подходов к осуществлению макропруденциального надзора, ориентированного на обеспечение стабильности банковской системы. Будет продолжена работа по совершенствованию инструментов макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.

Учитывая позитивный опыт применения Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года", Банк России примет участие в подготовке законодательных решений, устанавливающих возможность осуществления государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - АСВ) функций финансового оздоровления кредитных организаций не только в период финансового кризиса, но и на постоянной основе как элемента поддержания устойчивости и доверия к банковской системе.

С учетом практики применения Банком России и АСВ мер по предупреждению банкротства целесообразно дальнейшее совершенствование указанного механизма с целью обеспечения применения наиболее эффективных инструментов и процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. В качестве основных направлений совершенствования данного механизма наиболее актуальным является расширение стимулов участия в предупреждении банкротства банков частных инвесторов путем предоставления Банку России возможности устанавливать специальный режим применения мер воздействия к кредитным организациям, реализующим планы мер по финансовому оздоровлению частными инвесторами без привлечения средств государства, а также уточнение правовой базы механизмов передачи имущества и обязательств банков. Кроме того, будут разработаны предложения по установлению ответственности лиц, контролирующих банк, в отношении которого АСВ осуществляет меры по предупреждению банкротства, если необходимость применения таких мер возникла в результате виновных действий (бездействия) указанных лиц.

В рамках инициатив "Группы 20" Банк России в соответствии с Принципами межгосударственного сотрудничества по кризисному управлению СФС продолжит осуществлять мониторинг разработки системообразующими банками планов реструктуризации бизнеса и дополнительного финансирования в целях обеспечения непрерывности их деятельности на случай чрезвычайных обстоятельств.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в целях снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций и максимального сокращения для кредиторов и банковской системы в целом негативных последствий отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. В этой связи предполагается продолжить работу по законодательному закреплению норм, предусматривающих упрощенный порядок перехода от процедуры принудительной ликвидации кредитной организации к процедуре ее банкротства (в том числе в части установления требований кредиторов), а также позволяющих при ликвидации кредитных организаций осуществлять оперативную передачу обязательств и имущества кредитной организации действующей кредитной организации.

Банк России примет участие в разработке проекта изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно представление неполных либо заведомо ложных сведений в целях сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

Важной мерой поддержки финансового рынка и минимизации для его участников последствий отзыва у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций станет принятие поправок в законодательство о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, предполагающих возможность заключения участниками срочного рынка соглашений о неттинге в отношении обязательств по финансовым сделкам.

В 2011 - 2013 годах инспекционная деятельность Банка России будет направлена на получение объективной информации о финансовом состоянии (экономическом положении) кредитных организаций, определение профиля рисков и основных направлений их концентрации, выявление операций, направленных на сокрытие реального качества активов. Особое внимание будет уделяться при этом проверкам структурообразующих кредитных организаций, имеющих федеральное или региональное значение и, как следствие, оказывающих существенное влияние на системную устойчивость банковского сектора.

В целях выявления рисков на консолидированной основе и установления возможного наличия операций по сокрытию реального качества активов у кредитных организаций, входящих в банковские группы, а также подконтрольных одной группе собственников, проверки будут осуществляться одновременно и координированно.

Для получения более полной и достоверной информации о клиентах, заемщиках и владельцах банков, в том числе по вопросам подтверждения достоверности отчетности заемщиков и учредителей (участников) кредитных организаций, будет совершенствоваться взаимодействие Банка России с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами.

Будет проводиться поэтапная централизация инспекционной деятельности Банка России, предполагающая совершенствование организационной структуры инспектирования и направленная на повышение результативности проверок, в том числе за счет повышения эффективности взаимодействия подразделений дистанционного и контактного надзора, конкретизации их сфер ответственности, обеспечения независимости деятельности инспекторов, более эффективного маневрирования инспекционными ресурсами.

Банком России будут предприняты меры по дальнейшему совершенствованию деятельности банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также методологическому обеспечению деятельности кредитных организаций в части:

- идентификации клиентов  и выгодоприобретателей;

- оценки уровня рисков  клиентов и их операций;

- выявления, документарного  фиксирования и анализа операций, в отношении которых возникают  подозрения, что они осуществляются  в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным  путем, и/или финансирования терроризма.

 

V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию

финансовых рынков в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

 

В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и развитию его инструментария Банк России в 2011 - 2013 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

- участие в выполнении  плана мероприятий по созданию  в Москве международного финансового  центра;

- участие в совершенствовании  нормативной базы, регламентирующей  осуществление деятельности по организации биржевой торговли и клиринговой деятельности;

- определение подходов  к регулированию деятельности  центральных контрагентов как  системно значимых элементов  инфраструктуры для повышения  эффективности управления рисками  по сделкам, совершаемым с участием центрального контрагента, в целях поддержания финансовой стабильности;

- участие в совершенствовании законодательства, регламентирующего депозитарную деятельность, в части создания в России института центрального депозитария;

- участие в работе  по совершенствованию законодательства  в части определения статуса  счета в драгоценных металлах, необходимого для создания благоприятных  условий осуществления операций с банковскими инструментами с использованием обезличенных металлических счетов; изменение нормативной базы, регулирующей порядок лицензирования и проведения кредитными организациями операций с драгоценными металлами;

- совершенствование нормативной  и договорной базы, регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке, в том числе анализ правоприменительной практики и участие в подготовке документации, определяющей стандартные условия совершения сделок РЕПО;

- взаимодействие с международными  организациями с целью повышения их информированности о функционировании российского рынка РЕПО, в том числе о возможности применения механизма ликвидационного неттинга в отношении операций РЕПО;

- продолжение работы  по внедрению сервисов для  участников рынка, касающихся управления обеспечением по сделкам РЕПО (трехстороннее РЕПО), в целях оптимизации использования обеспечения, упрощения проведения операций РЕПО и расширения спектра операций, проводимых участниками;

- продолжение работы  по внедрению механизмов предоставления ценных бумаг на возвратной основе под завершение расчетов в целях повышения устойчивости финансовых рынков и их ликвидности;

- содействие развитию  денежного рынка через совершенствование  механизмов управления процентным  риском с использованием индикаторов рыночных процентных ставок;

- создание совместно  с Минфином России механизмов  проведения операций Минфина  России на фондовой бирже с  использованием инструментов денежного  рынка.

 

V.3. Мероприятия Банка России  по совершенствованию

платежной системы России в 2011 году и на период 2012

и 2013 годов

 

В 2011 - 2013 годах Банком России будут осуществляться мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации, направленные на укрепление финансовой системы и поддержание макроэкономической стабильности.

Банк России продолжит участвовать в разработке законодательства о национальной платежной системе и обеспечит формирование нормативной базы Банка России, необходимой для его реализации.

С целью максимального удовлетворения потребностей участников расчетов, повышения эффективности национальной платежной системы и сближения с международными финансовыми стандартами Банк России примет участие в формировании национального стандарта финансовых сообщений (на основе методологии международного стандарта ISO 20022).

В целях совершенствования порядка осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации с учетом потребностей кредитных организаций Банком России будет проводиться работа по расширению использования прямого дебета <1> в расчетах между кредитными организациями и их клиентами, а также между кредитными организациями.

--------------------------------

<1> Прямой дебет - платежная  услуга по разовому или периодическому  списанию средств со счета  плательщика, инициируемому получателем  на основе согласия плательщика, полученного заранее.

 

Банк России будет совершенствовать правовое регулирование розничных платежных услуг, оказываемых кредитными организациями с использованием инновационных платежных инструментов. Особое внимание будет уделяться расширению доступности данных услуг посредством привлечения кредитными организациями операторов связи и банковских платежных агентов.

Банк России будет проводить работу по созданию условий для расширения применения платежных карт и иных платежных инструментов для оплаты государственных и муниципальных услуг.

Информация о работе Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу