Пути преодоления дефицита федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических и статистических целей. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. необходимостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы федерального бюджета:
Социально-экономическая сущьность и функции Федерального бюджета.
Роль Федерального бюджета в финансовых планах страны.
Глава 2. Дефицит федерального бюджета:
2.1. Дефицит полной занятости. Внутренний и внешний долг.
2.2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
2.3. Источники финансирования дефицита местного бюджета.
Глава 3. Пути преодоления дефицита федерального бюджета:
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

д) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

е) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

ж) разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

з) разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

и) прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2. В состав источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций,                                         - разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

3. В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

- разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

 

прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

2.3. Источники финансирования дефицита местного бюджета.

В состав источников внутреннего  финансирования дефицита местного бюджета  включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

- курсовая разница по средствам местного бюджета;

- объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

- объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

- объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;

- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

Остатки средств местного бюджета  на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом  представительного органа муниципального образования, могут направляться в  текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

Глава 3.Пути преодоления дефицита федерального бюджета.

Оздоровление  государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

¯ увеличение его доходной базы;

¯ реструктуризация расходной  части бюджета;

¯ регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных  процедур.

 

Реструктуризация  доходной части бюджета.  Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректировать на значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличивают налоговое бремя на предприятия. Еще одна корректировка может быть сделана на огромное число существующих налоговых льгот. Кроме того, следует учесть, что около трети всех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги. С учетом всех вышеперечисленных факторов планка изъятия ВВП в пользу государства поднимается до максимального значения, при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя. Идти лишь по пути сокращения расходов – все равно, что спускаться по лестнице, в конце которой абсолютное обнищание населения и распад страны.

 

Для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная  налоговая реформа, включающая:

- совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категория налогоплательщиков;

- пересмотр и отмену налоговых льгот;

- объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы  страны будет иметь пересмотр  и крупномасштабная отмена налоговых  льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В  необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета. 

Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:

¨  наладить работу по обращению  взыскания задолженности на имущество  недоимщиков;

¨  установить ответственность  собственников и управляющих  предприятий за неуплату налогов  в бюджет;

¨  отказаться от использования  зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;

¨  наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками  налогов путем установления налоговых  постов, введения представителей налоговой  администрации в аппарат управления;

¨  перевести счета  крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и Федерального казначейства.

Основные направления  реструктуризации бюджетных расходов.    Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов.

Планируя расходы, государство  делало акцент на суммы средств в  ущерб реальному содержанию бюджетной  политики. В результате произошел  переход от финансирования программ действий к выборочному финансированию отдельных параметров бюджетной  сферы.

То, как ныне строится расходная  часть бюджета, не соответствует  не только его политической роли, но и интересам населения и получателей  средств. Чисто бухгалтерский подход удобен для составления и исполнения бюджета, но при этом за цифрами становятся не видны реально происходящие процессы вырождения организаций бюджетной  сферы.

 

В основу расходной части  федерального бюджета целесообразно  закладывать концепцию бюджетной  политики, базовыми параметрами которой  стали бы конкретные характеристики тех рубежей, достижение которых  государство обязуется безусловно обеспечить бюджетными ассигнованиями. При реструктуризации обязательств государства должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке. Это не означает, что необходимо вводить защищенные статьи бюджета. Главное – определить экономическую и бюджетную стратегию государства.

Параллельно следует готовиться к поэтапному введению иного подхода, основанного на отражении в названной  концепции предполагаемых реальных результатов, достигаемых с помощью  бюджетных расходов. Это позволит зримо представить, что наряду с  постоянно обсуждаемой проблемой  общей нехватки средств существует отнюдь не менее острая проблема крайне низкой эффективности их использования.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных  средств:

- социальные расходы,  доля которых возрастает в общем объеме бюджета (см. п. 2.2); в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий;

- военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

-расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти. Полное и своевременное финансирование судебной системы создаст необходимую основу для борьбы с преступностью и коррупцией.

Важнейшей задачей государства  является дальнейшая реализация программы  экономии государственных расходов. Однако экономия бюджетных средств  не должна осуществляться в ущерб  малоимущим гражданам, усугублять положение  в социально приоритетных сферах. Требует дополнительного упорядочения система социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием.

 

Процедура составления проекта  бюджета должна позволять федеральным  органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления  расходования средств внутри отрасли  исходя из возможностей бюджета при  сохранении общих приоритетов, предусмотренных  в проекте федерального бюджета.

Предстоит сделать болезненный  шаг – сократить число бюджетополучателей. Наличие более 140 прямых получателей  средств из Федерального бюджета  делает его трудно исполнимым.

Также предполагается провести поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет федерального бюджета. Начало этому, как мы могли убедиться в п. 2.2 уже положено.

Регулирование дефицита бюджета и совершенствование  бюджетных процедур.                                                                                                     Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетного дефицита. Во-первых, во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга. Во-вторых,  должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке. В частности, необходимо создать финансовый резерв Минфина РФ, предназначенный для активных операций на рынке ценных бумаг с целью сглаживания ценовых колебаний и улучшения платежного графика.

 

Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех  пор, пока в России не будет полномасштабной  системы цивилизованных бюджетных  процедур, существует опасность воспроизводства  бюджетного кризиса. В этих условиях Правительство РФ предлагает следующие  меры:

Информация о работе Пути преодоления дефицита федерального бюджета