Расходы государственного бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Расходы бюджета связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.
С помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по РГБ.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Расходы бюджета связаны  с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся  в распоряжении органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений  обеспечивает финансовыми ресурсами  потребности государства, связанные  с выполнением им своих функций.

С помощью расходов бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

 Необходимо решить  следующие задачи:

- определить сущность  государственного бюджета в составе  бюджетной системы;

- изучить состав и структуру  расходов государственного бюджета;

- определить основные  направления расходов республиканского  бюджета Республики Беларусь  в текущем периоде;

- провести комплексный  анализ расходов государственного  бюджета Республики Беларусь  и определить пути их оптимизации  в современных условиях.

В ходе проведенного исследования автором были использованы различные  источники: научные разработки отечественных авторов (О.А. Пузанкевич, М.К. Фисенко, Г.Е. Кобринского и др.), нормативно-правовые документы (Закон Республики Беларусь “О республиканском бюджете на 2012 год”, Бюджетный кодекс Республики Беларусь и др.), статистические данные за последние годы, а также Интернет-ресурсы.

 

Расходы бюджета  Республики Беларусь. Содержание, состав, структура

 

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств [16, с. 51].

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части  включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих  общегосударственное значение.

В соответствии со Ст. 44 Бюджетного кодекса Республики Беларусь из республиканского бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

- общегосударственная деятельность;

- национальная оборона;

- судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности;

- национальная экономика;

- охрана окружающей среды;

- жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство;

- здравоохранение;

- физическая культура, спорт,  культура и средства массовой  информации;

- образование;

- социальная политика.

Из республиканского бюджета  также финансируются расходы  на государственные инвестиционные программы и проекты.

Расходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению [19, с. 49].

Главным назначением расходов бюджета является обеспечение выполнения государством его внутренних и внешних  функций. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются  под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются уровень  развития производительных сил и  производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает  финансовая политика государства, выбранные  приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.

Расходы государства могут  производиться в виде финансирования отдельных учреждений и мероприятий  и путем предоставления ссуд и  кредитов. Основным видом осуществления  бюджетных расходов остается бюджетное  финансирование, т. е. безвозмездное  и безвозвратное предоставление денежных средств из государственного бюджета для осуществления государственной  деятельности. Принцип безвозмездности  и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные  цели и нужды средства не нуждаются  в обязательном их возмещении, однако это не означает отсутствие контроля за рациональным использованием средств  со стороны государства.

В соответствии со Ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

В соответствии с бюджетной  классификацией Республики Беларусь выделяют:

1) функциональную классификацию  расходов бюджета;

2) программную классификацию  расходов бюджета;

3) экономическую классификацию  расходов бюджета;

4) ведомственную классификацию  расходов бюджета.

Функциональная  классификация бюджетных расходов отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества:

- общегосударственная деятельность;

- национальная оборона;

- судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности;

- национальная экономика;

- охрана окружающей среды;

- жилищно-коммунальные услуги  и жилищное строительство;

- здравоохранение;

- физическая культура, спорт,  культура и средства массовой  информации;

- образование;

- социальная политика;

- расходы на государственные  инвестиционные программы и проекты.

Следует более подробно остановиться на некоторых из вышеперечисленных  расходов.

Расходы на общегосударственную  деятельность обеспечивают деятельность Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включает в себя затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска, обеспечение функционирования таможенных органов и др.

Расходы на национальную экономику – это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, развитию предпринимательства. [19, с. 49].

Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Экономическая классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию.

Текущие расходы  бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы  бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности [2, с. 39].

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, в расходной части местных  бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 процентов доходов  республиканского бюджета без учета  государственных целевых бюджетных  фондов и безвозмездных поступлений  из других бюджетов.

Средства резервных фондов Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ  по ликвидации последствий стихийных  бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов; расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь [2, с. 40-41].

Важное место в бюджете  на очередной финансовый год занимают расходы на погашение основного  долга по кредитам банков, иных юридических  и физических лиц, международных  организаций, иностранных государств и иных иностранных кредиторов в  соответствии с принятыми ранее  обязательствами.

Предоставление средств  из бюджета осуществляется в следующих  формах:

- расходы на функционирование  государственных органов, бюджетных  организаций;

- бюджетные трансферты  населению;

- субсидии организациям  и физическим лицам;

- бюджетные трансферты  за границу;

- бюджетные кредиты;

- межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение  стоимости основных средств, нематериальных  активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные  займы;

- расходы на обслуживание  долговых обязательств Республики  Беларусь;

- другие формы расходов  в соответствии с бюджетным  законодательством [19, с. 51].

В последние годы заметно  меняется состав расходов бюджета. Появляются новые статьи расходов, такие, как  расходы свободных экономических  зон, расходы на малый бизнес и  предпринимательство и другие статьи расходов, что объясняется, прежде всего, дальнейшим развитием рыночных отношений  в стране, а также интеграционных связей и совершенствованием государственного управления экономикой. 

В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь финансирование национальной экономики из средств  республиканского бюджета осуществляется по следующим направлениям:

1) общие экономические вопросы:

- регулирование экономической  деятельности, включая мероприятия  по санации и банкротству;

- программы и мероприятия  по развитию предпринимательства;

2) сельское хозяйство:

- обеспечение функционирования  бюджетных сельскохозяйственных  организаций, подчиненных республиканским  органам государственного управления;

- развитие сельскохозяйственного производства в части финансирования государственных программ и мероприятий по развитию села и агропромышленного комплекса, поддержки фермерских хозяйств;

- иные вопросы в области  сельского хозяйства;

3) лесное хозяйство:

- ведение лесного хозяйства;

- иные вопросы в области  лесного хозяйства республиканского  значения;

4) промышленность, строительство, архитектура:

- реализация государственной  промышленной политики;

- реализация государственной  политики в области строительства  и архитектуры;

- иные вопросы в области  промышленности, строительства и  архитектуры;

5) транспорт;

6) дорожное хозяйство:

- строительство, реконструкция,  ремонт и содержание республиканских  автомобильных дорог;

- прикладные научные исследования в области дорожного хозяйства;

- иные вопросы в области  дорожного хозяйства республиканского  значения;

7) связь;

8) топливо и энергетика:

- реализация государственной  политики в области энергосбережения;

- поддержка топливно-энергетического  комплекса;

9) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой;

10) другая деятельность в области национальной экономики.

Также из республиканского бюджета финансируются расходы  на обеспечение функционирования республиканских  органов государственного управления во всех сферах национальной экономики.

Расходы республиканского бюджета, направленные на финансирование национальной экономики в текущем году, представлены в функциональной классификации  расходов республиканского бюджета  в Законе Республики Беларусь “О республиканском бюджете  на 2012 год”.

Информация о работе Расходы государственного бюджета РБ