Собственные и заемные источники финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:02, реферат

Краткое описание

Внутреннее финансирование – использование собственных средств. Основными собственными источниками финансирования являются:
Уставный (акционерный) капитал;
Добавочный капитал;
Резервный капитал;
Нераспределенная прибыль.
Амортизационные отчисления

Вложенные файлы: 1 файл

Анютке.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

       Помимо  оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.

       Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной  части финансовой политики.

       Недостатки  акционерного финансирования:

  • дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс;
    • эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании - эмитента;
    • отсутствует налоговый щит.

       Величина  рыночной стоимости акций определяет капитализацию предприятия. Капитализация - рыночная стоимость предприятия, акции  которого имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число  акций (чаще всего привилегированные  акции не учитываются при расчете  этого показателя).[4]

       Так же к источникам финансовых ресурсов, приравненным к собственным, относятся денежные средства, поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов (на оплату больничных листов, путевок в санатории и др.) и прочие поступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Заемные источники финансирования

Заемные средства – это займы и долги предприятия  подразделяются на:

  1. Долгосрочные обязательства (пассивы);
  2. Краткосрочные обязательства – текущие пассивы.

     Текущие пассивы – заемные обязательства предприятия, которые необходимо оплатить из текущих активов в течение одного года. К ним  относятся краткосрочные кредиты банков и краткосрочная кредиторская задолженность (поставщикам, работникам по выплате зарплаты, бюджету по налога и пр.)

     Долгосрочные  пассивы – заемные обязательства, которые не должны возвращаться в течение года (долгосрочные кредиты банков, выпущенные в обращение облигации, лизинг, ипотечный кредит и др.).

     Большинство долгосрочных пассивов имеет две  характеристики: принципал и процент.

     Принципал – первоначальная (основная) сумма долга, на которую начисляются проценты.

     Процент – цена за пользование кредитом и иными заемными средствами. Для адекватного отражения финансового положения, часть принципала, которая выплачивается в счет долгосрочного долга в течение года, должна быть отнесена к категории текущих пассивов.

     Проценты  по полученным займам и кредитам определяются в соответствии с кредитным договором  и подлежат учету в соответствии с целями получения займа.

      1. Проценты по кредитам, полученным  на приобретение или строительство  инвестиционного актива – основных  средств, нематериальных активов  учитываются в стоимости такого  актива до момента ввода в  эксплуатацию, увеличивая его первоначальную  стоимость. И учитываются в  себестоимости продукции при  начислении амортизации. 

     2. Проценты по прочим кредитам  признаются расходами того периода,  в котором они произведены  и являются прочими расходами  предприятия.

     Тщательно взвесив все варианты, выбирается наиболее приемлемый источник получения  финансовых средств и определяется допустимое соотношение различных  источников финансирования.

     Российские  банковские кредиты. Кредит может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.

     Основная  сумма долга по полученному займу  или кредиту учитывается организацией-заемщиком  в соответствии с условиями договора займа (или кредитного договора) в  сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной  оценке других вещей, предусмотренной  договором.

     Рассматривая  вариант привлечения средств с помощью долгосрочного кредита, предприятие выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для двух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученных в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.

     Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки к базовой ставке. Базовая  ставка устанавливается каждым банком индивидуально, исходя из учетной ставки Центрального Банка России. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.

     В качестве обеспечения кредита принимаются:

    1. залог имущества,
    2. поручительство,
    3. банковская гарантия,
    4. государственная и муниципальные гарантии,
    5. переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу[3].

       Несмотря  на ряд недостатков для предприятия (с одной стороны - ухудшение структуры  пассивов организации, необходимость  временных и финансовых затрат на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработку кредитной заявки в  коммерческом банке), банковское долгосрочное кредитование по-прежнему является одним  из наиболее эффективных путей финансирования. Для предприятия наличие в  составе источников ее имущества  долгосрочных заемных средств является положительным моментом, поскольку  это позволяет располагать привлеченными  средствами длительное время. Долгосрочные кредиты российскими предприятиями  могут быть получены как в российских банках, так и зарубежных.

       Российские  предприятия остро нуждаются  именно в долгосрочных вливаниях, направленных на восстановление и модернизацию основных фондов, что предполагает расширение долгосрочного кредитования реального  сектора экономики и введение более «благоприятных» ставок по подобным кредитам. Однако по данным статистики, наибольший удельный объем в кредитных  портфелях российских коммерческих банках составляют кредиты предприятиям со сроком погашения от 6 месяцев  до 1 года. Такая ситуация обусловлена  нежеланием банков принимать на себя непрогнозируемые кредитные риски  системного характера, которые связаны  с непредсказуемостью макроэкономической ситуации в России.

       Зарубежные  банковские кредиты (еврокредиты). Стоимость еврокредитов включает в себя комиссионные (управляющему банку за управление, членам банковского синдиката), банковскую маржу и процентные ставки по кредитам. Процентные ставки пересматриваются каждые 6 месяцев в соответствие с действующими или базовыми ставками. Обычно за основу берется ставка LIBOR. Могут использоваться и другие учетные ставки: ставка prime rate США - самая низкая ставка, устанавливаемая для наиболее надежных заемщиков, PIBOR (Paris Interbank offered rate,) и др. 

       В России практически отсутствуют  финансовые институты, способные выдавать кредиты в сотни миллионов  долларов на сроки более одного-двух лет. Поэтому для проектного и  торгового финансирования крупные  отечественные компании привлекают средства в зарубежных банках.

       Стало возможным получение кредитов от нерезидентов без соответствующего получения разрешения Центрального Банка РФ на осуществление операций, связанных с движением капитала. Поэтому крупные российские компании часто делают выбор в пользу кредитования за рубежом, даже несмотря на сложность документального оформления кредита западного банка или внешнего займа.

       Коммерческий  кредит – это кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок, как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

       Можно выделить несколько видов предоставления коммерческого кредита заемщику:

  1. Вексельный – при этом способе после поставки товара продавец выставляет тратту (переводной вексель) на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок, либо покупатель выписывает на продавца простой вексель.
  2. Скидка при условии оплаты в определенный срок –предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае должна быть выплачена в установленный срок.
  3. Открытый счет – однажды принимается обеими сторонами, и согласно этому договору покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления такой сделки выглядит следующим образом: покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета, отгрузка последующей партии товара осуществляется до оплаты предыдущей партии.
  4. Сезонный кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года, с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до рождества и Нового года, а платить за товар в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе – возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и часто доставку.
  5. Консигнация – способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без немедленного платежа. Если товары будут проданы, то будет осуществлен платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. У нас этот способ называется "под реализацию". Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить.

       Инвестиционно-налоговый кредит представляет собой отсрочку или рассрочку налогового платежа, предоставляемая Минфином РФ в части сумм федеральных налогов и сборов. Регламентируется Порядком предоставления налогового кредита утвержденным приказом Минфина № 64н от 30.09.1999 г.

    Инвестиционный  налоговый кредит предоставляется:

  1. на техническое перевооружение предприятия;
  2. для проведения ОКР, НИР для совершенствования технологии предприятия, защиты окружающей среды;
  3. для инновационной деятельности при создании и совершенствовании новых технологий;
  4. на социально-экономическое развитие региона.

       Проценты  за инвестиционный налоговый кредит взимаются в размере от 2/3 до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.[5]

       Облигации, эмитированные в РФ. Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

       Корпоративные облигации классифицируют:

       1. По срокам погашения. 

       Облигации с фиксированной датой срока  погашения: краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные. Облигации без  фиксированного срока погашения: отзывные облигации, облигации с правом погашения, продлеваемые облигации.

       2. По порядку владения: именные  и на предъявителя.

       3. По целям облигационного займа:  обычные и целевые.

       4. По форме выплаты купонного  дохода: купонные, дисконтные (бескупонные), облигации с оплатой по выбору.

       5. В зависимости от обеспечения:  обеспеченные залогом, необеспеченные  залогом.

       6. По характеру обращения: конвертируемые, неконвертируемые.

       Балансовая  стоимость облигационного займа, как  правило, не совпадает с его рыночной стоимостью. Оценка рыночной стоимости  облигаций строится на основе ряда данных, указываемых на ней самой: официальная дата выпуска, номинальная стоимость, срок погашения, объявленная ставка процента, дата выплаты процентов. Предприятия, выпускающие займы, стремятся максимально приблизить объявленную ставку процента по облигации к рыночной ставке, действующей на момент размещения займа. Изменения рыночной ставки процента и рыночной стоимости займа компании-эмитента находятся в обратной зависимости. Если рыночная ставка процента превышает объявленную величину, то размещаемые облигации продаются со скидкой (дисконтом), а в противоположной ситуации - к их стоимости добавляется премия. Выпускать облигации разрешено акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. По российскому законодательству существует ряд ограничений на выпуск облигаций. В зависимости от объема выпуска и подготовленности предприятия к осуществлению эмиссии возможно применение различных методик размещения облигаций.[6]

Информация о работе Собственные и заемные источники финансирования