Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость как важного элемента налоговой системы и одного из основных источников доходной части бюджета, а также выявления проблем взимания НДС и путей их решения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. Косвенное налогообложение в истории мировой и отечественной экономики.

1.1. Предпосылки перехода к НДС в странах Запада.

1.2. Возникновение косвенного налогообложения в СССР.

1.3. НДС как наиболее эффективный косвенный налог.



2. Роль НДС в налоговой системе России.

2.1. Налог на добавленную стоимость. Понятия и термины.

2.2. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость.



3. Тенденции в администрировании налога на добавленную стоимость.

3.1. Существующие проблемы при взимании НДС.

3.2.Причины низкой эффективности налогового контроля.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НДС.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

    Можно назвать несколько причин появления  НДС и его столь широкой  популярности:

- расширение  налогооблагаемой базы, включение  услуг в объект налогообложения;

- устранение  каскадного эффекта;

- нейтральность  НДС по отношению к организации производства и конкурентной среде;

- встроенный  механизм избежания двойного  налогообложения;

- самоадминистрирование  НДС.

    Международные организации, такие как МВФ и  Всемирный Банк реконструкции и  развития, достаточно часто в программе  реформ, проведение которых является необходимым условием предоставления кредитов странам с развивающейся и переходной экономикой, устанавливают требование о введении НДС в государствах – получателях кредитов. Таким образом, уже искусственно НДС распространялся за пределами Европы в странах с так называемой «переходной экономикой», получавших кредиты от международных финансовых организаций. НДС выступал одной из минимальных гарантий возврата займов за счет налоговых поступлений, поскольку он имеет широкую налоговую базу и, соответственно, потенциально может принести значительные доходы бюджету. НДС относительно прост для администрирования, и не велика вероятность политического противостояния введению такого налога в обществе, где уровень жизни достаточно низок в переходный период экономики.

    В условиях перехода от плановой экономики  к рыночной НДС был противопоставлен плановому способу формирования цен на товары, работы и услуги, а  также предотвратил отдельные акты вмешательства в микроэкономику со стороны государства.

    НДС может быть назван самым популярным налогом XX в. История налогообложения  не знает другого налога, который  бы стал настолько распространенным во всем мире за столь короткий срок – 30 лет. НДС, начав свое победоносное шествие по миру в Европейском союзе, был воспринят практически на всех континентах и в странах с различными политическими режимами. НДС вводился не только в странах с рыночной экономикой или в странах с переходной экономикой, но и в условиях регулируемой экономики.

    Сегодня ВТО отчасти является катализатором введения НДС, поскольку Соглашение о субсидиях запрещает любые экспортные субсидии по поддержанию экспорта, таковыми, в частности, являются любые налоговые льготы или особые налоговые режимы для экспортируемой продукции. В то же время пограничные налоговые урегулирования, существующие только в системе НДС, не признаются экспортными субсидиями и позволяют устранить двойное налогообложение экспортируемых товаров, что благоприятствует экспорту продукции из страны.

    Но  любое правило не обходится без исключений. К началу 90-х гг. XX в. Как минимум две страны – Австралия и США – испытывали сложности с внедрением НДС в свои налоговые системы, не имея до этого подобного налога или его налога в своем арсенале. С 1 июля 2000 г. в Австралии введен общий налог на потребление (в целом, аналогичный НДС). На федеральном уровне в США НДС по сей день не введен и, вероятно, в ближайшем будущем его введения не ожидается, хотя дискуссии по этому поводу ведутся уже достаточно давно. Только в одном штате США – Мичигане – НДС с начала XX в. Продолжает существовать наравне с налогом с розничных продаж, характерным для большинства остальных штатов.

    В 1943 г. в США рассматривался вопрос о введении федерального налога с  продаж для финансирования участия  во Второй мировой войне, но налог тогда так и не был введен. В период администрации Президента США Никсона в начале 1970-х гг. на федеральном уровне рассматривалось предложение о введении НДС, но снова без определенных результатов. Американской Ассоциацией адвокатов был предложен проект Модельного закона США о НДС. Вопрос об этом налоге время от времени включался в повестку дня и проводились и проводятся слушания по вопросу о введении НДС в различных вариантах, в том числе в том варианте, в котором он существует в Европе. Однако, несмотря на широкое обсуждение, пока в США нет федерального НДС.

    Среди основных причин непринятия НДС на федеральном уровне можно назвать  следующие:

    - особенности конституционного устройства  и системы налогообложения, в  которой доходы от косвенных  налогов на потребление, обычно заменяемых НДС, составляют источник доходов штатов (причины политического характера);

    - административные расходы.

    Администрации штатов составляют серьезную оппозицию  вмешательству федерального правительства  в структуру доходов штата. Существуют опасения, что введение НДС сократит возможности казны штатов по сбору налогов с оборота и налогов с продаж. Если НДС будет введен сверх налогов, собираемых на местном уровне, это, с одной стороны, увеличит расходы предпринимателей, а с другой – увеличит административные расходы по сбору налогов. С подобной проблемой столкнулось правительство Канады, вводя общий налог на товары и услуги (аналог НДС), который вводился наряду с налогами с продаж, взимаемыми во всех провинциях, кроме одной. В США ситуация осложняется еще и тем, что объекты налогообложения и налогооблагаемая база по местным косвенным налогам на потребление в 47-ми штатах весьма разнообразны и плохо поддаются гармонизации.

    По  поводу административных расходов, связанных  с введением НДС, различными ведомствами США был представлен не один доклад, и цифры по сей день уточняются и проверяются. Несмотря на то что общепринятым является мнение о том, что НДС – самоадминистрируемый налог, требуются определенные единовременные расходы в переходный период.

    Таким образом, в основном НДС не вводится в США по политическим соображениям: на федеральном уровне его введение составит серьезную угрозу финансовой самостоятельности штатов и повлечет за собой административные расходы, которые также сложно оправдать с политической точки зрения.

    Начиная с 2000 г. в США активно обсуждается  упрощение системы оборотных  налогов и введение единой системы  косвенных налогов.

    В качестве третьей особенности, характерной  для нового этапа в развитии косвенного налогообложения, можно назвать развитие технических средств связи и коммуникации, ускорившее проведение различного рода сделок и одновременно открывшее целый ряд возможностей по уклонению от уплаты прямых налогов в международном масштабе. Косвенные налоги, связанные с обменными операциями, увеличили доходы государств пропорционально увеличению объема сделок и одновременно сохранили часть налоговых доходов за счет того, что косвенные налоги предоставляют меньше возможностей для манипулирования налогооблагаемой базой. По мнению некоторых авторов, НДС распространился по миру с такой быстротой во многом благодаря быстрым темпам развития компьютерной техники.

    Если  принять во внимание открытость экономики  и свободу перемещения факторов производства, то проблему налогообложения нужно рассматривать в глобальном масштабе. Понятия «налоговое планирование» и «уклонение от налогообложения» в международном масштабе связываются прежде всего с прямыми налогами, механизм которых не позволяет удержать налоговые доходы государств от «бегства».

    Некоторые объекты прямых налогов – доходы, прибыль – весьма мобильны и при наличии развитых услуг связи и современных банковских технологий могут «перетекать» за пределы заинтересованной страны, в том числе в оффшорные зоны. С середины XX в. Развивается практика отдельных государств по созданию оффшорных налоговых режимов и привлечению доходов из других государств с более высокими налоговыми ставками и сложной системой налогового администрирования. В конце 90-х гг. XX в. Такую практику в документах ОЭСР назвали «недобросовестной конкуренцией государств» и создали «черный список» таких государств.

    Косвенные налоги, носителями которых являются потребители, составляющие основную массу  населения государства, трудно, а  чаще всего невозможно спланировать или уменьшить с использованием оффшорных юрисдикций. В связи с этим доходы бюджетов государств от косвенных налогов не подвержены «оффшорной эрозии». Косвенные налоги за счет переложения на широкие круги потребителей продолжают сохранять за государством налоговые поступления и преумножают доходы бюджетов.

    Развитие  финансовых систем идет к дальнейшему  установлению баланса между косвенным  и прямым налогообложением. В начале XX в. Косвенные налоги расценивались как менее совершенные, теперь ситуация изменилась. На протяжении XX в. финансовая наука выявила регрессивность и недостатки прямых налогов, которые при определенном уровне являются деструктивным фактором, сдерживающим производительность труда налогоплательщиков. На определенном этапе становится невыгодно работать с прибылью, поскольку государство с помощью так называемой «прогрессивной» ставки прямых налогов забирает себе большую часть доходов. В.Пети весьма остроумно подметил, что «человек фактически и действительно богат в соответствии с тем, что он ест, пьет, одевает или каким-нибудь другим образом действительно и фактически использует». Доход, в отличие от потребления, относится скорее к потенциальному богатству, поэтому более справедливо облагать фактическое богатство – то, что потребляется. Джон Гоббс заметил, что человек должен платить налоги с того, что он использует, а не с того, что он сберегает и тем самым (это подразумевается) оставляет для использования другим.

2. Роль НДС в налоговой системе России.

     При решении задачи развития рыночных отношений  в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета. Это и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. НДС. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

     Налог на добавленную стоимость — налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Его основная функция — фискальная. В сумме налоговых доходов НДС продолжает быть одним из бюджетообразующих налогов на равнее с налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль..

     Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. 

2.1. Налог на добавленную  стоимость. Основные понятия и термины.

          В соответствии с  налоговым законодательством, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам и сборам. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

    Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

    Не  признаются налогоплательщиками организации и их филиалы, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

    Объектом  налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются следующие операции:

    - реализация товаров (работ, услуг)  на территории Российской Федерации,  в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

    - передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе