Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6
1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,
направления использования …………………………………………………...…..6
1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на
муниципальном уровне…………………………………………………….……....11
1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития
дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21
1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных
учреждений………………………………………………………………….…..….30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35
2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности
МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35
2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов
МДОУ № 481………………………………………………………………….……51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64
3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64
3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и
освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75
Как показывают данные таблицы 5 ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом ухудшается. Если в 2006 году профинансировано было 83 процента от утвержденной сметы, то в 2008 - выполнение плана по сметному финансированию лишь 77,2 процента, что на 5,8 процента ниже, чем в 2006 году и на 3 процента ниже, чем в 2007 году. Это является отрицательным показателем потому, что чем меньше бюджетное финансирование, тем выше родительская плата, а также учреждение вынуждено искать новые пути получения прибыли для покрытия своих расходов.
Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:
Несмотря
на достаточно большую долю финансирования,
в общем наблюдается
Стоит также отметить невысокие показатели финансирования услуг по содержанию имущества (66,7 процента в 2006 году и 58,4 процента от сметы в 2008 году) и значительное сокращение финансирования следующих статей:
В 2008 году из бюджета выделено 900 018 рублей на финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам и библиотечным работникам, что составляет 100 процентов от сметы расходов, тем не менее общая динамика финансирования является отрицательной.
Рассмотрим
структуру показателей
Таблица 6 - Структура показателей финансирования МДОУ № 481, руб.
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
Поступило средств | Удельный вес, % | Поступило средств | Удельный вес, % | Поступило средств | Удельный вес, % | |
1. Поступило средств, всего | 4 523 400 | 100 | 4 714 000 | 100 | 5 951 618 | 100 |
2.Бюджетные ассигнования | 3 749 900 | 82,9 | 3 780 628 | 80,2 | 4 594 649 | 77,2 |
3. Родительская плата | 524 714 | 11,6 | 622 248 | 13,2 | 940 356 | 15,8 |
4.Доходы от внебюджетной деятельности | 194 506 | 4,3 | 193 274 | 4,1 | 226 161 | 3,8 |
5.Благотворительные средства | 54 281 | 1,2 | 117 850 | 2,5 | 190 452 | 3,2 |
По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что большая часть затрат на содержание МДОУ финансируется из средств местного бюджета. В 2006 году средства местного бюджета составили 82,9 процента, а доля родительской платы – 11,6 процента. В 2008 году ситуация изменилась и доля бюджетных средств в общей структуре финансовых средств уменьшилась по сравнению с 2006г. на 5,7 процента. Доля родительской платы увеличилась с 11,6 процента до 15,8 процента, т.е. возросла на 4,2 процента от общей суммы поступивших средств.
При уменьшении бюджетных ассигнований отмечается рост родительской платы и благотворительных взносов, потому что для покрытия расходов дошкольное образовательное учреждение вынуждено поднимать размеры родительской платы, а также увеличивать стоимость дополнительных платных занятий (танцы, английский язык, хореография, плавание), которые составляют доходы от внебюджетной деятельности. Но в связи с повышением цен, спрос на дополнительные занятия падает, чем объясняется уменьшение доли доходов от внебюджетной деятельности.
На рисунке 2 приведена структура финансирования МДОУ № 481
Рисунок
2 – Структура финансирования МДОУ № 481,
Диаграммы показывают, что доля бюджетных ассигнований за анализируемый период насколько сократилась, а также видно увеличение доли родительской платы и благотворительных средств. А благотворительные средства – это ни что иное, как взносы в фонд группы, в фонд детского сада, которые должны вноситься добровольно, но, как правило, носят обязательный характер и составляют в среднем 100 рублей в месяц с каждого ребенка.
Из приведенных в таблице 6 данных видно, что с каждым годом выделяемые по смете средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2006г. выделяемые ассигнования составляли 83 процента от запланированных расходов, то в 2008г. этот показатель уменьшился до 77,2 процента.
На рисунке 3 в виде диаграммы представлены потребности в денежных средствах МДОУ № 481 в 2006-2008 годах.
Рисунок
3 – Потребности МДОУ № 481 в денежных
средствах
Увеличение размеров заработной платы, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.
Значительная разница между реальными потребностями бюджетного учреждения и суммами, выделяемыми ему из бюджета, заставляет МДОУ наметить меры по пополнению своих денежных фондов. МДОУ является организацией. Это означает, что МДОУ ограничено в использовании тех средств, которые выделяются из бюджета.
Бюджетные средства могут быть использованы только на мероприятия, предусмотренные сметой.
Оценим
деятельность дошкольного образовательного
учреждения с точки зрения эффективности
использования имеющегося муниципального
имущества (экономического потенциала
данного имущества). Для этого рассчитаем
коэффициенты оборачиваемости и структуры
поступивших средств по образовательному
учреждению. Они показывают количество
всех поступивших финансовых средств,
приходящихся на один рубль, вложенный
в активы образовательного учреждения;
а также удельный вес внебюджетной доходности
в общей доходности [ 15 ]. Коэффициент оборачиваемости
определяется по формуле:
где Коб – коэффициент оборачиваемости поступивших средств;
Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;
Б - валюта баланса на конец года.
К об 2006 год = 4 523 400 руб. / 15 925 070 руб. = 0,28
К об 2007 год = 4 714 000 руб. / 29 535 670 руб. = 0,16
К об 2008 год = 5 951 618 руб. / 29 820 000 руб. = 0,20
Для образовательных дошкольных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.
В 2007 году коэффициент оборачиваемости значительно уменьшился (на 0,12), а в следующем году немного вырос (на 0,04).
В целом в течение анализируемого периода доходность образовательного учреждения сократилась на 0,08. Понизившийся коэффициент оборачиваемости сокращает возможности образовательного учреждения покрывать свои расходы, увеличивать капитал и стабильно функционировать.
Коэффициенты
фондоотдачи показывают, сколько финансовых
ресурсов получено образовательным учреждением
на один рубль, вложенный в основные средства.
Коэффициент фондоотдачи определяется
по формуле:
,
где Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;
СОС - стоимость основных средств на конец года.
К ф 2006 год = 4 523 400 руб. / 14 333 200 руб. = 0,32
К ф 2007 год = 4 714 000 руб. / 27 819 100 руб. = 0,17
К ф 2008 год = 5 951 618 руб. / 28 188 400 руб. = 0,21
Для стабильного функционирования дошкольных образовательных учреждений необходимо увеличение коэффициентов за счет максимизации финансовых поступлений.
Из расчетов мы видим, что достаточно высокое значение коэффициента фондоотдачи в 2006 году во втором году исследуемого периода сокращается почти в 2 раза (на 0,15), что является отрицательным показателем. В 2008 году коэффициент немного увеличивается (на 0,04) и составляет 0,21.
В итоге за анализируемый период произошло уменьшение коэффициента фондоотдачи на 0,11, которое произошло вследствие переоценки основных средств, произведенной в 2007 году.
Резкие изменения значений коэффициента свидетельствует о нестабильном финансовом положении дошкольного образовательного учреждения, а так же о том, что объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений.
Анализ
финансово-хозяйственной
Размер выделяемых по смете финансовых ресурсов недостаточен для стабильной работы учреждения. Выделяемые средства не обеспечивают воспроизводства материально-технической базы учреждения, что приводит к старению основных фондов.
За
анализируемый период доля бюджетных
ассигнований в общей сумме поступивших
средств значительно
Таким образом, перечисленные отрицательные тенденции свидетельствуют о том, что руководству муниципального дошкольного образовательного учреждения необходимо обратить внимание на нестабильное финансовое положение организации и заняться поиском новых путей привлечения финансовых средств.
Статус
учреждений, установленный
Учреждение
является некоммерческой организацией,
финансируемой собственником