Развитие финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы актуальна тем, что финансы — это историческая категория, содержание которой существенно трансформируется с изменением общих условий воспроизводства. Наш мир не стоит на месте. Финансовая система развивается каждый день, появляется что-то новое, уходит старое. Исследование финансов как исторической категории не оставляет умы ученых и политиков с начала их образования.
Моя цель курс раб состоит в исследовании процесса развития финансовой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАРОрождение и развитие науки о финансах
1.1. Развитие отечественных финансов до XIX века
1.2. Финансы Российской империи в начале XIX века
1.3. Вклад российских ученых в развитие финансовой мысли
ГЛАВА 2. Организация финансов в XX веке
2.1. Финансовая система РСФР
2.2. Финансовая система в период становления рыночных отношений
2.3. Анализ развития финансовой системы Российской Федерации
ГЛАВА 3. Проблемы развития финансовой системы в России и перспективы ее развития
3.1. Проблемы
3.2. Перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие финансов в России - копия.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕАЦИИ»

 

ОМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

ФИНАНСЫ

 

 

 

Студентки: Прошивалко Ксении Александровны

Группа: № 3Ф1 Курс № 3

Тема: «Развитие финансов в России»

Факультет: Финансово-учетный

Специальность: Финансы и кредит

Отделение: Очное

Научный руководитель: к.э.н., доцент Иванова Елена Владимировна

 

 

 

 

___________

 ________________

 _____________

Дата поступления  работы в деканат

Доступ к  защите. Подпись преподавателя.

Защита работы. Оценка.

Подпись преподавателя


 

Омск-2011/2012 уч. год

СОДЕРЖАНИЕдержание

ВВЕДЕНИЕедение

ГЛАВА 1. ЗАРОрождение и развитие науки о финансах

1.1. Развитие отечественных финансов до XIX века

1.2. Финансы Российской  империи в начале XIX века

1.3. Вклад российских ученых  в развитие финансовой мысли

ГЛАВА 2. Организация финансов в XX веке

2.1. Финансовая система  РСФР

2.2. Финансовая система  в период становления рыночных отношений

2.3. Анализ развития финансовой  системы Российской Федерации

ГЛАВА 3. Проблемы развития финансовой системы в России и перспективы  ее развития

3.1. Проблемы???????????????????????

3.2. Перспективы  развития??????????????????????????????????

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕедение

Абзац 1,25 В процессе своего развития человечество прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали деньги, а государство через управление экономическими и социальными процессами стало вести учет  доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Тема моей курсовой работы актуальна тем, что финансы — это историческая категория, содержание которой существенно трансформируется с изменением общих условий воспроизводства. Наш мир не стоит на месте. Финансовая система развивается каждый день, появляется что-то новое, уходит старое. Исследование финансов как исторической категории не оставляет умы ученых и политиков с начала их образования.

Моя цель курс раб состоит в исследовании процесса развития финансовой системы России. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть зарождение и становление финансов в России;

проследить  закономерности развития финансов;

изучить вклад  российских ученых в развитие финансовой мысли;

определить  финансовое положение СССР и России на современном этапе;

провести анализ развития финансовой системы Российской Федерации;

раскрыть проблемы развития финансовой системы в России и перспективы ее развития.

 Чтобы глубже  понять сущность финансов, расширить  свое представление о них, необходимо  обратиться к истокам их образования,  проследить процесс развития  — генезис. Финансы появились  с образованием государства при расслоении общества на классы.

Авторами различных  финансовых реформ, посвященных преобразованию процессов становления и развития финансовой системы России, являются  Бунге Н.Х., Витте С.Ю., Канкрин  Е.Ф., Рейтерн М.Х., Сперанский М.М.   и другие. Это ученые 19 века. А в наст время ни кто не исследовал???

Информационно – эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, учебники и учебные пособия, статьи периодических журналов, Интернет-публикации и ресурсы по теме курсовой работы, финансовая отчетность и данные бухгалтерского и статистического учета объекта исследования.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения. Объём работы - N страниц машинописного текста с N таблицами. В структуру работы также входит библиографический список использованной литературы, содержащий N источников.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования.

Первая глава  посвящена зарождению и развитию науки о финансах, в которой рассмотрены финансы от IX до XIX вв., и изучен вклад российских ученых и политиков в развитие финансовой мысли.

Во второй главе  отражена финансовая система СССР и  России на современном этапе (с 1991 по 2011 гг.), проведен анализ развития финансовой системы Российской Федерации (за базу были взяты 2008, 2009, 2010 и 2011 гг.), данные представлены в таблицах.

Третья глава  содержит изучение проблем развития финансовой системы России и перспектив ее развития.

В заключении приведены выводы по проделанной работе.

 

 

 

ГЛАВА 1. Зарождение и развитие науки о финансах

1.1. Развитие  отечественных финансов до XIX века

Начиная с IX века происходит формирование государственности на Руси. Экономические отношения на данном этапе складывались между родовыми общинами, которые еще продолжали существовать, и киевским князем, стоявшим во главе Киевской Руси. Прообразом будущих финансов выступали налоговые отношения, при помощи которых князь формировал большую часть своих доходов(налоги имели натуральную основу). С развитием государства  происходит усложнение форм налогов: оброк, дань, урок, поклоны, кормы. Начиная с Х века часть налогов была переведена на денежную основу.

Неразвитый  характер финансовых отношений, находившихся на стадии формирования, обусловливает отсутствие в данный период специальных финансовых учреждений, все вопросы решаются Боярской думой — высшим советом при князе.

В XI веке начинает зарождаться система финансового контроля, которая берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде. Именно в этом документе закреплялось право князя на денежный контроль. Затем в XII веке Владимиром Мономахом был создан Устав, который дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер.

В XII веке Киевская Русь распалась на множество самостоятельных княжеств. Это породило многообразие форм и размеров налогообложения и других форм финансовых отношений. Развитие финансовой системы было расстроено татаро-монгольским нашествием (XIII-XV вв.). В этот период финансовые отношения характеризовались следующими особенностями:

  • обложение Руси поголовной данью (за исключением духовенства), чему способствовало регулярное проведения переписи населения (1257-1259 гг. - первая перепись);
  • помимо дани взимались и другие сборы (всего 14 видов), а также осуществлялись повинности: воинская, ямская и др.;
  • в конце XIII века право сбора дани перешло от чиновников Золотой Орды к русским князьям, что стало одним из способов  обогащения князей и укрепления их могущества.

  С середины XII века и на всем протяжении татаро-монгольского ига прекратилась чеканка монет, которая возродилась только в XIV  веке. С постепенным  расширением и укреплением границ Русского государства росла казна, это требовало дополнительного контроля за сохранностью государственных средств, что привело к усилению роли казначеев и появлению во время правления Ивана III в XV веке казенных дворов и Казны — общегосударственного ведомства, хранившего деньги и драгоценности.

  С 1535 по 1538 гг. в Русском государстве была проведена первая реформа денежного обращения, проведенная Еленой Глинской и ставшая одним из самых значительных событий в экономическом и политическом развитии средневекового Русского государства. В результате реформы была создана устойчивая система денежного обращения, с единым эмиссионным центром, что явилось завершающим этапом политического объединения русских земель. Существенным условием проведения данной реформы являлось наличие значительного опыта русского монетного обращения (к тому времени существовало около 150 лет).

  Проведение денежной реформы имело большое значение для дальнейшего развития Русского государства. В результате реформы были окончательно унифицированы денежные системы ранее экономически мало связанных областей, активировалась русская внешняя торговля, при Иване Грозном установлена единая налоговая система.

  10 марта 1656 г. указом Алексея Михайловича Романова был учрежден приказ Счета Большой казны (Счетный приказ), его можно считать прообразом современной Счетной палаты РФ.

  В январе 1667 года А.Л. Ордин-Нащокин заключил перемирие с Польшей, которое положило конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. Им был предложен проект местных коммерческих банков (на практике эти идеи были воплощены в жизнь лишь частично через 100 лет при появлении местных казенных банков).

  Многие преобразовательные планы и идеи Ордина-Нащокина впоследствии были осуществлены Петром I. Он особое значение придавал реформированию финансов, что было важнейшим направлением петровских экономических преобразований.

Еще до начала Северной войны были приняты решительные  меры по изысканию новых источников пополнения казны (широко применяется  монетная регалия, введены новые  налоги). Уже в 1701 г. новые источники  дали сумму в 1257,3 тыс. руб., что практически равнялось бюджету 1680 г., при этом все старые налоги не были отменены. Петр I запретил чеканку монет частными ремесленниками и установил государственную монополию в монетном деле. Это дало возможность упорядочить денежную систему и превратить рубль в реальную денежную единицу.

При Петре I осуществилась денежная реформа (1704 г.),  в ходе которой было уменьшено содержание серебра в монетах, введены медные и золотые монеты, от ручной чеканки перешли к машинной. Ряд объектов был переведен в государственную собственность. В 1710 г. была создана Счетная (Казначейская) контора, которая просуществовала до 1742 г. Была проведена реформа органов государственного управления. Первым государственным кредитным учреждением в России была Монетная контора, которая занималась чеканкой монет.

В 1733 г. указом Анны Иоанновны Монетная контора получила право  выдавать ссуды под залог  серебра и золота. Анна Иоанновна  оставила в казне 2 млн руб. наличными.

Указ Елизаветы  Петровны от 13 мая 1754 г. об учреждении Государственного заемного банка положил начало организации Государственного ипотечного кредита для дворянства, а также подтоварного кредита для купечества. Было создано два банка — Дворянский и Купеческий.

При Екатерине II был прекращен свободный обмен медных денег на серебряные, положено начало российской традиции занимать деньги у европейских банкиров, что постепенно приводило к увеличению внешнего долга и образованию дефицита бюджета, появились первые бумажные деньги.

Александру I досталось тяжелое финансовое наследство, так как сумма внутренних и внешних долгов плюс ассигнации равнялась приблизительно 408 млн руб. Была проведена реформа высших органов управления,  ходе которой было создано Министерство финансов.

1.2. Финансы Российской  империи в начале XIX века

В начале XIX века финансовое хозяйство велось беспорядочно. Приведем пример. Из отчета А.И. Васильева, бывшего управляющего Министерством Финансов, в 1801 г. видно, что долгов к этому году оставалось на казне около 86 млн руб., а недоимок — свыше 9 млн руб. Из его же отчета в 1805 г. следует, что долгов по 1801 г. оставалось на 127 млн руб., то есть более чем на треть по сравнению с его отчетом в 1801 г. Но из отчетов, предоставленных в Государственный совет за 1801 г., обнаруживается, что  долгов было еще больше, а именно 133 млн руб., из них 24 млн руб. из последующих счетов исчезает совсем. В итоге, весь внутренний долг в 1801 г. исчислялся  в 668 млн руб. ассигнациями.

Такое состояние государственных  финансов требовало коренных реформ, именно поэтому была важна финансовая реформа М.М. Сперанского. Основная мысль реформы заключалась в том, что всякий финансовый план, предлагающий легкие способы и не помогающий в расходах, - явный обман. Его план состоял из двух частей: первая относилась к 1810 г., вторая — к последующим. Ближайшей задачей финансового управления Сперанский считал: прекращение выпуска ассигнаций; сокращение бюджетных расходов; установление лучшего контроля над государственными издержками; введение новых налогов.

Во исполнение плана Сперанского Манифест 2 февраля 1810 г. признал тяжелое финансовое состояние страны и объявил ассигнации государственным долгом. Манифест обещал сократить расходы на 20 млн руб., но реально в 1810 г., вместо сокращения в расходах, издержали 241 млн руб., что вызвало дефицит, на покрытие которого выпустили 43 млн руб. ассигнаций. Первая часть плана Сперанского была провалена.

Не больше повезло  и второй части плана, которая  имела целью упорядочить на будущее  время доходы и расходы государства, показав, как должны составляться образцовые сметы. Но деятельность Сперанского в финансовой сфере встретила сильное противодействие со стороны тогдашнего министра финансов Д.А. Гурьева, который систематически тормозил ее проведение, желая доказать непрактичность реформ. Неудовольствие против Сперанского росло, однако прямо от его плана не отказывались.

После принятия «Плана финансов» Сперанского казалось, что в России наступает новая  стадия финансового управления, но порядок, возвещенный Манифестом 1810 г., просуществовал недолго и поэтому не успел дать тех результатов, которых от него ожидали. Через два года после составления финансового плана Сперанский был удален от дел, и правительство отказалось от дальнейшей реализации  его проекта.

Информация о работе Развитие финансов в России