Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость как важного элемента налоговой системы и одного из основных источников доходной части бюджета, а также выявления проблем взимания НДС и путей их решения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. Косвенное налогообложение в истории мировой и отечественной экономики.

1.1. Предпосылки перехода к НДС в странах Запада.

1.2. Возникновение косвенного налогообложения в СССР.

1.3. НДС как наиболее эффективный косвенный налог.



2. Роль НДС в налоговой системе России.

2.1. Налог на добавленную стоимость. Понятия и термины.

2.2. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость.



3. Тенденции в администрировании налога на добавленную стоимость.

3.1. Существующие проблемы при взимании НДС.

3.2.Причины низкой эффективности налогового контроля.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НДС.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

    - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

    - ввоз товаров на территорию  Российской Федерации и иные  территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

    Исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения, установлен статьей 146 Налогового кодекса.

    Местом  реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

-товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

-товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

     Налоговым периодом является квартал.

     Налоговые ставки.

     При введении налога в 1992 г. была установлена единая ставка 28%. Ее величина была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, вместо которых пришел НДС. Единая ставка НДС в России сохранялась недолго. В том же 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10%. С 1995 г. круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10% неоднократно сужался. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены три ставки НДС: 0, 10 и 18%.

     Налоговая ставка 0 % применяется в отношении:

-экспортируемых товаров, а также работ и услуг по их транспортировке;

-товаров (работ, услуг), реализуемых иностранным дипломатическим представительствам;

-товаров  (работ, услуг) в области космической  деятельности.

    Налоговая ставка 10 % применяется в отношении реализации:

- продовольственных  товаров; 

- детских  товаров; 

- печатной  продукции; 

- медицинских  товаров.

     Подробный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит обложению по ставкам 0% и 10%, приведен в статье 164 Налогового кодекса.

     В отношении реализации остальных  товаров (работ, услуг) применяется  налоговая ставка в размере 18%.

     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Для НДС, соответственно, это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При установлении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученной им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе ценными бумагами. Выручка, поступившая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы.

     Будучи  косвенным налогом, НДС нейтрален  по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает его конкурентоспособность, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

     Налоговым законодательством  по НДС установлены  льготы. Их перечень является единым для всей территории страны и не может быть изменен решениями местных органов власти. В том случае если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг). 

2.2. Порядок исчисления  налога на добавленную  стоимость.

    В мировой налоговой практике выделяют три метода налогообложения добавленной  стоимости:

    - прямого сложения - облагаются компоненты добавленной стоимости - сумма расходов на оплату труда и прибыли. Применяется сравнительно редко, поскольку требует ведения достаточно сложного учета. Налог, взимаемый по данному методу, фактически представляет собой универсальный налог, которым облагаются по единой ставке доходы как собственника, так и наемных работников.

    - вычитания - облагается разность между выручкой и стоимостью приобретенных для производства сырья, материалов, работ, услуг;

    - зачетный, или инвойсный - сначала облагается выручка, затем из общей суммы налога вычитается (зачитывается) НДС, уплаченный поставщикам, а полученная разница уплачивается в бюджет. В настоящее время используется в большинстве стран мира.

    Именно  наличие зачетного механизма, который  позволяет избежать возникновения негативного "каскадного эффекта накопления косвенного налога в цене товара" при его многократной перепродаже, отличает НДС от других косвенных налогов.

    Зачет налога (в терминологии современного российского налогового права – вычет) осуществляется в форме возврата из бюджета сумм налога, уплаченных налогоплательщиком своим поставщикам. Возврат производится взаимозачетом задолженности налогоплательщика перед бюджетом по уплате полученного от покупателей налога и задолженности бюджета перед налогоплательщиком по возврату сумм налога, уплаченного поставщикам. В ряде случаев (в том числе при ведении внешнеэкономической деятельности) сумма зачетов может превышать налоговые обязательства, что ведет к необходимости возврата налогоплательщику налога непосредственно - в виде денежных средств.

     Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо:

     -рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, 
которая определяется как произведение налоговой базы и ставки 
налога;

    -исчислить величину налоговых вычетов.

     С точки зрения бухгалтерского учета, перечислению в бюджет подлежит разница  между суммой НДС, исчисленной в  книге продаж и суммой НДС, исчисленной в книге покупок.

     Налоговый вычет один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцом счета-фактуры. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС бюджету не предъявляется, а относится на издержки производства и обращения.

     В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных им расчетов. Возмещение производится не позднее чем через три месяца, считая со дня представления налоговой декларации, по письменному заявлению налогоплательщика. В случае несвоевременного перечисления территориальными  органами казначейства подлежащих возврату из бюджета денежных средств, налогоплательщик вправе потребовать начисления пени.

     Во  всех расчетных документах на реализуемую  продукцию сумма НДС выделяется отдельной строкой. В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а предъявляются бюджету к вычету, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не осуществляется вычет налога, уплаченного поставщикам.

     Инструментом  контроля за правильностью проведения расчетов по НДС являются счета-фактуры, призванные фиксировать все операции по отпуску покупателям товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается ли данная сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Счета-фактуры выписываются плательщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в двух экземплярах. При регистрации в журнале учета выдаваемых покупателям счетов-фактур им присваивается порядковый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее пяти дней после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) счет-фактура составляется в одном экземпляре и хранится у поставщика в журнале учета выданных счетов-фактур.

     Уплата  налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения,  производится по итогам каждого налогового периода  исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе  для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. 

  1. Тенденции в администрировании  налога на добавленную  стоимость.

3.1. Существующие проблемы при взимании НДС.

      Согласно  данным официальной статистики, доля НДС в налоговых поступлениях доходной части консолидированного бюджета неуклонно снижается.

В таблице  и на графике приведены данные Федеральной службы государственной статистики о размерах доходной части консолидированного бюджета за последние 12 лет, в том числе сведения о поступлениях налога на добавленную стоимость.

Год Доходы  консолидированного бюджета, всего: Доходы  консолидированного бюджета 

от поступления  налога на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги):

в млрд.руб. в % к ВВП всего: реализуемые на территории РФ ввозимые  на территорию РФ
      млрд. рублей в % к ВВП млрд. рублей в % к ВВП млрд.

рублей

в % к ВВП
1998 686,8 25,1 170,3 6,2 н.д. н.д. н.д. н.д.
1999 1213,6 25,4 288,2 6,0 н.д. н.д. н.д. н.д.
2000 2097,7 28,7 457,3 6,3 н.д. н.д. н.д. н.д.
2001 2683,7 29,7 639,0 7,1 н.д. н.д. н.д. н.д.
2002 3519,2 32,5 752,7 6,9 н.д. н.д. н.д. н.д.
2003 4138,7 31,2 882,1 6,7 н.д. н.д. н.д. н.д.
2004 5429,9 32,0 1069,7 6,3 н.д. н.д. н.д. н.д.
2005 8579,6 39,7 1472,3 6,8 1025,8 4,7 446,5 2,1
2006 10625,8 39,5 1511,1 5,6 924,4 3,4 586,7 2,2
2007 13368,3 40,2 2261,5 8,8 1390,4 4,2 871,1 2,6
2008 16003,9 38,6 2132,5 5,1 998,7 2,4 1133,8 2,7
2009 13599,7 34,8 2050,3 5,2 1176,9 3,0 873,4 2,2
2010 нет данных 1328,7 н.д. 1384,0 н.д.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе