Пути преодоления дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических и статистических целей. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. необходимостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы федерального бюджета:
Социально-экономическая сущьность и функции Федерального бюджета.
Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны.
Глава 2. Дефицит федерального бюджета:
2.1. Дефицит полной занятости. Внутренний и внешний долг.
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
2.3. Источники финансирования дефицита местного бюджета.
Глава 3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета:
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

В процессе составления основного  финансового плана государства  Федеральный бюджет материализуется  – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций  и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные  нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован  уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального  дохода, образования доходов и  расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками  данного процесса. Их специфика обусловлена  экономической природой бюджета, его  формой, материальным содержанием и  особым общественным  назначением.

Федеральный бюджет как экономическая  категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих  при образовании, расходовании и  использовании основного централизованного  фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия  «Федеральный бюджет» целесообразно  отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств.

Глава 2.Дефицит федерального бюджета.

2.1. Дефицит полной  занятости. Внутренний и внешний  долг.

Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится  на циклическую и структурную  составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой  экономического цикла, как-то изменения  в налоговых поступлениях и государственных  трансфертах. Структурный дефицит  отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычисления структурного дефицита сравниваются расходы  и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит  иногда называют дефицитом полной занятости).

Известно, что уровень государственных  расходов и ставка налогообложения  могут оказывать влияние  на уровень  совокупного спроса, и, следовательно, на величину ВНП. Возросший объем  государственных закупок товаров  и услуг увеличивает уровень  доходов и тем самым увеличивается  общая сумма налогов, получаемых правительством. Возникает вопрос: может ли прирост государственных  расходов, вместо увеличения бюджетного дефицита, привести к его сокращению?

На основе вышесказанного можно  утверждать, что сбережения + чистые налоги = правительственным закупкам + инвестициям, или, сбережения – инвестиции = бюджетный дефицит. Кстати этой формулой иллюстрируется так называемый эффект замещения государственными обязательствами  обязательств реального сектора, то есть за счет финансирования госбюджета недофинансируется реальный сектор.

Итак, если будет происходить дефицитное увеличение правительственных закупок, то, хотя при этом и будет увеличиваться  уровень доходов, а, следовательно, и налоговые поступления, валовой  доход бюджета не сможет возрасти настолько, чтобы, в конце концов, привести к сокращению дефицита.                                                                                                                                                                 Внутренний и внешний долг.

Сейчас идет много споров об отрицательных  и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего  и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.

Первая основывается на незнании экономики  и поверхностном здравом смысле. Наличие долга приводит обывателя  в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.

Вторая же основывается на детальном  анализе всех за и против. Вот  основные положения  второй позиции.

Итак, национальный государственный  долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство  прибегает к заимствованиям как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках.. Национальный долг, с одной  стороны, является пассивом для государства  и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом стоимость в  результате госзаимствований не теряется.

И все же, кто несет или будет  нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия  госдолга?

Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.

Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

В-третьих, существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.

Наиболее тягостным для будущих  поколений является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь перераспределением доходов между  гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет  стране расширить государственный сектор без урезания частного сектора.

Бюджет  может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета – равенство его доходов расходам; профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. В силу актуальности дефицита Федерального бюджета я остановлюсь подробнее на нем.

В случае принятия Федерального бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники  финансирования федерального бюджета. Размер дефицита федерального бюджета  не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о федеральном  бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.  Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1)   внутренние источники  следующих видов:

а) кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;                                                                                                                 в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2)   внешние источники  следующих видов:

а) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

б) кредитивы правительств иностранных государств, банков и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной  валюте.

Бюджетным кодексом также  предусмотрено сокращение расходов федерального бюджета. Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному  по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем  на 5 процентов, министр финансов вправе самостоятельно принять решение  о введении режим сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный  режим. Если неполное финансирование расходов происходит в интервале от 5 до 10 процентов, то Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета. Сокращение расходов осуществляется в  одной и той же пропорции для  всех видов федерального бюджета  и получателей средств бюджета. Если неполное финансирование происходит более чем на 10 процентов, то Правительство  РФ представляет в Государственную  Думу проектов федерального закона о  внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В мировой практике существует замена, правда, не совсем адекватная, понятию сокращение расходов. Это – секвестр. Понятие секвестр происходит от латинского (secvestrum)– ограничение. Бюджетный секвестр – вынужденная реакция на недофинансирование расходных статей бюджета. Секвестр вводится в том случае, если недофинансирование принимает угрожающие размеры и затрагивает основные сферы финансово-экономической и политической деятельности государства.

Важный вопрос – как  сокращать. В мировой практике за основу принята модель так называемого  «автоматического» сокращения расходов, подпадающих под секвестр. Обычно такое сокращение производится по единой пропорции (в процентах) для всех бюджетных статей, либо по отдельным  их группам. Существует также практика одноуровневого и многоуровневого сокращения бюджетных ассигнований. При этом разные уровни могут предусматривать разный процент сокращений, однако и здесь жестко соблюдается правило единых пропорций по одному уровню.

Дискуссионным является вопрос о временных рамках секвестра. Существует точка зрения, что секвестр более  эффективен в случае его использования  с момента введения до конца финансового  года, с последующим отчетом о  его исполнении в рамках общего отчета об исполнении бюджета. Другая позиция  – секвестр должен вводиться на определенный срок в рамках текущего финансового года: полугодие, квартал, желательно с месячной разбивкой, и  ежемесячной отчетностью о его  реализации. Выбор той или иной позиции зависит от сложившейся  практики бюджетного процесса и особенностей экономической ситуации.

Однако секвестирование  имеет ряд недостатков. Во-первых, секвестр нарушает сложившийся баланс и провоцирует новый виток  борьбы за бюджетные ресурсы. Значительный выигрыш в ней получают те силы, которые контролируют основные финансовые потоки. В проигрыше окажутся все  традиционно слабые стороны: дотационные  регионы, такие сферы, как образование, медицина, научные исследования, не обладающие достаточным лоббистским  аппаратом. Такое положение может  вызвать только очередной виток  социальной напряженности.

Во-вторых, практика показывает, что в условиях ограниченного  финансирования происходит усиление территорий - региональных лидеров и концентрация вокруг них более экономически слабых регионов. В условиях спада экономической  активности центра такие мини-федерации  способны демонстрировать значительную экономическую, а частично и политическую силу. Поэтому секвестр способен спровоцировать дальнейшие сепаратистские тенденции  и привести к разрушению единого  экономического пространства.

Можно сделать вывод о  том, что секвестр как инструмент финансовой антидефицитной бюджетной  политики имеет право на существование  только в том случае, если в его  основе будут лежать следующие принципы:

1.   Секвестр – комплексная  процедура.

2.  Секвестр – радикальный  способ борьбы с бюджетным  дефицитом, поэтому он должен  использоваться в том случае, когда задействованы и полностью  исчерпаны резервы всех остальных  антидефицитных мер.

 

3.  Отказ от автоматического  пропорционального сокращения бюджетных  расходов. Сокращение должно проводиться  не постатейно и не по группам  статей, а по целям расходования  бюджетных средств или по группам  расходов.

4.  Создание общепризнанных  и законодательно утвержденных  условий ввода процедуры секвестирования  и ее временных границ. Практика  показывает, что такой оптимальной  границей является квартал с  месячной разбивкой.

5.  Желательно четко  определить границы «защищенных  статей». Мировая практика признает  оптимальным соотношение подобных  статей в бюджете в размере  1/12 – 1/14 от общего объема бюджетных  назначений.

Создание целостной концепции  бюджетного секвестирования позволит исключить эффект внезапности при  неожиданном падении доходных поступлений  в бюджет.

2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

1. В состав источников  внутреннего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

 

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

а) поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

б) поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

в) курсовая разница по средствам федерального бюджета;

г) объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета