Проблема повышения внебюджетных доходов образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
Выявить из каких источников и как происходит процесс бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений
Задачи:
1.Раскрыть, что такое бюджетное и внебюджетное финансирование
2.Источники и направления бюджетного и внебюджетного финансирования образовательных учреждений
3.Классификация внебюджетных доходов
4.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования на разных уровнях российской системы образования
5. Определить объемы бюджетного и внебюджетное финансирование для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Нижний Тагил

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Глава I. Бюджетное и внебюджетное финансирование образовательного учреждения……………………………………………………6
1.1.Бюджетное финансирование …………………………………………….6
1.2.Внебюджетное финансирование……………..........................................10
1.3.Источники и направления бюджетного и внебюджетного финансирования образовательного учреждения…………………………………19
1.4.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования на разных уровнях российской системы образования……………………………………….25
Глава II. Финансирование на примере муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Нижний Тагил……………………………………………………………28
2.1.Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 г. Нижний Тагил…………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 101.17 Кб (Скачать файл)

• проведение научно-исследовательских работ;

• деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2.Прочая деятельность, включая  иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

1.Доходы от основной  деятельности

1.1.Образовательные услуги:

• обучение российских и иностранных студентов;

• подготовка аспирантов и докторантов;

• обучение по второй (и последующим) специальностям;

• обучение на подготовительных курсах;

• тестирование школьников и абитуриентов;

• консультирование по учебным дисциплинам;

• репетиторство;

• обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

• переподготовка и повышение квалификации;

• углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;

• обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

• прочие образовательные услуги.

1.2. Научная (научно-техническая) деятельность:

• создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

• оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

1.3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

• учебно-производственная деятельность (т.е. производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.;

• работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

• деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;

• деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

• предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

• предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

• другие услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Доходы от прочей  деятельности и иные поступления

2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):

• создание автомобильных стоянок и гаражей;

• изготовление товаров народного потребления;

• ремонт бытовой и иной техники;

• оказание бытовых услуг;

• проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок.

2.2. Внереализационные доходы:

• долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

• приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

• вложение денежных средств на депозитные счета;

• предоставление ресурсов образовательного учреждения помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду (субаренду);

• получение финансовых санкций — штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.

2.3. Иные поступления:

• взносы юридических и физических лиц (в том числе —иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.;

• реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.

Следовательно, в конкретном учебном заведении создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции, исходя из характеристик его потенциальных возможностей.

 

1.3.Источники и направления  бюджетного и внебюджетного финансирования  образовательного учреждения.

Современное состояние бюджетного финансирования образования принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом:

• оплата труда;

• стипендия;

• трансферты;

• оплата коммунальных услуг;

• остальные виды расходов.

Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

• выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федерального бюджета;

• определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;

• установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.

Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам

(т.е. расходам, связанным  с обеспечением движения бюджетных  средств «по инстанциям» бюджетного  процесса — содержанием органов  казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения  денег, расходам на контроль соблюдения  бюджетных назначений и т.п.)

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям».

В законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы (проблемы) финансирования, руководствуясь единственным критерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств.

Сэкономленные по одним статьям средства можно направить на другие цели, но оформление этого  требует дополнительных затрат как времени, так и самих средств. Можно представить себе ситуацию, когда экономия в 1000 руб. на Дальнем Востоке требует переутверждения сметы в Москве и доставки подлинника утвержденной сметы на Дальний Восток. Во что это обойдется учебному заведению?

Возможности маневрирования ресурсами, предусмотренные законодательством об образовании и развитием принципа автономии учебных заведений, ограничены установленными бюджетными процедурами.

Таким образом все это позволяет предположить, что бюджетная политика государства, точнее — финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования.

Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

• совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;

• дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.

В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:

• передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);

• включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования, должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

• доведение уведомлений о бюджетных обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;

• предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;

• сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счете бюджетного учреждения.

Основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования.

Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1.  Финансирование деятельности  аккредитованных образовательных  учреждений в части реализации  государственного стандарта общего  образования осуществляется за  счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

2.  Порядок бюджетного  финансирования образовательных  и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3.   Бюджетное финансирование  реализации государственного стандарта  общего образования в аккредитованных  образовательных учреждениях осуществляется  на основе государственных и  местных нормативов бюджетного  финансирования в расчете на  одного обучающегося в год.

4.  Норматив бюджетного  финансирования представляет собой  определенную на одного обучающегося  величину финансовых средств, обеспечивающих  реализацию права граждан на  получение общего образования  на уровне государственного стандарта  общего образования.

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

Источники поступления внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных, разумеется):

• доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);

• доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);

Информация о работе Проблема повышения внебюджетных доходов образовательного учреждения