Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:13, курсовая работа
Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель работы - раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………….....................................................4
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля......4
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля……………..8
1.3 Методы государственного финансового контроля……………………11
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕНННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..14
2.1 Система государственного финансового контроля……………………14
2.2 Органы государственного финансового контроля………………….....16
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...26
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля…...26
3.2 Пути повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Совокупность
контрольных действий и операций, осуществляемых
субъектами контроля, может быть выражена
в той или иной форме, зависящей от целого
ряда факторов. С учётом этих факторов
(время и место проведения контроля, периодичность
его проведения и др.) можно выделить следующие
формы финансового контроля (таблица 2).
Таблица 2. «Основные формы финансового контроля»
Признак классификации | Формы финансового контроля |
Время проведения контроля | Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля | Внешний, внутренний |
Место проведения контроля | Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) | Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля | Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля | Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов | Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля | Первичный, повторный, дополнительный |
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.
Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий
контроль осуществляется по итогам завершения
финансово-хозяйственных
Исходя
из направления воздействия
1.3
Методы государственного
финансового контроля
При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.
Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.
Проверка
представляет собой единичное контрольное
действие или систему контрольных
действий в отношении определённых
финансово-хозяйственных
Ревизия
- это система обязательных контрольных
действий по документальной и фактической
проверке законности, целесообразности
и эффективности совершённых
в проверяемом периоде
По
полноте охвата проверяемых вопросов
проверки и ревизии бывают: тематические
(проводятся по определённому кругу
вопросов) и комплексные (т.е. охватывают
практически все аспекты
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.
Мониторинг
в отличие от надзора представляет
собой систему постоянно
2.1
Система государственного
финансового контроля
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы - Счётную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.
Эти
органы обязаны периодически осуществлять
комплексные ревизии и
Непосредственно к деятельности органов государственного финансового контроля примыкает контрольная деятельность органов государственной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении. В частности, комитеты Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.
2.2 Органы государственного
финансового контроля
Финансовый контроль со стороны Счётной палаты РФ .
Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счётной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ.
Объектом контроля со стороны Счётной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счётной палаты, относятся:
1)
все государственные органы (в
том числе их аппараты) и учреждения,
федеральные внебюджетные
2)
органы местного
3)
общественные объединения,
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
В рамках задач, определённых законодательством, Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счётной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов. К основным задачам Счётной палаты относятся:
Информация о работе Совершенствование финансового контроля в РФ