Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 11:24, курсовая работа
Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать историю организации казначейской системы в России, причины и необходимость ее возрождения и развития;
рассмотреть организационную структуру органов Федерального казначейства в РФ, их полномочия и права;
исследовать контрольную деятельность органов Федерального казначейства;
проанализировать деятельность органов Федерального казначейства в отношении исполнения и кассового обслуживания федерального бюджета, а также в отношении учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………
6
1.1 История организации казначейской системы в России………….
6
1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета …………………………………….
12
1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства…
21
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………………….
28
2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития…………………………………….
28
2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………...
41
2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ………………………………………..
51
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА…………
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
по направлению подготовки 080100 – Экономика
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………… |
6 |
1.1 История организации казначейской системы в России…………. |
6 |
1.2 Федеральное казначейство как единая централизованная система исполнения федерального бюджета ……………………………………. |
12 |
1.3 Контрольная деятельность органов Федерального казначейства… |
21 |
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА……………………………………………… |
28 |
2.1 Управление денежными средствами федерального бюджета: состояние и перспективы развития……………………………………. |
28 |
2.2 Управление поступлениями в бюджетную систему РФ и их распределением между бюджетами бюджетной системы России……………………………………………... |
41 |
2.3 Кассовое обслуживание, прогнозирование и планирование средств федерального бюджета ……………………………………….. |
51 |
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА………… |
62 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
72 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. |
75 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
84 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований. Это динамично развивающаяся, надежная и передовая структура, способствующая укреплению устойчивости, подотчетности и прозрачности бюджетной системы России, а также обеспечивающая сохранность средств всех публично-правовых образований в России.
Функционирование органов Федерального казначейства в Российской Федерации способствует повышению общего уровня организации бюджетного процесса, сокращению времени финансирования распорядителей средств бюджета, обеспечивает более действенный контроль за формированием и своевременным выполнением бюджетных платежей в доходной и расходной частях федерального бюджета территориальными структурами Федерального казначейства.
Тема данной работы весьма актуальна и значима, так как основной задачей Управления Федерального казначейства является эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных и социальных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в Российской Федерации, что подразумевает огромную значимость и ответственность.
Проблеме анализа механизма функционирования казначейской системы РФ посвещены работы Акперова И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Артюхина Р.Е., Бурлакова П.И., Васильева М.В., Вассель Т.А., Дроздова О.И., Жданчикова П.А., Кононова М.В. и др.
Цель работы состоит в определении роли и значения органов Федерального казначейства РФ в процессе регулирования и исполнения бюджетов всех уровней и разработке направлений и механизмов совершенствования работы органов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Объектом исследования является процесс регулирования и исполнения бюджета органами Федерального казначейства Российской Федерации.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся между участниками бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета.
Теоретико-методологической основой проведения исследования послужили труды ученых-экономистов, публикации по вопросам казначейской системы исполнения бюджета, законодательные и нормативные акты РФ, составляющие правовую базу функционирования органов Федерального казначейства РФ, а также Интернет-ресурсы.
В основе данного исследования лежат общенаучные методы диалектического познания действительности, сравнительного, логического и статистического анализа, функционального и системного подходов.
Структура работы. Работа состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка литературы и приложений.
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 История организации казначейской системы в России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».1
Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года «Особенным учреждением Министерства финансов». Управление финансами было распределено между тремя ведомствами - Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.2
В период царствования Александра II, в 1855 году, была поставлена задача достижения единства кассы, выраженного в отмене деления касс на приходные и расходные. В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.
При Императоре Александре III существенных изменений в системе финансов не произошло, но быстрое развитие в этот период экономики страны и возрастание роли финансов заставило последнего Императора России Николая II осуществить структурные и качественные изменения в деятельности Министерства Финансов, в частности, в Департаменте Государственного Казначейства было значительно увеличено число штатных чинов. Установилась нормальная работа Департамента Государственного Казначейства и связанных с ним подразделений, чему способствовал законодательно закрепленный порядок составления и рассмотрения государственной росписи доходов и расходов.
Революция 1905-1907 гг. привела к объявлению о формальной ответственности Минфина России в своей деятельности перед Государственной Думой (1906-1917). Основной функцией Минфина России стал сбор налогов. В 1917 году Министерство финансов было упразднено, его функции были переданы Народному Комиссариату Финансов РСФСР.
В первые послереволюционные годы Народный Комиссариат Финансов РСФСР формировал новые подходы к управлению финансовой деятельностью. Это проявилось уже в принятом в мае 1918 года постановлении Совнаркома РСФСР, вводившим единство кассы. Вместе с тем явно наметился переход от казначейской к банковской системе исполнения бюджета. В октябре 1918 года кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР, а Департамент Государственного Казначейства и его местные органы объединялись с учреждениями Народного банка. Завершился этот процесс в 1926 году, прервав 130-летнию историю Государственного Казначейства.
До 1991 года действовавшая в СССР и РСФСР банковская система исполнения бюджета, при сложившейся административно-командной системе экономики, Государственный банк СССР с его сетью банков на местах, обеспечивали достаточно полный учет доходов, расходов, остатков федерального бюджета, и контроль за поступлением бюджетных средств. Реформирование государственной собственности, интенсивное развитие рыночных отношений в российской экономике при одновременном разрушении централизованной банковской системы и образование разрозненной массы коммерческих банков, постановка учета бюджетных средств в банках уже не позволяла получать оперативную информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению. Снизилась эффективность контроля за движением сумм федерального бюджета. Поэтому Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» и постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27.08.1993 г. № 864 «О Федеральном казначействе РФ» решен вопрос о создании Главного управления Федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ и его территориальных органов. С этого момента началось возрождение казначейства в России. Первым начальником Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ был назначен Александр Васильевич Смирнов.
В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов Федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.
Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». До 2005 года основным документом, регулирующим права и обязанности органов Федерального казначейства, являлся Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.
В результате проведения административной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
Федеральное казначейство входит в состав Минфина России как отдельное ведомство, а не как структурное подразделение. Выделение органов Федерального казначейства в самостоятельное ведомство было связано с необходимостью создания оптимальной структуры органов исполнительной власти, отвечающей требованиям современной экономики.
Информация о работе Роль и значения органов Федерального казначейства РФ