Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 14:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в применении рейтинговой модели оценки кредитоспособности к предприятию ОАО «Байкалфарм»
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, описывающую кредитоспособность предприятий. Определить сущность кредитоспособности.
2. Определить различия сежду кредитоспособностью и платежеспособностью.
3. Описать модели оценки кредитоспособности предприятий-заёмщиков.
4. Дать поэтапное описание рейтинговому методу оценки кредитоспособности.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы оценки кредитоспособности корпорации…….4
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности корпорации……………..4
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности корпорации…..6
1.3. Методы оценки кредитоспособности организации………………….7
2. Оценка кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…………………….14
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм»……………….14
2.2. Анализ кредитоспособности ОАО «Байкалфарм»…………………...21
3. Пути повышения кредитоспособности ………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………….. 26
Таблица 1.3 – Способность предприятия покрывать свои расходы и погашать задолженность собственными ресурсами
Показатели |
Приток (поступление) |
Отток (расходование) |
средства на счету активов |
уменьшение |
увеличение |
обязательства |
увеличение |
уменьшение |
собственные средства |
увеличение |
уменьшение |
Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока (ОДП).
Для анализа денежного потока берутся, как правило, данные как минимум за 3 последних года. Если клиент имел стойкое превышение притока над оттоком, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости – кредитоспособности. Колебание величины ОДП (кратковременные превышения оттока над притоком) говорит о низшем рейтинге клиента. Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Позитивная средняя величина ОДП (превышение притока над оттоком), которая сложилась, может использоваться в качестве предела выдачи новых ссуд, то есть она показывает, в каком размере клиент может погашать за период долговые обязательства.
На основании соотношения величины ОДП и размера долговых обязательств клиента, определяется его класс кредитоспособности. Нормативные соотношения таковы:
а) I класс – 0,75;
б) II класс – 0,30;
в) III класс – 0,25;
г) IV,V класс -0,2;
д) VI класс - 0,15.
Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Обнаруженные результаты анализа используются для разработки условий кредитования.
Для решения вопроса о целесообразности выдачи и размере ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за прошлые периоды, но и прогнозных данных на планируемый период.
Первые используются для оценки вторых (в основе прогноза величин отдельных элементов притока и оттока средств лежат их фактические значения в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации). Описанный метод анализа денежного потока называется непрямым.
Метод оценки кредитоспособности на основе анализа делового риска.
Деловой риск связан с прерывистой кругооборота фондов, возможностью не завершить эффективно этот круговорот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения ссуды. Тем самым он дополняет способы оценки кредитоспособности клиентов банка.
Факторы делового риска связаны с отдельными стадиями круговорота фондов. Набор этих факторов может быть представлен таким образом:
а) надежность поставщиков;
б) диверсификованность поставщиков;
в) сезонность поставок. Длительность хранения сырья и материалов (является ли товар скоропортящимся);
г) наличие складских помещений и необходимость в них;
д) порядок приобретения сырья и материалов (у производителя или через посредника);
е) факторы экологии;
ж) мода на сырье и материалы;
з) уровень цен на ценности, которые будут приобретаться, и их транспортировка (доступность цен для заемщика, опасность повышения цен);
и) соответствие транспортировки характера груза;
к) риск введения ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов.
Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для осуществления операции, которая кредитуется, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли альтернативных отраслей, систематического риска, по сравнению с экономикой в целом, склонность отрасли к цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и так далее.
Большинство перечисленных факторов могут быть формализированы, то есть для них могут быть разработаны балльные оценки. В зависимости от количества учтенных факторов и принятой шкалы разрабатывается таблица определения класса кредитоспособности заемщика на основе делового риска
Таблица 1.4 – Прогнозные методы оценки кредитоспособности
Вероятность риска |
Баллы |
Класс кредитоспособности |
1.Нерискованная операция 2.Минимальный риск 3.Средний риск 4.Высокий риск 5.Полный риск |
больше 100 80-100 50-79 30-49 0-29 |
I II III IV V |
Большинство используемых методов оценки кредитоспособности повернуто на анализ прошлого состояния заемщика. Однако, при определении кредитоспособности часто говорят не о текущей, а о будущей, платежеспособности предприятия.
Таким образом, для оценки кредитоспособности предприятия используют следующие методы:
- Метод оценки
- Метод оценки
- Метод оценки
- Метод оценки
2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАЙКАЛФАРМ»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Байкалфарм»
Байкалфарм» возник в 1991 году, когда по всей России начали появляться кооперативы и малые предприятия. Началось предприятие с идеи двух людей: научный сотрудник лаборатории Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР Эдуард Иринчеевич Матханов решил внедрить в производство фармакологическую продукцию из целебных трав по древней тибетской рецептуре – таны (с тибетского – «измельченные травы»). Его жена Татьяна Базыровна поддержала проект.
В 2000 году компанию возглавил Иринчей Матханов, врач-биохимик, кандидат биологических наук. Под его руководством ОАО «Байкалфарм» превратилось в экономически стабильное предприятие, сохраняющее высокие темпы роста производства, с современной производственной базой и передовым менеджментом. В 2005 году компания была удостоена звания «Лучший налогоплательщик» в республиканском конкурсе «Лидер экономики». В настоящее время Иринчей Эдуардович является председателем совета директоров группы компаний «Байкалфарм».
ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Двацатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2007 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2007 году – 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.
Особенно успешным для ОАО «Байкалфарм» стал 2007 год. Лучший налогоплательщик России, победитель федеральной программы «Сто лучших товаров России», 11-е место в рейтинге отечественных производителей алкоголя. Компания в минувшем году завоевала высшие награды всех самых престижных выставок от Звезды «Продэкспо-2007» до Гран-при Союза участников алкогольного рынка. И это далеко не все достижения компании, которые позволяют говорить о том, что компания из Бурятии доросла до уровня федеральной и серьезно претендует на место в десятке крупнейших алкогольных предприятий России.
Компания «Байкалфарм» - динамично развивающееся предприятие, успешно работающее на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского и Красноярского края. Компания входит в ТОП–20 крупнейших алкогольных компаний России.
ОАО «Байкалфарм» - динамично развивающаяся компания по производству ликероводочной продукции.
«Байкалфарм» является одним из крупнейших предприятий-производителей ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. В рейтинге Национальной алкогольной ассоциации компания заняла 17 место в России по итогам деятельности за 2010 год.
На долю компании приходится около 60% рынка Бурятии, 19% рынка Иркутской области, 15% рынка Забайкальского края и 5% рынка Красноярского края, куда компания зашла в 2009 году после покупки и запуска Канского ликероводочного завода. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70% - 90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия - 95%, Иркутская область - 70%, Забайкальский край - 85%, Красноярский край - 55%).
Для дальнейшего развития компания в 2014 году планирует приступить к долгосрочной программе привлечения инвестиций.
Таких успехов компании удалось добиться благодаря ставке на качество продукции, выпуск которой является стратегическим и необходимым условием продвижения продукции на всех рынках присутствия компании. Гарантией качества являются высокие технологии и культура производства, современное оборудование, профессионализм и ответственность персонала. Основой политики качества компании «Байкалфарм» является удовлетворение требований и ожиданий потребителей, соответствие продукции требованиям законодательных и нормативных документов, безопасность продукции. Подтверждением высокого качества продукции компании являются многочисленные награды различных конкурсов и выставок.
За годы своей деятельности компания «Байкалфарм» собрала более 100 различных наград республиканского, российского и международного уровней. Компания неоднократно представляла свою продукцию на выставках в Улан-Удэ, Чите, Иркутске, Москве, Якутске, Новосибирске и в Сочи.
Предприятие постоянно совершенствует технологический цикл, в конце 2011 года производственная база была обновлена итальянским оборудованием.
Автоматизация производства и полномасштабный контроль технологического процесса позволяют неукоснительно соблюдать европейские стандарты качества продукции.
На производстве внедрена уникальная технологическая фаза - серебряная, золотая и платиновая фильтрации. Фильтры нового поколения позволяют обеспечить высокую степень очистки, и придают изделиям гармоничность, прозрачность и особый кристальный блеск. В производстве используется классическая технология без химических компонентов. Используемая вода добывается из артезианской скважины на 120-метровой глубине, а также из чистейшего озера планеты - озера «Байкал». Вода очищается на молекулярном уровне. В результате в производство идет абсолютно чистая вода, сохранившая при этом природный вкус и оптимальный солевой состав.
Перспективным направлением в деятельности Компании является интенсивное развитие территорий присутствия. В связи с этим происходит оптимизация продуктового портфеля путем разработки локальных торговых марок.
Анализ основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Байкалфарм» за 2011-2013 гг. проведенный по данным Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 3 и 4) позволяет дать общую оценку работы торгового предприятия, а также дать возможность непосредственно ознакомиться с масштабами деятельности, ее особенностями.
Таблица 2.1 - Анализ основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Байкалфарм» за 2011-2013 г.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Абс. отклонение в 2013 г. К |
Темп роста в% в 2013 г. к | |||||||||||||||||||||||||
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. | ||||||||||||||||||||||||||||
Количественные |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выручка от продажи товара или объем товарооборота |
тыс. руб. |
5672248 |
6508327 |
7433039 |
924712 |
1760791 |
114,2 |
131,0 | |||||||||||||||||||||||
2. Полная себестоимость проданной товара |
тыс. руб. |
5567119 |
6268328 |
7293119 |
1024791 |
1726000 |
116,3 |
131,0 | |||||||||||||||||||||||
3. Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
105129 |
239999 |
139920 |
-100079 |
34791 |
58,3 |
133,1 | |||||||||||||||||||||||
4. Прибыль до налогообложения |
тыс. руб. |
55797 |
166556 |
10630 |
-155926 |
-45167 |
6,4 |
19,1 | |||||||||||||||||||||||
5. Чистая прибыль отчетного периода |
тыс. руб. |
40826 |
116472 |
505 |
-115967 |
-40321 |
0,4 |
1,2 |
|||||||||||||||||||||||
6. Среднесписочная численность персонала |
чел. |
1967 |
2003 |
1892 |
-111 |
-75 |
94,5 |
96,2 |
|||||||||||||||||||||||
7. Среднегодовая стоимость основных фондов |
тыс. руб. |
462778,5 |
481330,5 |
481268 |
-62,5 |
18489,5 |
100,0 |
104,0 |
|||||||||||||||||||||||
8. Среднегодовая стоимость оборотных средств |
тыс. руб. |
1058734,5 |
1552803 |
1911809,5 |
359006,5 |
853075 |
123,1 |
180,6 | |||||||||||||||||||||||
Качественные |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9. Выработка на 1 работающего |
тыс. руб./чел. |
2883,7 |
3249,3 |
3928,7 |
679,4 |
1045,0 |
120,9 |
136,2 | |||||||||||||||||||||||
10. Затраты на 1 РУБЛЬ объема реализации товара |
коп. |
98,1 |
96,3 |
98,1 |
1,8 |
0,0 |
101,9 |
100,0 | |||||||||||||||||||||||
11. Рентабельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||
продаж |
% |
1,85 |
3,69 |
1,88 |
-1,81 |
0,03 |
51,0 |
101,6 | |||||||||||||||||||||||
деятельности |
% |
0,72 |
1,79 |
0,01 |
-1,78 |
-0,71 |
0,4 |
0,9 | |||||||||||||||||||||||
12. Коэффициент оборачиваемости |
обороты |
5,36 |
4,19 |
3,89 |
-0,30 |
-1,47 |
х |
х | |||||||||||||||||||||||
13. Коэффициент загрузки |
руб. |
0,19 |
0,24 |
0,26 |
0,02 |
0,07 |
х |
х | |||||||||||||||||||||||
14. Длительность оборота оборотных средств |
дни |
67,19 |
85,89 |
92,59 |
6,70 |
25,40 |
х |
х | |||||||||||||||||||||||