Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение функции финансов как проявлений их сущности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть финансы как стоимостную категорию и содержание финансов;
- рассмотреть функции финансов как проявлений их сущности;
- изучить зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового контроля;
- рассмотреть структуру финансовой системы Республики Казахстан;
- проанализировать финансовую систему Республики Казахстан;
- дать оценку современному состоянию финансовой системы Республики Казахстан;
- рассмотреть проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические аспекты функции финансов
5
1.1
Финансы как стоимостная категория и содержание финансов
5
1.2
Функции финансов как проявлений их сущности
8
1.3
Зарубежный опыт деятельности органов бюджетно-финансового
контроля
12
2
Анализ финансов и финансовой системы Республики Казахстан
16
2.1
Структура финансовой системы Республики Казахстан
16
2.2
Анализ финансовой системы Республики Казахстан
19
2.3
Оценка современного состояния финансовой системы Республики Казахстан
26
3
Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан
29

Заключение
34

Список использованной литературы
36

Вложенные файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности курc.doc

— 455.00 Кб (Скачать файл)

Зачастую в западных странах органами контроля за исполнением государственного бюджета являются Счетные палаты, Счетные суды и Аудиториаты. Эти «счетные ведомства» призваны способствовать эффективности реализации полномочий парламента и других представительных структур в области финансового контроля, и, прежде всего, контроля за исполнением государственного бюджета. Такие положения имеются в Конституциях Австрии, Польши, Венгрии.

Например, следует отметить особое положение счетного суда Австрии, Конституция которой предусматривает 2 уровня контрольной деятельности Счетного суда, отражающих специфику федерального устройства государства. По вопросам финансовой деятельности Федерации Счетный суд выступает в качестве органа Национального Совета (одной из палат Федерального парламента), а по вопросам финансовой деятельности земель - в качестве органа соответствующего Ландтага - законодательного органа земель.

Правовое положение  органов государственного финансового контроля таково, что все они действуют на основании и во исполнение основного закона; образуются непосредственно органами государственной власти, которым подотчетны и подконтрольны; могут совершать действия, которые либо прямо указаны в основном законе, либо необходимы для его выполнения. Законом об органе контроля устанавливаются объем компетенции, основные задачи, формы деятельности. Неодинаковое определение правового положения различных видов контрольных органов в законных актах нередко служит основанием для отнесения одних органов бюджетного контроля к органам коллегионального руководства, а других - единоначального руководства, т.е. авторитарной модели управления.

Организационные формы  деятельности органов с коллегиональной  формой правления отличаются от органов автократичных. Формы выражения сочетания коллегиальности и единоначалия закрепляются в законах о высших оргаггах финансового контроля и в регламентах каждого органа в отдельности. При этом законодательство о высших органах финансового контроля во многих развитых странах регламентирует не только компетенцию органов, но и основы их организации, правовые формы деятельности, распределение ответственности в руководящем звене. Как правило, в Конституции определяется место Счетной палаты или Аппарата Главного контролера в системе органов государства, устанавливаются общие задачи и принципы их формирования.

В Западной Европе преобладают две основные системы государственного финансового контроля:

- система административных органов финансового контроля;

- система судебных органов финансового контроля.

Анализируя особенности  структуры высших органов финансового контроля, следует иметь в виду, что состав Счетных палат, являющихся во всех развитых странах коллегиальными органами, во многом одинаков. Во главе Счетной палаты стоит ее Председатель. Членами Счетной палаты являются также заместитель Председателя и определенное количество членов. Счетные палаты располагают значительным количеством счетных работников и вспомогательным персоналом. Численный состав Счетных палат законодательством не определяется.

При формировании Счетных  палат выделяют 3 основные модели:

- парламентская модель предполагает решающее участие в определении состава палаты, и прежде всего ее председателя. Так формируются органы финансового контроля в Венгрии и Польше;

- внепарламентская модель предполагает назначение председателя и вице-председателя высшего органа финансового контроля президентом страны по представлению правительства (Греция, Португалия), либо самим правительством (Франция);

- смешанная модель предусматривает участие парламента и президента в определении состава высшего органа финансового контроля (Австрия, ФРГ, США).

Законодательство зарубежных государств достаточно детально определяет внутреннюю структуру высших органов финансового контроля и закрепляет принцип несовместимости членства в них с занятием определенных постов в государственных органах или с работой в коммерческих структурах.

Положения о структурных  подразделениях Счетного ведомства закрепляют права инспекций, отделов, управлений во взаимоотношениях с министерствами, ведомствами, главами администраций объектов федерации.

Руководитель органа контроля входит в разряд высших государственных чиновников, на которых распространяются все предписания об иммунитете, льготах и привилегиях должностных лиц государства. В частности, если палата отнесена к числу органов судебного характера, то ее председатель обладает независимостью и судейской неприкосновенностью.

Президент Счетного суда в Австрии приравнивается в отношении  ответственности к членам  Федерального  правительства или правительства  земли в зависимости от того, действует  ли суд в качестве органа Национального  совета или Ландтага, и в силу этого может быть отозван только решением Национального совета.

Президент Государственного Аудиториата Венгрии избирается Государственным собранием 2/3 голосов депутатов и не несет ответственность перед Государственным собранием за достоверность и обоснованность данных фактов, содержащихся в представленных им отчетах. Президент Счетного суда не может быть арестован и против него нельзя возбудить уголовное преследование без санкции Государственного собрания.

Президент Счетного Суда Франции осуществляет общее руководство суда. В компетенцию Председателя Федеральной Счетной палаты Германии входят: представление Палаты в иных органах и структурах; руководство администрацией Палаты и осуществление служебного надзора; распределение дел между отделами и секторами финансового контроля; определение членов Палаты и т.д.

Помимо названных полномочий в законодательстве некоторых стран оговорено право на изъятие необходимых для сохранения доказательств документов и предметов, а также на опечатывание помещений. Большинство законов о высших органах финансового контроля определяют санкции только в тех случаях, когда ревизору мешают осуществить законные полномочия, или когда необходимые для ревизии документы уничтожаются или утаиваются.

Имея четкие полномочия но принятию мер в целях устранения недостатков, высшие органы финансового контроля азиатских государств пользуются более сильным влиянием на осуществление мероприятий, требуемых в отчетах по ревизиям. Причем законы Китая и Малайзии о высших органах финансового контроля предусматривают такую возможность сразу, не дожидаясь, пока проверяемое учреждение выскажет свою точку зрения на предложение высших органов финансового контроля. Для реализации выводов высших органов финансового контроля требуются решения Парламента, в частности, соответствующих его комитетов. Что касается возможностей реализовать на практике рекомендации по результатам проверок, то законы о высших органах финансового контроля азиатских стран более склонны к наделению этих органов исполнительными полномочиями, чем это имеет место в европейских законах.

Структура органов государственного контроля развитых стран состоит из центральных и периферийных звеньев. На местах имеются контрольные управления, бюро, посты и т.д. Например, в США создано 15 региональных бюро, то есть одно на 3 штата. В Великобритании периферийный аппарат госконтроля представляют контролеры по месту расположения крупных точек государственных заказов, баз снабжения, военных округов, предприятий и т.д. От местных органов и центрального аппарата они полностью независимы и подчиняются только Управлению государственного контроля.

В западных странах твердо соблюдается принцип независимости от контролируемых, который обеспечивается назначением главы контрольного ведомства на длительный срок или пожизненно (например, в США - на 18 лет, Испании -9 лет, Канаде - 10 лет, ФРГ, Австрии, Венгрии - 12 лет, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии - пожизненно), высокими окладами работников госконтроля, юридической и материальной независимостью от правительства. Как правило, руководителей контрольно-ревизионных органов парламент назначает и утверждает на сроки более длительные, чем сроки полномочий самих парламентариев. В свою очередь органы госконтроля неподотчетны бюджетно-контрольным парламентским комиссиям, которые созданы почти во всех ведущих странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Анализ финансов и финансовой системы Республики Казахстан

 

 

2.1 Структура  финансовой системы Республики Казахстан 

 

Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций4

Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций4

Классификация финансовой системы  по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях) позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья как соподчиненный ряд  классификации содержат элементы высшего  разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

В целом финансовую систему и ее структуру можно показать следующим образом, согласно рисунку 1.

 



Рисунок 1 – Структура  финансовой системы РК

 

Финансовая система государства  представляет собой совокупность  финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует  фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство  и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании).

Финансовая система РК носит  рыночный характер и обычно состоит  из пяти звеньев и схематично можно  показать ниже следующим образом, Внутри   каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера   деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Принципы организации  финансовой системы можно определить по следующей схеме, согласно рисунку 2:



 

 

Рисунок 2 - Принципы организации финансовой системы

 

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное-финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (республиканский, субъектов государства, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых, повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Для того чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методология  и методика разработки финансовых планов. На сегодняшний день в Казахстане разработан и претворяется в жизнь стратегический план развития как общества в целом, так и финансовой системы. Уже выполнен оперативный план 2010, на следующем этапе рассматривается выполнение среднесрочного плана - 2020, и, наконец, стратегия - 2030.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансовой системы в Республике Казахстан