Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налога на добавленную стоимость как важного элемента налоговой системы и одного из основных источников доходной части бюджета, а также выявления проблем взимания НДС и путей их решения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. Косвенное налогообложение в истории мировой и отечественной экономики.

1.1. Предпосылки перехода к НДС в странах Запада.

1.2. Возникновение косвенного налогообложения в СССР.

1.3. НДС как наиболее эффективный косвенный налог.



2. Роль НДС в налоговой системе России.

2.1. Налог на добавленную стоимость. Понятия и термины.

2.2. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость.



3. Тенденции в администрировании налога на добавленную стоимость.

3.1. Существующие проблемы при взимании НДС.

3.2.Причины низкой эффективности налогового контроля.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая НДС.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

     Как видно из таблицы доля НДС в доходной части консолидированного бюджета неуклонно снижается.

     Анализируя политическую и экономическую ситуацию в стране в этот период, можно выделить два фактора, оказавшие негативное влияние на динамику поступления НДС в бюджет.

    Во-первых, таким фактором является упразднение с 1 июля 2003 года Федеральной службы налоговой полиции, функции которой по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений были переданы вновь созданному подразделению Министерства внутренних дел РФ – Управлению по налоговым преступлениям.

    Являясь субъектом оперативно-розыскной  деятельности (иными словами - силовой структурой)Федеральная служба налоговой полиции осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с Министерством по налогам и сборам, фактически выполняя функции силового подразделением МНС РФ.

    На  момент расформирования ФСНП в милиции не было квалифицированных специалистов в области налогообложения, а сотрудники отделов по борьбе с экономическими преступлениями (в недавнем прошлом сотрудники отделов по борьбе с хищениями социалистической собственности) имели слабое представление о налоговой системе.

      Таким образом, в результате расформирования налоговой полиции государство лишилось возможности применения силовых методов пресечения налоговых правонарушений и преступлений.

      Во-вторых, для 2003-2004гг характерно повсеместное внедрение новых информационных технологий в области бухгалтерского и налогового учета, в частности предоставление банками услуг системы дистанционного обслуживания расчетных счетов «клиент-банк» и появление возможности сдачи налогоплательщиками бухгалтерской и налоговой отчетности при помощи сети «Интернет». Этим обусловлено возникновение отсталости контролирующих органов от технических возможностей субъектов предпринимательской деятельности.  

     3.1. Причины низкой  эффективности налогового  контроля.

     Достижениями  научно-технического прогресса воспользовались как добропорядочные предприниматели - в целях экономии издержек, так и недобросовестные налогоплательщики - с целью уклонения от уплаты НДС и незаконного возмещения НДС из бюджета.  

      Внедрение современных технологий в области  передачи и обработки информации в органах государственной власти, в силу известных обстоятельств, происходит со значительным отставанием от бизнеса, что является первоочередной причиной низкой эффективности налогового администрирования.

      Именно  при взимании НДС контролирующие органы сталкиваются с наибольшими трудностями. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два основных вида налогового контроля – выездные и камеральные налоговые проверки. Различия между выездной и камеральной проверкой заключается как в способах, так и в сроках их проведения. Срок проведения выездной проверки может достигать при определенных обстоятельствах одного года, в то время как камеральная проверка не может длиться больше двух месяцев. При этом камеральные составляют 90%, а выездные всего лишь 10% от общего числа налоговых проверок.

      Одним из способов контроля налоговиков за правильностью исчисления НДС являются так называемые «встречные» проверки, суть которых сводится к истребованию счетов-фактур и других первичных бухгалтерских документов у всей цепочки поставщиков проверяемого налогоплательщика. При этом налоговая служба направляет свои запросы по почте. С учетом официально установленного в налоговом законодательстве срока пересылки корреспонденции в одну сторону (6 дней) и времени, предоставляемого проверяемым контрагентам на подготовку документов (5 дней), на истребование документов всего лишь у одного контрагента контролирующие органы тратят минимум 17 дней. Однако на практике этот срок достигает одного месяца. Таким образом, за два месяца камеральной проверки налоговики способны проверить лишь двух контрагентов из всей цепочки поставщиков. Следовательно, недобросовестным налогоплательщикам достаточно создания видимости двух-трех фиктивных сделок по приобретению товаров (работ, услуг) чтобы гарантировать себе безнаказанное уклонение от налогового контроля, а с использованием современных информационных технологий (например, системы «клиент-банк») это займет всего лишь несколько часов.

     Еще одна тенденция, сформировавшаяся в  последние годы – увеличение собираемости НДС таможенными органами. Причиной тому являются особенности исчисления и уплаты НДС при пересечении товарами таможенной границы.

Действующий в настоящее время порядок  предусматривает обязательную уплату НДС на таможне до момента выпуска товаров с таможенных складов. Только после перечисления НДС в бюджет обладатель товара вправе осуществлять его дальнейшую реализацию на территории страны. Кроме того, уплата НДС на таможне является необходимым условием для применения покупателем такого товара уплаченных продавцу сумм налога к вычету. К тому же требования по оформлению сделок с иностранными поставщиками и покупателями гораздо строже чем требования, предъявляемые к реализации товаров (работ, услуг) внутри страны.

     Таким образом, в случае если в ближайшие годы налоговые органы не повысят эффективность налогового администрирования, то ФНС перестанет быть основным «поставщиком» НДС в бюджет, уступив свои позиции таможенной службе.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    НДС не случайно стал занимать значительное место в налоговой системе России в начале 90-х гг. XX в. Косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное скоррегированное поступление доходов в бюджетную систему. При постоянно растущих ценах не происходит обратного переложения косвенного налога на производителя. В то же время, необдуманная налоговая политика может подстегнуть инфляцию.

    Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность - ключевые элементы экономической  политики, направленной на обеспечение  устойчиво высоких темпов экономического роста.

    Сложившаяся налоговая система, в целом, выполняет  свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере диверсификации экономики.

    Благоприятный налоговый режим не может полностью  нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.

    Приоритетом налоговой политики в среднесрочной  перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку НДС, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

     Котелкин  С.В. Международная  финансовая система: Учебник.М.: Экономистъ. 2004.

     Романовский М.В. Финансы: Учебник. М.: Юрайт-Издат., 2006.

     Налоговый кодекс Российской Федерации.

     Таможенный  кодекс Российской Федерации.

     Справочно-информационная система «ГАРАНТ».

     Справочно-информационная система «Консультатнт».

     Сайт  Федеральной службы государственной статистики.

     Сайт  Федеральной налоговой  службы.

     Сайт  Федеральной таможенной службы.


Информация о работе Проблемы исчисления и взимания НДС на современном этапе