Проекты реорганизации мировой валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Закономерности развития валютной системы определяются воспроизводственным критерием и отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. Данный критерий проявляется в периодическом несоответствии принципов мировой валютной системы изменениям в структуре мирового хозяйства, а также в расстановке сил между его основными центрами. В этой связи периодически возникает кризис мировой валютной системы. Это взрыв валютных противоречий, резкое нарушение ее функционирования, проявляющееся в несоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиям производства, мировой торговли, к соотношению сил в мире.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Международная валютная система …………………………………..............5
1.1 Сущность, функции и задачи мировой валютной системы……………….5
1.2 Этапы эволюции мировой валютной системы ……………………………..7
2 Основные проекты реорганизации ………………………………………….10
2.1 «Целевые зоны» Вилльямсона ……………………………………………..10
2.2 Координация экономической политики в условиях
фиксированных валютных курсов …………………………………………13
2.3 Таргетирование номинального дохода …………………………………….15
2.4 Контроль над движением капитала ………………………………………..17
2.5 Реформы МВФ ………………………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………………..…27
Приложение А. Основные элементы национальной и мировой
валютных систем ………………………………………….….29

Вложенные файлы: 1 файл

19.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

Анализируя теорию и практику контроля над движением капитала Пол Кругман выдвинул четыре принципа регулирования: 1) контроль должен как  можно меньше вмешиваться во внутренние экономические связи; 2) независимо от того, насколько он действенен, контроль создает искажения в экономике, которые имеют тенденцию усиливаться  во времени, поэтому его следует  использовать только на непродолжительный  период; 3) контроль не рекомендуется  применять для защиты от спекулянтов, поскольку это приведет к росту  реального валютного курса и  падению конкурентоспособности  экспортных отраслей; 4) контроль должен способствовать фундаментальной реформе, но не служить ее альтернативой [3, с.175].

Таким образом, несмотря на обычные теоретические  противоречия, исследователи в целом  приходят к определенному согласию об эффективности контроля над движением  капитала. Он позволяет изменить структуру  привлеченного капитала, поддерживать небольшой постоянный процентный дифференциал, препятствовать проникновению иностранцев  на внутренний рынок и т.д. Однако ограничения никак не могут компенсировать несостоятельную экономическую  политику властей, и их эффективность  снижается во времени, по мере того как частный сектор совершенствуется в способах обхода госконтроля.

 

2.5 Реформы МВФ

 

Как показал  опыт 1990-х гг. одной из ключевых причин финансовых кризисов являлся недостаток ликвидности и невозможность  рефинансировать краткосрочный  долг. На национальном уровне такие  проблемы решаются с помощью кредитора  последней инстанции, которым обычно выступает центральный банк. Он выдает экстренные кредиты банкам, чтобы  те смогли расплатиться с вкладчиками  или кредиторами. Потребность в  мировом кредиторе может быть оправдана тем фактом, что внешний  долг развивающихся стран чаще всего  номинирован в иностранной валюте, доступ к эмиссии которой национальный кредитор последней инстанции никогда  не имеет. Как свидетельствуют исследования, проведенные в Федеральном Резервном  Банке Ричмонда (США), слабость национальной банковской системы и ограниченные возможности внутреннего центрального банка по обеспечению межбанковского рынка международной ликвидностью могут быть причиной двойного кризиса: на валютном рынке и в банковской сфере. Согласно полученным выводам, мировой  кредитор последней инстанции способен не только защитить банковский сектор, но и снизить распространения  финансового кризиса из одной  страны в другую.

Функции международного кредитора  последней инстанции может выполнять  как страховой институт, так и  наднациональное банковское учреждение. В декабре 1997 г. известный всему  миру финансист Дж. Сорос в Financial Times предложил схему гарантий по международным кредитам. По его мысли, им должен быть институт международного центрального банка.

Главное, за что критикуют мирового кредитора, это за риск безответственного поведения. Любая страна, зная о возможности  получения кредита, может сознательно  проводить рискованную экономическую  политику с большим долгом, бюджетным дефицитом и т.д. По мнению многих специалистов, пакеты помощи МВФ с треском провалились именно из-за проблемы недобросовестного поведения стран-получателей помощи.

Другой проблемой являются ресурсы кредитования. Откуда взять  деньги? В принципе, кредитор последней  инстанции способен их сам печатать. Введение планетарной валюты вовсе  необязательно, достаточно просто иметь  возможность эмитировать уже  существующие в мире твердые валюты. Так, по мнению Б. Эйхенгрина, мировой  кредитор не обязательно должен печатать деньги, однако ему особенно важно  иметь доступ к резервам твердых  валют. В то же время как признается Эйхенгрин, требуемые объемы резервов являются «нереалистически большими»[1, с.72]. В случае, если мировой кредитор станет испытывать дефицит резервов, последствия для международной  финансовой системы будут значительно  хуже, нежели он не занимался бы кредитованием  вообще.

В зависимости от того, как  решать две описанные проблемы, мировой  кредитор последней инстанции может  иметь разный статус. Например, им способен быть наднациональный центральный  банк с собственной эмиссией и  мировой денежно-кредитной политикой  или мировой кредитор может быть надзорным агентством и следовать  политике банковского регулирования. В первом случае он выдает ссуды  анонимно, рассчитывая на то, что  рынок самостоятельно и эффективно распределит полученные деньги среди  кредитоспособных банков. Во втором случае мировой кредитор, на нерыночных условиях и оговаривая особые требования, предоставляет  средства строго определенным заемщикам.

О. Джин, аналитик МВФ, совместно с профессором  Женевского института международных  исследований Ч. Выплошем, выяснили, что  оба варианта ведут к разным экономическим  последствиям. Если кредитор будет  проводить мировую денежно- кредитную  политику, ему потребуется гораздо  больше резервов, по сравнению с  уровнем, необходимым внутреннему  кредитору последней инстанции  для решения той же задачи. Хочет  того мировой кредитор или нет, часть  его резервов пойдет на финансирование оттока капитала, вызванного спекулятивными операциями. Если мировой кредитор станет весит себя так же, как  и национальное агентство по банковскому  регулированию и надзору, то ему  потребуется заметно меньше резервов. Однако такая политика требует глубокого  вмешательства во внутренние дела национальной финансовой системы в связи, с  чем при существующих международных  институциональных соглашениях  ее невозможно воплотить на практике.

Сейчас функции  мирового кредитора последней инстанции  выполняет МВФ, который «и жнец, и  кузнец, и на дуде игрец» [1, с.72] . Он и  надзирает за экономической политикой  правительства, и эмитирует SDR. В 1999 г. первый заместитель директора-распорядителя  МВФ Стэнли Фишер заявил, что Фонду  следует полноценно двигаться от просто политики международного кредитования к институту мирового кредитора. Стандартными инструментами Фонда  являются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев и  программа среднесрочного финансирования на три года. Сроки погашения краткосрочных  кредитов составляют пять лет, а среднесрочных  – десять лет. Объем кредитования в обоих случаях ограничивается размером страновой квоты. Начиная  с мексиканского кризиса 1994-95 гг. было много разговоров об усовершенствовании кредитования МВФ. Так, в 1997 г. МВФ ввел в действие программу дополнительного  резервного финансирования. Главное  ее отличие от всех традиционных программ Фонда состоит в том, что доступ к кредитным ресурсам ничем не ограничен. Однако сроки погашения  очень короткие, а ставки на уровне рыночных. В 1999 г. МВФ утвердил еще  одну программу «обусловленных»  кредитных линий. Смысл ее заключается  в том, что страны, проводившие «безупречную» экономическую политику, могут получить неограниченный доступ к ресурсам Фонда. Обусловленные кредитные линии являются своеобразным аналогом банковских открытых кредитных линий.

После азиатского кризиса МВФ не желает предоставлять  ссуды странам, если видит возможность  риска безответственного поведения. В связи с этим многие страны ратуют за сокращение функций Фонда, а некоторые  эксперты высказываются даже за его  ликвидацию. В марте 2000 г. был опубликован  отчет Консультативной Комиссии Конгресса США по международным  финансовым организациям, которую возглавил  Мельцер. По мнению членов Комиссии, помощь МВФ порождает ожидания новых  кредитов и провоцирует спекулятивную  игру на рынках. Чтобы избежать этого  Комиссия предлагает несколько коренных изменений: 1) сделать основной функцией МВФ краткосрочное кредитование в кризисных ситуациях; 2) в случае предоставления кредитов, процентная ставка по ним должна быть не только рыночной, но и высокой (по крайней  мере, выше ставки текущих заимствований), чтобы к МВФ обращались лишь в  крайнем случае; 3) кредиты должны носить четко оговоренный приоритетный характер с правом первоочередного  обращения требований на активы должника; 4) развивающиеся страны должны отвечать сами за себя и прежде чем обращаться к Фонду им следует обеспечить необходимую капитализацию банковской системы, либерализовать финансовые рынки, устранить коррупцию и сбалансировать налогово-бюджетную политику; 5) общеэкономическая  политика и налогово-бюджетная политика, в частности, должна согласовываться  с МВФ.

Кроме того, Всемирный Банк предполагается реформировать  таким образом, чтобы снизить  объемы кредитов, предназначить займы  для базовых структурных реформ и ликвидировать группу финансовых организаций, действующих совместно  с Банком. После обнародования  отчета Комиссии ответ в виде статьи президента Всемирного Банка Дж. Вульфенсона  был опубликован спустя несколько  дней в Washington Post: «… мы уверены, что  некоторые предложения Комиссии основаны на принципиальном непонимании  задач, которые сегодня стоят  перед нами. Если предложения, изложенные в отчете, будут осуществлены, то больше всего пострадают бедные люди в развивающихся странах… Вряд ли можно считать рекомендации Комиссии основанными на тщательном анализе  и аккуратном использовании статистических данных. К сожалению, по моему мнению, эти рекомендации ошибочны [8, с.180]. Хотя атака Комиссии Мельцера и была отбита, тем не менее, новый директор-распорядитель  МВФ, Хорст Келер, в 2000 г. вынужденно заявил, что Фонд отказывается от претензий  на звание мирового кредитора и больше кредитовать в прежних масштабах  не собирается.

Однако после  кризиса 2009г. МВФ утвердил существенный пересмотр механизмов оказания финансовой помощи, а в августе 2010г. были приняты  дальнейшие реформы для обеспечения  гибких средств предотвращения кризисов для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой  и надежными институциональными основами такой политики [9]. В странах  с низкими доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира, процентные ставки по этим кредитам установлены  на нулевом уровне до конца 2011г .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Международная валютная система  представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение  и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов  интернационализации капитала, требующих  адекватных условий в международной  денежной сфере. При изменении данных условий возникает периодический  кризис мировой валютной системы, который  завершается ее крушением и созданием  новой валютной системы.

В истории МВС можно  выделить несколько этапов эволюции валютной системы: 1) «Золотой стандарт»  или Парижская валютная система; 2) Генуэзская валютная система; 3) Бреттон-Вудская  система фиксированных валютных курсов; 4) Ямайская система плавающих  валютный курсов. Проанализировав вышеуказанные  валютные системы, которые формировались  по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно  сделать вывод, что развитие мировых  валютных систем и смена одна другой – это естественный и закономерный процесс. Новая система меняет старую, поскольку она более совершенна, и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операции, товарно-денежные обороты и т.д.

Известно, что для проведения реорганизации мировой валютной системы во время кризиса использовались следующие основные проекты:

   1.  В 1980-х гг. была  применена на практике концепция  «целевых зон», т.е. введение фиксированного  курса с ограниченными пределами  колебаний вне зависимости от  ширины диапазона и частоты  его изменения. Однако данная  концепция оказалась неэффективной,  поскольку в октябре 1987 году  на фондовом рынке США произошел  обвал, а затем и крах, отразившийся  на мировой экономике в целом.

   2. Проект координации  экономической политики в условиях  фиксированных валютных курсов  предполагал активное сотрудничество  стран Большой тройки (США, Японии  и Германии) для создания нового  международного валютного стандарта,  основанного на фиксированных  обменных курсах. Представители  США отвергли это предложение  и в целом высказались против  введения ограничений на колебание  американской валюты, поскольку  подобные меры могут парализовать  независимую денежно-кредитную политику  США, направленную на борьбу  с инфляцией и безработицей.

   3. Совместное использование  Международного номинального таргетирования, которое позволяет устранить  проблемы неопределенности внешней  экономической среды и подотчетности  властей. Однако данному проекту  присущи некоторые недостатки, что  явилось причиной отказа многих  стран от таргетирования денежных  агрегатов и таргетирования не  реального национального дохода  совместно с ценами (как в случае  ТНД), а только цены, что получило  название «таргерирование инфляции».

   4. Эффективным оказался  проект осуществления контроля  над движением капитала, поскольку  он позволяет изменить структуру  привлеченного капитала, поддерживать  небольшой постоянный процентный  дифференциал, препятствовать проникновению  иностранцев на внутренний рынок  и т.д.

   5. Проведение реформ  МВФ, направленных на усовершенствование  механизмов оказания финансовой  помощи для обеспечения гибких  средств предотвращения кризисов  для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики.

Таким образом, можно сделать  вывод: государственная стабилизационная политика должна учитывать многие факторы  при разработке проектов по реорганизации  валютной системы, так как от этого  зависит все дальнейшее поведение  экономической системы отдельной  страны, а, следовательно, и развитие мировой валютной системы в целом.

Информация о работе Проекты реорганизации мировой валютной системы