Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить пенсионную реформу в РФ.
Задачи:
- Изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- Изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- Рассмотреть российскую пенсионную реформу в контексте мирового опыта.
В постсоциалистических странах
к общим для всех стран мира
причинам реформирования пенсионных систем
добавились и специфические, обусловленные
особенностями переходного
- заметно снизившаяся
способность государства
- низкий уровень дохода населения;
- сохранение большого количества пенсионных льгот с невысокими критериями, дающими право на их получение;
- слишком обширные системы
социального обеспечения, не
Во второй половине 90-х годов многие страны приступили к системным пенсионным реформам. В целом результаты реформ в постсоциалистических странах еще трудно обобщить и оценить однозначно.. Более определенные выводы можно сформулировать лишь относительно концепций реформ и методов их реализации, которые имеют как ряд общих черт, так и существенных особенностей.
Мировой опыт показывает,
что решение финансовых
Начат или планируется переход к многоуровневым схемам в Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии и Македонии.
На постсоветском пространстве
первой страной, преобразовавшей в
1996 г. Распределительную схему по
принципу условно накопительных
счетов, была Латвия. В 2000-2001 гг. пенсионные
реформы были продолжены, введен накопительный
уровень, обязательный для лиц моложе
30 лет и свободный для работников
в возрасте 30-50 лет. Уже с 2001 года
взносы в пенсионную систему, равные
20% фонда заработной платы, делятся
поровну между
Переход к системе персонифицированного
учета, т.е. условно-накопительным счетам,
осуществлен в Киргизии и Молдавии.
Остальные государства, за исключением
Казахстана, ограничиваются пока изменениями,
вносимыми в действующую
Как показывает мировой опыт, успешные пенсионные реформы всегда являются результатом общественного согласия по поводу распределительных отношений, а также форм и способов проведения реформ.
Перестроить пенсионную систему,
не затрагивая всего круга фундаментальных
социально-экономических
Как показал выполненный анализ, введение накопительных элементов, переход к дифференцированным, многоуровневым пенсионным схемам свидетельствует об общей для стран всего мира тенденции. Однако для большинства развитых государств остается открытым вопрос о том, насколько быстрыми и глубокими будут эти изменения. Так как новые схемы (и накопительные, и многоуровневые), за исключением системы в Чили, функционируют еще мало времени, определенные выводы о их эффективности затруднительны. Более чем 10-летний опыт функционирования накопительной системы в Чили показал ряд ее преимуществ, но выявил и недостатки, развеяв многие мифы.
Сегодня нет убедительных
доказательств и недостаточно опыта,
чтобы согласиться с
3. СОЗДАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ
Становление рыночной экономики
диктует необходимость
Одним из таких направлений в России является использование эмиссии государственных ценных бумаг в деятельности пенсионного и страхового секторов.
Современное рыночное хозяйство базируется на концентрации капитала, непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности предприятия, созданного в любой организационно-правовой форме. Процесс накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре рыночного хозяйства, какой сегодня в России становится негосударственное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости экономического развития всего хозяйства.
Эмиссия государственных
пенсионных и страховых облигаций
позволит, с одной стороны, стабилизировать
инвестиционные ресурсы, а с другой
– сохранить и приумножить
средства населения для достойного
обеспечения граждан. Выпуск государственных
пенсионных и страховых ценных бумаг
придаст устойчивость системе пенсионного
обеспечения, основанной на накопительной
модели формирования пенсионных резервов.
Последняя, как показывает опыт многих
стран с развитой рыночной инфраструктурой,
дает возможность мобилизовать сбережения
населения и тем самым решит
три задачи: во-первых, использовать
свободные средства на нужды развития
хозяйства страны; во-вторых, стимулировать
эффективную занятость и
Сложившиеся пенсионные системы и источники формирования их доходов в общем виде можно представить с помощью схемы.
Начиная с 1 января 2002 года модель государственного пенсионного обеспечения, действовавшая до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», принятым в сентябре 2002 года. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование.
Анализ возможных вариантов инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.
Необходимость размещения средств,
накапливающихся на персонифицированных
счетах в системе государственного
пенсионного обеспечения, а также
развитие системы российских негосударственных
пенсионных фондов неизбежно повлияет
на дальнейшее расширение и развитие
рынка ценных бумаг. Поэтому следует
остановиться на анализе инвестиционных
возможностей государственного Пенсионного
фонда и системы
Еще четче инвестиционная
деятельность Пенсионного фонда
выразилась с выходом 18 сентября 2002
года постановления Правительства
РФ №681 «О порядке размещения в 2002 году
временно свободных средств резерва
бюджета Пенсионного фонда
Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном фонде России ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.
Действующим законодательством
предусмотрены следующие
- государственные ценные бумаги РФ;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ;
- облигации российских эмитентов;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- ипотечные ценные бумаги РФ;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- иностранная валюта на
счетах в кредитных
Основой третьего уклада пенсионной
системы России должна стать система
добровольного пенсионного
Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные – ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые – НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные – Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций – Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.
Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.)
Негосударственная пенсионная система, основанная первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.
В функционировании негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующие основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.
Размещение резервов, как у негосударственных пенсионных фондов, так и страховых компаний регламентируется нормативными документами и контролируется соответствующими органами. Формирование нормативной базы, регулирующей размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в том числе вложение в ценные бумаги, определилось в 1999-2000 гг. Основными из нормативных документов были постановление Правительства от 23.12.99 РФ №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27.12.99г. №135 «Об утверждении требований к составу и структуре резервов негосударственных пенсионных фондов».
Размещение пенсионных резервов НПФ должно соответствовать следующим требованиям к их составу:
- стоимость пенсионных
резервов, размещенных в один
объект, не может превышать 10%
общей стоимости пенсионных
- общая стоимость пенсионных
резервов, размещенных в ценные
бумаги без признаваемых
- общая стоимость пенсионных
резервов, размещенных в ценные
бумаги, выпущенные учредителями
и вкладчиками фонда, не
- не более 50% стоимости пенсионных резервов допускается размещать суммарно в федеральные (государственные) ценные бумаги, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
Информация о работе Процессы реформирования пенсионной системы в РФ