Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации разработанная во исполнение бюджетных посланий Президента РФ и программ социально-экономического развития, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

1. Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в России. Бюджетирование ориентированное на результат
2. Проект Федерального бюджета на очередной финансовый год: общая характеристика, приоритетные статьи расходов, отличие от бюджетов предыдущих лет, анализ бюджета специалистами Счетной палаты РФ, экономистами, учеными.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в России. Бюджетирование ориентированное на результат
  2. Проект Федерального бюджета на очередной финансовый год: общая характеристика, приоритетные статьи расходов, отличие от бюджетов предыдущих лет, анализ бюджета специалистами Счетной палаты РФ, экономистами, учеными. 

  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в России. Бюджетирование, ориентированное на результат.

    Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации разработанная во исполнение бюджетных посланий Президента РФ и программ социально-экономического развития, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

     В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:

  • разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (далее - администраторы бюджетных средств);
  • б предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятии в соответствии с приоритетами государственной политики;
  • отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
  • формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
  • ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
  • преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
  • отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей;
  • отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
  • нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и т.д.

Таким образом, сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности  и институциональные стимулы  повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами  и переориентации деятельности администраторов  бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

     В настоящее время складываются благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы. Созданный в 2004 году Стабилизационный фонд Российской Федерации обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. В рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, заложены основы принципиально новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней, а также сокращение обязательств, установленных федеральными законами для бюджетов всех уровней без учета возможностей по их выполнению. В соответствии с одобренными Правительством Российской Федерации принципами начата подготовка к проведению реструктуризации бюджетного сектора и бюджетных учреждений.

 

Бюджетирование, ориентированное на результат

 

    Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), или программно-целевой метод финансирования государственных расходов, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой которому выступает сметное бюджетирование. В соответствии с принципами БОР, формирование бюджета происходит на основе обеспечения прямой взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, с помощью которых финансируется программная деятельность субъектов бюджетного планирования для обеспечения достижения поставленных целей. В системе БОР выделяются три компонента, взаимно дополняющие друг друга:

  1. стратегическое планирование на основе распределения ограниченных бюджетных ресурсов  между различными направлениями использования в соответствии с установленными приоритетами;
  2. ориентация на отчетность главным образом по результату, а не только по соблюдению процедур расходования средств (включая сроки их освоения);
  3. управление в рамках субъектов бюджетного планирования с их координацией в решении межведомственных задач.

БОР повышает самостоятельность  субъектов бюджетного планирования (СБП) в рамках исполнения утвержденных бюджетов по сравнению со сметным  планированием, в рамках которого осуществляется жесткий контроль структуры расходов, направляемых на выполнение той или  иной деятельности (решение задач  министерствами и ведомствами). В  то же время БОР предполагает ужесточение  ответственности СБП , то есть после того, как появилась возможность сопоставить полученные результаты (а точнее – значения целевых показателей) и затраченные ресурсы. В свою очередь, такое изменение акцентов в работе субъектов бюджетного планирования несет в себе гораздо более высокие требования к достоверности обязательств со стороны субъектов, обеспечивающих действенность, как механизма принуждения, так и механизма разрешения спорных вопросов на разных стадиях бюджетного процесса.

В рамках системы БОР, таким  образом, осуществляется прямое регулирование действий, то есть предотвращение возможных ущербов не путем наказания за уже совершенные ошибки, а путем их недопущения.

Применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, является одним из центральных направлений  реформы бюджетного процесса, начатой  в 2004 г. и имеющей своей целью  повышение эффективности бюджетных  расходов. К настоящему времени все  больший объем расходов федерального бюджета реализуется в форме  федеральных целевых программ и  ведомственных целевых программ, которые напрямую связаны с БОР. Однако в развитии методов БОР остается немало нерешенных до конца проблем, в том числе в сфере науки и инноваций, где распределение бюджетных средств осуществляют несколько субъектов бюджетного планирования и около двух десятков подведомственных им главных распорядителей бюджетных средств (как федеральных органов исполнительной власти – агентств и служб, так и органов управления государственными внебюджетными фондами и наиболее значимых учреждений науки и образования). Недостаточна внутренняя взаимосвязанность целей и задач политики в этой области, имеются изъяны в системе показателей и их информационной обеспеченности, существуют проблемы с организацией процессов бюджетного планирования и управления.

 

 

 

 

2. Проект  Федерального бюджета на очередной финансовый год: общая характеристика, приоритетные статьи расходов, отличие от бюджетов предыдущих лет, анализ бюджета специалистами Счетной палаты РФ, экономистами, учеными. 

    В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 13 июля 2013 года «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах» отмечено, в частности, что основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. Снизились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и другие ресурсы. Данные обстоятельства снижают возможности для роста доходной базы федерального бюджета за счет внешних источников. В этой связи проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов будет формироваться в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов.

В этих условиях бюджетная  политика государства будет направлена, в частности, на решение следующих  основных задач:

- обеспечение долгосрочной  сбалансированности и устойчивости  бюджетной системы при безусловном  исполнении всех обязательств  государства и выполнении задач,  поставленных в указах Президента  РФ от 7 мая 2012 г.;  

- оптимизация структуры  расходов федерального бюджета  (выявление резервов и перераспределение  в пользу приоритетных направлений  и проектов);

- развитие программно-целевых  методов управления (основой бюджетного планирования должны стать государственные программы);  

- обеспечение сбалансированности  и прозрачности пенсионной системы;  

- развитие налоговой системы  и повышение ее конкурентоспособности.

Начиная с 2014 года во всех регионах станет обязательным принятие бюджетов на три года. С 1 января 2014 г. с местного на региональный уровень будут переданы вопросы, связанные с финансированием дошкольного образования. В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетного процесса будет продолжено формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе планируется введение в эксплуатацию единого портала бюджетной системы .

Проект федерального бюджета  на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован в соответствии со следующими базовыми подходами:

1. Формирование бюджетных  параметров исходя из необходимости  безусловного исполнения действующих  расходных обязательств, в том  числе – с учетом их оптимизации  и повышения эффективности использования  финансовых ресурсов. Реализация  данного подхода заключается  в обязательном приоритете целей  и задач, государственных обязательств, установленных действующим законодательством  Российской Федерации и документами  государственного стратегического  планирования, при формировании  проекта федерального бюджета  на очередной финансовый год  и плановый период.

2. Минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании. Для этого формирование проекта федерального бюджета должно основываться на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации в средне- и долгосрочном периодах и учитывать перспективные параметры других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Повышение устойчивости  федерального бюджета и снижение  его зависимости от внешнеэкономических  факторов в долгосрочной перспективе. Основным инструментом применения этого подхода выступают «бюджетные правила», обеспечивающие последовательное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета и сохранение объема государственного долга Российской Федерации на экономически безопасном уровне (не превышающем 20% ВВП).

4. Сравнительная оценка  эффективности новых расходных  обязательств с учетом сроков  и механизмов их реализации.

5. Использование механизмов  повышения результативности бюджетных  расходов, стимулов для выявления  и использования резервов для  достижения планируемых (установленных)  результатов. Основным инструментом  данного элемента бюджетной политики  будет являться программно-целевой  метод, повышающий ответственность  и заинтересованность ответственных  исполнителей государственных программ  за достижение наилучших результатов  в рамках ограниченных финансовых  ресурсах.

     В целом «бюджетные правила» защищают бюджет от шоков, повышают его устойчивость, стабилизируют общий объем расходов, обеспечивают исполнение социальных обязательств государства, реализацию начатых проектов и планов реформ, создают условия для повышения эффективности бюджетных расходов. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы достигается в том числе за счет расширения горизонта экономического и бюджетного прогнозирования.

Проект федерального бюджета  на 2014-2016 годы впервые формируется с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ 
«О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2014 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 73 315,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) [3]:

1. прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета  в сумме 13 570 539 450,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый  объем дополнительных нефтегазовых  доходов федерального бюджета  в сумме 615 641 127,0 тыс. рублей;

2. общий объем расходов  федерального бюджета в сумме  13 960 133 315,8 тыс. рублей;

3. нормативную величину  Резервного фонда в сумме 5 132 050 000,0 тыс. рублей;

4. верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 245 522 353,8 тыс. рублей;

5. верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2015 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 55,3 млрд. евро;

6. дефицит федерального  бюджета в сумме 389 593 865,8 тыс.  рублей.

Информация о работе Реализация концепции реформирования бюджетного процесса в России