Совершенствование управления финансами мунициапального дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6

1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,

направления использования …………………………………………………...…..6

1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на

муниципальном уровне…………………………………………………….……....11

1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития

дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21

1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных

учреждений………………………………………………………………….…..….30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35

2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности

МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35

2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43

2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов

МДОУ № 481………………………………………………………………….……51

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64

3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64

3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и

освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ДЛЯ НОРМОКОНТРОЛЯ.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)
 

      Как показывают данные таблицы 5 ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом ухудшается. Если в 2006 году профинансировано было 83 процента от утвержденной сметы, то в 2008 - выполнение плана по сметному финансированию лишь 77,2 процента, что на 5,8 процента ниже, чем в 2006 году и на 3 процента ниже, чем в 2007 году. Это является отрицательным показателем потому, что чем меньше бюджетное финансирование, тем выше родительская плата, а также учреждение вынуждено искать новые пути получения прибыли для покрытия своих расходов.

      Наиболее  успешно обстоит дело с финансированием  таких статей как:

  • Заработная плата (в 2006 году профинансирована на 93,8 процента, в 2008 году – на 82,6 процента от сметы);
  • Начисления на оплату труда (в 2006 году – 89,8 процента, в 2008 году – на 80,7  процента);
  • Отраслевая программа «Организация здорового питания детского населения  города  Челябинска»  (в  2006 году – на 90,5 процента,  в 2008 году – на  63,9 процента);
  • Услуги связи (в 2006 году – на 83,3 процента, в 2008 году – на 57,8 процента);
  • Коммунальные услуги  (в 2006  году – на 68,7 процента,  в 2008  году – на  68,9 процента).

     Несмотря  на достаточно большую долю финансирования, в общем наблюдается отрицательная  динамика, которая выражена общим  сокращением финансирования.

     Стоит также отметить невысокие показатели финансирования услуг по содержанию имущества (66,7 процента в 2006 году и 58,4 процента от сметы в 2008 году) и значительное сокращение финансирования следующих статей:

  • На обеспечение продуктами питания социальной сферы муниципальных образований из областного фонда продовольствия (в 2006 году профинансировано на 96 процентов, а в 2008 году лишь на 58 процентов);
  • На обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушением здоровья (в 2006 году профинансировано на 83,3 процента, а в 2008 году лишь на 58,1 процента).

     В 2008 году из бюджета выделено 900 018 рублей на финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам и библиотечным работникам, что составляет 100 процентов от сметы расходов, тем не менее общая динамика финансирования является отрицательной.

      Рассмотрим  структуру показателей финансирования муниципального дошкольного образовательного учреждения  № 481 (см. таблицу 6). 

Таблица 6 - Структура показателей финансирования МДОУ № 481, руб.

  2006 г. 2007 г. 2008 г.
  Поступило средств Удельный  вес, % Поступило средств Удельный  вес, % Поступило средств Удельный  вес, %
1. Поступило средств, всего 4 523 400 100 4 714 000 100 5 951 618 100
2.Бюджетные  ассигнования   3 749 900 82,9   3 780 628 80,2   4 594 649 77,2
3. Родительская плата      524 714 11,6     622 248 13,2      940 356 15,8
4.Доходы  от внебюджетной деятельности      194 506 4,3     193 274 4,1      226 161 3,8
5.Благотворительные  средства        54 281 1,2     117 850 2,5      190 452 3,2

     По  данным таблицы 6  можно сделать вывод, что большая часть затрат на содержание МДОУ финансируется из средств местного бюджета.  В 2006 году средства местного бюджета составили  82,9 процента, а доля родительской платы – 11,6 процента. В 2008 году ситуация изменилась и доля бюджетных средств  в общей структуре финансовых средств уменьшилась  по сравнению с 2006г. на 5,7 процента. Доля родительской платы увеличилась с 11,6 процента до 15,8 процента, т.е. возросла на 4,2 процента от общей суммы поступивших средств. 

     При уменьшении бюджетных ассигнований отмечается рост родительской платы и благотворительных взносов, потому что для покрытия расходов дошкольное образовательное учреждение вынуждено поднимать размеры родительской платы, а также увеличивать стоимость дополнительных платных занятий (танцы, английский язык, хореография, плавание), которые составляют доходы от внебюджетной деятельности. Но в связи с повышением цен, спрос на дополнительные занятия падает, чем объясняется уменьшение доли доходов от внебюджетной деятельности.

     На  рисунке 2 приведена структура финансирования МДОУ № 481

Рисунок 2 – Структура финансирования МДОУ № 481, 

     Диаграммы показывают, что доля бюджетных ассигнований за анализируемый период насколько сократилась, а также видно увеличение доли родительской платы и благотворительных средств.  А благотворительные средства – это ни что иное, как взносы в фонд группы, в фонд детского сада, которые должны вноситься добровольно, но, как правило, носят обязательный характер и составляют в среднем 100 рублей в месяц с каждого ребенка.

     Из  приведенных  в таблице 6 данных видно, что с каждым годом выделяемые по смете средства могут покрыть  все меньше  требуемых для нормального  функционирования затрат учреждения. Если в 2006г. выделяемые ассигнования составляли 83 процента от запланированных расходов, то в 2008г.  этот показатель уменьшился до 77,2 процента. 

       На  рисунке 3 в виде диаграммы представлены потребности в денежных средствах  МДОУ № 481 в 2006-2008 годах.

       Рисунок 3 – Потребности  МДОУ № 481 в денежных средствах 

     Увеличение  размеров заработной платы, рост цен  на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности  учреждения в денежных средствах.

     Значительная разница между реальными потребностями  бюджетного учреждения и суммами, выделяемыми ему из бюджета, заставляет МДОУ наметить меры по пополнению своих  денежных фондов. МДОУ является организацией. Это означает, что МДОУ ограничено в использовании тех средств, которые выделяются из бюджета.

     Бюджетные средства могут быть использованы только на мероприятия, предусмотренные сметой.

      Оценим деятельность дошкольного образовательного  учреждения с точки зрения эффективности использования имеющегося муниципального имущества (экономического потенциала данного имущества). Для этого рассчитаем коэффициенты оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению. Они показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на один рубль, вложенный в активы образовательного учреждения; а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности [ 15 ]. Коэффициент оборачиваемости определяется по формуле: 

                                               

                                                                  (2) 

где Коб – коэффициент оборачиваемости поступивших средств;

     Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;

      Б - валюта баланса на конец года.

     К об 2006 год = 4 523 400 руб. / 15 925 070 руб. = 0,28

     К об 2007 год = 4 714 000 руб. / 29 535 670 руб. = 0,16

     К об 2008 год = 5 951 618 руб. / 29 820 000 руб. = 0,20

      Для образовательных дошкольных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.

      В 2007 году коэффициент оборачиваемости  значительно уменьшился (на 0,12), а в следующем году немного вырос (на 0,04).

      В целом в течение анализируемого периода доходность образовательного учреждения сократилась на 0,08. Понизившийся коэффициент оборачиваемости сокращает возможности образовательного учреждения покрывать свои расходы, увеличивать капитал и стабильно функционировать.

      Коэффициенты  фондоотдачи показывают, сколько финансовых ресурсов получено образовательным учреждением на один рубль, вложенный в основные средства. Коэффициент фондоотдачи определяется по формуле: 

       ,                                                             (3) 

где Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;

     СОС - стоимость основных средств на конец года.

     К ф 2006 год = 4 523 400 руб. / 14 333 200 руб. = 0,32

     К ф 2007 год = 4 714 000 руб. / 27 819 100 руб. = 0,17

     К ф 2008 год = 5 951 618 руб. / 28 188 400 руб. = 0,21

      Для стабильного функционирования дошкольных образовательных учреждений необходимо увеличение коэффициентов за счет максимизации финансовых поступлений.

      Из  расчетов мы видим, что достаточно высокое  значение коэффициента фондоотдачи  в 2006 году во втором году исследуемого периода сокращается почти в 2 раза (на 0,15), что является отрицательным  показателем. В 2008 году коэффициент  немного увеличивается (на 0,04) и составляет 0,21.

      В итоге за анализируемый период произошло  уменьшение коэффициента фондоотдачи  на 0,11, которое произошло вследствие переоценки основных средств, произведенной в 2007 году.

      Резкие  изменения значений коэффициента свидетельствует о нестабильном финансовом положении дошкольного образовательного учреждения, а так же о том, что объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений.

      Анализ  финансово-хозяйственной деятельности МДОУ № 481 показал, что на протяжении 2006-2008 гг. бюджетные средства, выделяемые учреждению, постоянно росли, а также росли и расходы бюджетной организации.

      Размер  выделяемых по смете финансовых ресурсов недостаточен для стабильной работы учреждения. Выделяемые средства не обеспечивают воспроизводства материально-технической базы учреждения, что приводит к старению основных фондов.

      За  анализируемый период доля бюджетных  ассигнований в общей сумме поступивших  средств значительно уменьшилась, также сократились доходы учреждения от внебюджетной деятельности. По причине этого произошло увеличение родительской платы, т.е. гнет бюджетного недофинансирования МДОУ лег на плечи родителей.

     Таким образом, перечисленные отрицательные  тенденции свидетельствуют о  том, что руководству муниципального дошкольного образовательного учреждения необходимо обратить внимание на нестабильное финансовое положение организации и заняться поиском новых путей привлечения финансовых средств.

      Статус  учреждений, установленный законодательством, предопределяет особенности управления их финансовыми ресурсами.

      Учреждение  является некоммерческой организацией, финансируемой собственником полностью  или частично. Однако, учреждение имеет  право вести коммерческую деятельность в пределах, установленных собственником. Данное положение законодательства сближает финансово-хозяйственную деятельность учреждений с коммерческими организациями.

Информация о работе Совершенствование управления финансами мунициапального дошкольного образовательного учреждения