Пути повышения эффективности финансовой стратегии ОДО «Виталюр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ финансовой стратегии организации и разработка путей укрепления финансового состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия;
- выполнить организационно-экономическую характеристику ОДО "Виталюр";
- провести оценку финансовой стратегии ОДО "Виталюр";
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности финансовой стратегии ОДО "Виталюр".

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 3
1. Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия…………….. 5
1.1. Сущность стратегического управления на предприятии…………………… 5
1.2. Сущность и цели финансовой стратегии………………………………….... 11
2. Оценка финансовой стратегии ОДО «Виталюр»…………………………..... 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………16
2.2. Анализ управления финансами на ОДО «Виталюр»…………………….20
3. Пути повышения эффективности финансовой стратегии
ОДО «Виталюр»…………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….…38
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая стратегия предприятия ОДО виталюр.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать  следующие выводы. Глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии  развития предприятия на любом уровне является правильное определение целей. Лишь зная цели можно искать пути и средства их реализации. Цели следует устанавливать  в следующих областях деятельности: конкуренция и участие в рынке; рост прибыли; предложение товаров  и услуг потребителям и целевые  рынки; маркетинг и сбыт; распределение  доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и  контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2. Сущность и цели финансовой стратегии

В процессе функционирования предприятие использует начальный  собственный капитал для формирования нового капитала и выполнения уставных и неуставных задач, свойственных функциональным назначениям предприятия. Предприятие  для выполнения поставленных целей  формирует, распределяет и использует все возможные и не запрещенные  законодательством финансовые ресурсы  и резервы.

К финансовым резервам предприятия  относятся фонды денежных средств  и другие фонды, которые имеют  денежную оценку и целевую направленность в соответствии с поставленными  целями и задачами. Как правило, в  названии финансового резерва (фонда) проявляется направленность использования  его средств (амортизационный, инвестиционный, страховой и др.). В отличие  от финансовых ресурсов предприятия, финансовые резервы специально накапливаются  в течение определенного периода, используются только на соответствующие  цели и в определенные моменты  времени.

Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия и соответствующих курсов действий. Она позволяет экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия.

Важность данной функциональной стратегии заключается в том, что именно в финансах отражаются через систему экономических  показателей все виды деятельности, происходит балансировка функциональных задач и их подчиненность достижению основных целей предприятия. С другой стороны, финансы — это источник, исходный момент для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто выступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия [7, c. 83].

Процесс финансового управления на предприятии как достаточно динамичный процесс очень чувствителен к  изменениям внешней экономической и социополитической среды (циклам деловой активности экономики, темпам инфляции, государственной экономической политике, политической обстановке и т. п.). Процесс обоснования и принятия решений в сфере финансов, включая структуру и направления предпринимательской деятельности, управление задолженностью, дивидендами и активами — это процесс стратегического управления, поскольку касается прежде всего долгосрочных перспектив развития предприятия, а не оперативных действий. Именно в связи с этим руководители экономических служб предприятий должны быть в союзе с высшим руководством предприятий и участвовать непосредственно в выработке общей (базовой) стратегии предприятия.

В условиях рыночной экономики  выработке финансовой стратегии  предшествует детальный экономический  анализ функционирования предприятия, включающий:

- анализ хозяйственной  деятельности предприятия;

- определение финансовых  возможностей предприятия.

Анализ хозяйственной  деятельности предприятия позволяет  оценить эффективность его деятельности, вскрыть «узкие» места и резервы производства, определить факторы снижения себестоимости продукции, повышения прибыльности, пути роста производительности труда, характер загрузки и эффективность использования основных производственных фондов [10, c. 95].

С точки зрения обоснования  и разработки финансовой стратегии  предприятия анализ хозяйственной  деятельности целесообразно проводить по следующим основным направлениям:

- оценка возможности  предприятия оплатить наступившие  краткосрочные обязательства;

- оценка уровня (предела), до которой предприятие может  финансироваться за счет заемных средств;

- измерение эффективности  использования предприятием всего  комплекса собственных ресурсов;

- оценка эффективности  управления предприятием, включая  прибыльность его деятельности.

Определение финансовых возможностей предприятия обусловлено оценкой его настоящего и будущего потенциала в фондообразовании, размерах и источниках реализации базовой стратегии развития предприятия. Поэтому финансовые возможности не только определяют готовность предприятия к стратегическим действиям, но и во многом определяют характер этих действий. Так, например, при стратегии роста такие финансовые возможности, как объем финансовых ресурсов в рублях и конвертируемой валюте, износ оборудования и ряд других, определяют выбор альтернативы стратегии роста: развитие нового производства, диверсификация, межфирменное сотрудничество или внешнеэкономическая деятельность.

Основные компоненты финансовой стратегии предприятия.

1. Структура предпринимательства.  В соответствии со стратегическими целями, которые выражаются в конкретных числовых показателях, и выработанной базовой стратегией развития предприятия его экономические службы разрабатывают основные принципы финансовой стратегии: 

- основные направления  распределения прибыли; 

- обеспечение ликвидности  предприятия.

- увеличение активов  предприятия, в том числе финансовых  ресурсов и рационализацию их структуры;

Особое внимание уделяется  определению источников финансирования, в том числе заемным возможностям (например, может быть обоснована специальная политика получения займов).

2. Структура накопления  и потребления. Данный компонент  финансовой стратегии заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и накопления, обеспечивающего реализацию базовой стратегии.

3. Стратегия задолженности.  Она определяет основные элементы  кредитного плана: источник получения  кредита, сумму кредита и график его возвращения.

Важность данного компонента финансовой стратегии предприятия  обусловливается тем, что кредитоспособность предприятия один из основных свойств стабильного существования на рынке. Именно по этой причине способы и методы получения кредитов и их погашения выделяются в специальную стратегию задолженности.

4. Стратегия финансирования  функциональных стратегий и крупных  программ. Данный компонент финансовой  стратегии предполагает такое  управление финансированием функциональных  стратегий и крупных программ, которое не укладывается в  годовой период. Чаще всего данная  стратегия включает в себя  решения по капитальным вложениям:

- на социальные программы;

- на улучшение и восстановление  существующих активов (основных производственных фондов);

- на новое строительство,  приобретение и поглощение, НИОКР  и т. д.

В результате реализации всех компонентов финансовой стратегии  предприятия разрабатывается долгосрочный финансовый план, который рассматривается в качестве синтезирующего документа, балансирующего все функциональные стратегии, крупные программы и обеспечивающего достижение выработанных ранее стратегических целей развития предприятия [10, c. 165].

В процессе разработки финансовой стратегии предприятия необходимо руководствоваться тремя основными принципами:

- простота;

- постоянство;

- защищенность.

Простота финансовой стратегии  предприятия предполагает, что она  должна быть элементарна по своему построению для восприятия всеми  сотрудниками предприятия вне зависимости от того, в каком подразделении они работают. Это позволяет надеяться, что действия всех работников предприятия будут направлены на достижение общих целей его развития.

Постоянство финансовой стратегии  предприятия обусловлено тем, что  в случае коренных изменений в  процессе реализации другие функциональные подразделения предприятия не смогут сразу перестроиться, что приведет к «дисбалансу» в функционировании предприятия.

Зашищенность финансовой стратегии предприятия предполагает, что она спроектирована с определенным «запасом прочности», учитывая возможные возмущения внешней среды. Наличие финансовых резервов, четкая скоординированность функциональных стратегий и означает защищенность финансовой стратегии с точки зрения реализации стратегических целей развития.

Успешная реализация финансовой стратегии в значительной степени определяется становлением и развитием системы финансового планирования, включающей кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Таким образом, в современной  экономике финансовая стратегия  предприятия играет определяющую роль в обеспечении эффективности  финансовой деятельности предприятия, поскольку направлена на ее основные сферы: привлечение и использование  финансовых ресурсов, координацию их потоков, что, в конечном счете, обеспечивает рост рыночной стоимости предприятия  и благосостояния его собственников.  
Финансовая стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей предприятия и его собственников. Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты учета и оценки факторов, влияющих на предприятие. Это требует раскрытия сущности и содержания финансовой стратегии, ее функций, этапов, методов и инструментов, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование.

 

2.  Оценка финансовой стратегии ОДО «Виталюр»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

ОДО «Виталюр» осуществляет свою деятельность с 1995 года и входит в перечень импортеров, обеспечивающих исключительное право государства на импорт рыбы и морепродуктов. Основным направлением деятельности компании была и остаётся оптовая и розничная  торговля широким ассортиментом свежемороженой рыбы и морепродуктов,  рыбной продукцией собственного производства, а также разнообразными группами продовольственных товаров.

Сотрудничество с лучшими мировыми предприятиями по лову и выращиванию  рыбы, эксклюзивные соглашения и широчайшая сеть сбыта позволили ОДО «Виталюр»  утвердить позиции и завоевать репутацию надежного партнера и поставщика. Налаженные прямые связи с поставщиками-производителями, а так же наличие собственного производства по переработке рыбы, позволяют поддерживать компании один из самых низких уровней цен на  рынке.

ОДО «Виталюр» занимается не только оптовыми закупками свежей рыбы и морепродуктов у производителей в разных регионах ближнего и дальнего зарубежья, ее переработкой, оптовой продажей в торговую сеть столицы и ряда других городов, а также созданы собственные специализированные магазины рыбы и морепродуктов с широким ассортиментом продуктов питания.

С начала 2010 года проводится активная работа по организации начала строительства  в городе Минске  и на территории областей торговых объектов площадью более 23 750 кв.м. Кроме того, окончено строительство второго промышленного склада-холодильника площадью около 6000 кв.м.

Сегодня компания "Виталюр" представляет собой стабильное и успешно развивающее предприятие, коллектив которого насчитывает более 1400 человек.

Исполнительным органом ОДО  «Виталюр» является Генеральная Дирекция организации, директор. Они осуществляют руководство текущей деятельностью. Членами Дирекции организации являются Генеральный директор, заместитель Генерального директора и главный бухгалтер.

Организационная структура  анализируемой организации является линейно-функциональной и представлена  на рисунке 2.1.

В структуре управления ОДО  «Виталюр»   всю полноту власти берет на себя руководитель (генеральный директор), а при подготовке решений ему помогают сотрудники функциональных подразделений. То есть данное предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру.

ДИРЕКЦИЯ




ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР




Отдел кадров, юрист



Главный бухгалтер


бухгалтерия

 

Зам.генерально-го директора




Оптовый отдел


Коммер-ческая служба


Главный инженер



 

Оптовый склад



 

Магазины розничной торговли



 

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ОДО  «Виталюр»

Примечание – Источник: собственная разработка

ОДО  «Виталюр» в своем составе имеет 24 специализированных магазинов, 21 расположен в различных районах города Минска и по одному магазину – в Борисове, Бобруйске и Лиде. Главный офис находится по адресу 9-й км Московского шоссе. Управление в Обществе осуществляют общее собрание учредителей,  директор. В подчинении генерального директора находятся: заместители директора, главный  бухгалтер, заведующий складом, директора магазинов.

Анализ товарооборота (ТО) выполним на материалах магазина, расположенного по адресу: 9-й км Московского шоссе.

 

Таблица 2.1 - Динамика и выполнение плана  розничного товарооборота магазина «Виталюр»

Показатели

2011г

2012г

Отклонение, +/-

Темп изме-нения в % к 2011г

план

факт

% выпо-лнения плана

От плана

От 2011г

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Розничный товарооборот, млн.р.

а) в действующих ценах

153182

165500

178260

107,7

12760

25078

116,4

б) в сопоставимых ценах (индекс цен 1,23)

153182

х

144923

   

-8259

94.6

В том числе:

             
               

1

2

3

4

5

6

7

8

1 квартал

32168

34755

39217

112,8

4462

7049

121,9

2 квартал

35232

38065

55261

145,2

17196

20029

156,8

3 квартал

38295

41375

32087

77,5

-9288

-6208

83,8

4 квартал

47486

51305

51695

100,7

390

4209

108,8

Информация о работе Пути повышения эффективности финансовой стратегии ОДО «Виталюр»