Принципы построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить принципы построения бюджетной системы и предложить возможные пути совершенствования.

Исходя из поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

1.изучить теоретические основы принципов построения бюджетной системы РФ;
2.провести анализ принципов построения бюджетной системы РФ;
3.разработать предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………...
5
2 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы 19
2.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
24
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ, курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

      Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной  классификации Российской Федерации» обеспечивает соблюдение принципа единства бюджетной системы РФ, определяя группировку доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования их дефицитов в целях обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы 

      Доходы  бюджетной системы прогнозируются в 2010 году в объеме 6950,0 млрд. руб., или 16,1 % к ВВП. В 2011-2012 гг. объем доходов бюджетной системы прогнозируется в размере 7455,7 млрд. руб. или 15,5 % ВВП и 8069,6 млрд. руб. или 15,0 % к ВВП, соответственно. Расходы бюджетной системы состоят из расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и расходов государственных внебюджетных фондов.

 Суммарные расходы бюджетной системы составят 9 886,9 млрд. руб. (22,9 % ВВП), 9389,8 млрд. руб. (19,5 % ВВП) и 9681,0 млрд. руб. (18,0 % ВВП) в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно. В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 1).

      Таблица 1   Динамика доходов федерального бюджета

N   2008 2009 Прогноз
        2010 2011 2012
1. Темпы прироста доходов к предыдущему году,% 19,2 -27,6 3,5 7,3 8,2
  в том числе:          
  Нефтегазовые  доходы 51,5 -36,3 14,2 3,7 5,8
  Ненефтегазовые  доходы 0,1 -19,9 -4,1 10,3 10,2
2. Доля в общем объеме доходов, %          
  Нефтегазовые  доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,4
  Ненефтегазовые  доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,6

      Задолженность по налогам и сборам, включая пени и санкции, в бюджетную систему России по состоянию на 1 октября 2009 года достигла 632,422 млрд. руб. Взыскать из указанной суммы возможно 623,158 млрд.

      Важнейшим нововведением в бюджетной системе  РФ стало принятие нового вида бюджета, а именно трёхлетний бюджет на 2008-2010 годы. Финансовая трехлетка прошла довольно мощное обсуждение на всех предварительных уровнях - от нулевого чтения среди законодателей до публичного обсуждения в СМИ.

      Во  исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном  послании «О бюджетной политике в 2010 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществляется на среднесрочный трехлетний период - 2010-2012 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закреплен в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

      Формирование  основных характеристик федерального бюджета на 2010-2012 год основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

      Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович отметил на заседании, что капитал Банка развития будет утроен, а уставный капитал Венчурной компании удвоен. "Капитал Банка развития будет доведен до 250 миллиардов рублей, а в капитал венчурной компании будут внесены еще 15 миллиардов рублей в дополнение к тем, которые есть", - сказал чиновник.

      Сейчас  уставный капитал Банка развития около 200 млрд. рублей против 70 млрд. рублей на начальном этапе.

      В соответствии с законом, дефицит федерального бюджета составит 2936,9 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета на 2011 год в сумме 1934,1 млрд. рублей и на 2012 год в сумме 1611,43 млрд. рублей.

      Проект  трехлетнего бюджета предусматривает  обеспечение роста размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека к началу 2011 года.

      Вопросы бюджетного устройства отражают организационные основы функционирования бюджетной системы государства. В период плановой экономики бюджетное устройство страны строилось на административных методах управления, а в условиях рыночной экономики - на принципиально иных методах и организационных основах.

      Бесспорно, бюджетное устройство зависит от национально-государственного деления  государства. В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства причудливо сочетает в себе черты  унитарного, федеративного и даже конфедеративного государства. Но бюджетное устройство зависит также и от используемых государством методов управления. В настоящее время российская система бюджетного устройства столь же причудливо сочетает в себе административные и рыночные методы управления.

      Наиболее  интересным является вопрос об организации  бюджетной системы. Объектом управления в любой системе выступает некая организационная структура, которая должна строиться на каких-либо принципах. Бюджетная система не исключение. Эти вопросы относятся к теории менеджмента. Сегодня назрела необходимость применения теории менеджмента и к системе государственного управления. Бюджетное устройство России и вопросы управления бюджетной системой государства в связи с этим также должны рассматриваться с точки зрения теории менеджмента.

      Степень влияния государства на экономику  через механизм бюджетных отношений определяется целевой установкой бюджетной политики и зависит, главным образом, от выбора ее приоритетов. С этих позиций проект федерального бюджета представляет собой достаточно стройную технологически отработанную и сбалансированную конструкцию. Уже на начальной стадии формирования проекта проходили консультации и обсуждения в поисках дальнейшего компромисса и баланса интересов бюджетов разных уровней. А резкие изменения могли бы привести к нарушению уже достигнутого компромисса, к потере тех несомненных успехов, которых удалось добиться в направлении стабилизации бюджетного процесса, сокращении бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, мы считаем, что теперь во главе угла должны быть поставлены экономические и социальные интересы всех участников бюджетного процесса.

      Для России стратегическая задача обеспечения  эффективного использования ее производственного потенциала может быть решена только на основе переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Инвестиционный потенциал частного сектора никогда не справиться с подобной задачей уже в силу того, что она находится за рамками его интересов.

      Реформа налоговой системы России, направленная на оптимизацию и повышение эффективности  налогообложения, должна обеспечить рационализацию структуры налоговой системы, которая бы не искажала побудительных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка. Ориентация налоговой системы на косвенное налогообложение не решают эту задачу. Несмотря на некоторое упорядочивание и определенные успехи в налоговом администрировании оптимизация структуры налоговой системы пока еще не достигнута. В этой ситуации бюджетная политика вынуждена ориентиро-ваться на сокращение непроцентных расходов бюджета, что порождает про-блемы управления бюджетной системой РФ.

      На  данный момент можно выделить несколько основных проблем меж-бюджетных отношений в РФ:

      1. Структурный дисбаланс бюджетной  системы России: передача на нижестоящий  уровень расходных полномочий  и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.

      2. Уровень вертикали власти: из  бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.

      3. Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах, что заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.

      4. Единый норматив отчислений по  территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного под-хода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.

      5. Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований.

      6. В некоторых регионах РФ широко  практикуется принятие территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников покрытия.

      С учетом вышеизложенного, основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращивании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики.

      Необходимость разработки такой концепции в настоящее время - одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что целевым критерием бюджетной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста - структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация, взятая само по себе, в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе.

      В области бюджетной политики это  предполагает достижение долго-срочного баланса между обязательствами  властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.

      Именно  эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 

2.2 Принципы устройства бюджетной системы российской федерации 

      Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

      - единства бюджетной системы Российской  Федерации;

      - разграничения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

      - самостоятельности бюджетов;

      - равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований;

      - полноты отражения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов;

      - сбалансированности бюджета;

      - результативности и эффективности  использования бюджетных средств;

      - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

      - прозрачности (открытости);

      - достоверности бюджета;

      - адресности и целевого характера  бюджетных средств;

      - подведомственности расходов бюджетов;

      - единства кассы.

      Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ