Принципы построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить принципы построения бюджетной системы и предложить возможные пути совершенствования.

Исходя из поставленной цели необходимо решить комплекс задач:

1.изучить теоретические основы принципов построения бюджетной системы РФ;
2.провести анализ принципов построения бюджетной системы РФ;
3.разработать предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………...
5
2 АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19
2.1 Анализ современного состояния бюджетной системы 19
2.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
24
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ, курсовая.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

      Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

      Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

      Принцип самостоятельности бюджетов означает:

      - право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

      - право и обязанность органов  государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

      - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

      - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

      - недопустимость установления расходных  обязательств, подлежащих исполнению  за счет доходов и источников  финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

      - право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

      - недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

      - недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

      Принцип равенства бюджетных прав субъектов  РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

      Сущность  указанного принципа выражается в том, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены равными правами в отношении:

      1) определения их бюджетных полномочий;

      2) установления и исполнения расходных  обязательств;

      3) формирования налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

      4) определения объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов.

      Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

      При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

      Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета  не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

      - субвенций и субсидий, полученных  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

      - средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

      - добровольных взносов, пожертвований,  средств самообложения граждан;

      - расходов бюджета, осуществляемых  в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

      - расходов бюджета, осуществляемых  за пределами территории Российской Федерации;

      - отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная  с очередного финансового года.

      Принцип прозрачности (открытости) означает:

      - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

      - обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

      - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

      Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

      Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

      Главные распорядители (распорядители) бюджетных  средств не вправе распределять бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

      Распорядитель и получатель бюджетных средств  могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

      Подведомственность  получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

      Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. 
 

      3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 

      В настоящий момент, экономическое положение нашей страны быстро меняется и не в лучшую сторону в связи с мировым экономическим кризисом, который привел в действие механизм существенного снижения доходов федерального бюджета.

      В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2010 - 2012 годах.

      Доходы  федерального бюджета на 2009 г. запланированы  в сумме около 6,95 трлн. руб., расходы - 9,9 трлн. руб. Ожидается, что дефицит федерального бюджета составит около 7 % ВВП. Из средств Резервного фонда в 2010 г. в экономику планируется направить 1,9 трлн. руб. А в 2011 и 2012 гг. дефицит сотавит 4% и 3% ВВП соответственно. Скорее всего, дефицит будет выше: расходы могут вырасти перед выборами, собираемость налогов может снизиться из-за повышения ставок социальных взносов с 26% до 34%. Вполне вероятно, что к 2013 г. будут исчерпаны резервные фонды.

      Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые позволят улучшить администрирование доходов - налогов и сборов, ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС) и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.

      6 мая 2009 года вступил в силу закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные.

      Теперь  каждый седьмой рубль, потраченный  из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

      Он  во многих отношениях принципиально  отличается от тех, которые принимались  в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.

Информация о работе Принципы построения бюджетной системы РФ