Совершенствование финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель работы - раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………….....................................................4
1.1 Цели, задачи и функции государственного финансового контроля......4
1.2 Виды и формы государственного финансового контроля……………..8
1.3 Методы государственного финансового контроля……………………11
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕНННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………..14
2.1 Система государственного финансового контроля……………………14
2.2 Органы государственного финансового контроля………………….....16
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………...26
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля…...26
3.2 Пути повышения эффективности государственного финансового контроля………………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ совершенствование финансового контроля - копия.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     С учетом вышесказанного, Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают превратить в компактный, мобильно реагирующий на изменения социально-экономических условий развития орган независимого контроля за эффективностью формирования государственных ресурсов, использования бюджетных средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений. Также предлагается включить в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью.

     Принятие  этих решений в первую очередь позволило бы, думается, в значительной мере ликвидировать разобщенность, несогласованность и дублирование в деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов. Согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать неоправданного множества проверок одних и тех же объектов различными структурами, значительно более эффективно использовать имеющиеся возможности и ресурсы. И, что еще более важно, — повысить эффективность мер по устранению выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами федеральной собственности, а также обеспечить наказание виновных и возмещение ущерба государству в случае выявления фактов и признаков хищения государственных средств и имущества.

     Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств и иных злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать в законодательном порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной прокуратуры. В данном контексте заслуживает внимания опыт работы высшего органа финансового контроля США: там с момента выявления нарушений к проверкам привлекаются сотрудники прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в Генпрокуратуру об участии представителей последней в контрольных мероприятиях первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть нормы, обязывающие Генпрокуратуру возбуждать уголовные дела по выявленным Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и имущественного права или нанесения ущерба государству. [26]

     В настоящее время не обеспечена скоординированность действий органов финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за рациональным и целевым использованием государственных средств и материальных ценностей ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, пересекаются.

     Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

     Подобную  специфику имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в чистом виде можно достаточно условно отнести к органам финансового контроля, поскольку в его задачи входит контроль за исполнением указов, распоряжений Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции Центрального банка Российской Федерации и его территориальных органов. Основная проблема состоит главным образом в распределении контрольных полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой, контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных распорядителей бюджетных средств и в определенной степени — органами федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями последующего контроля. народнохозяйственного развития. [26]

     Представляется  целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности органов Казначейства осуществление текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается, не должен входить в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы Минфина при этом должны получить полномочия проверять территориальные органы федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств перед конкретными бюджетополучателями. [26]

     Одновременно основной функцией этих органов должен стать контроль за законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств каждым получателем выделенных ресурсов. При этом следовало бы предоставить Департаменту государственного финансового контроля Минфина полномочия по проведению контроля за обоснованностью исполнения сметы расходов Счетной Палаты РФ. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Организация и функционирование эффективной  системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового  контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

     Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств. 

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998. № 31. Ст. 3823.

     2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.)

     3. Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина РФ, утвержденную приказом Минфина РФ от 14 апреля 2009 г. N 42н.

     4. Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.

     5. Порядок взаимодействия управлений федерального казначейства Минфина РФ по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Минфина РФ в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок, утвержденный приказом Минфина РФ от 28 декабря 1998 г. N 265.

     6. Постановление СМ РФ «О Федеральном казначействе РФ» от 27.08.1993 №864 (с изменениями от11.02.2008).

     7. Указ Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8.12.92 №1556.

     8. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению финансового контроля в Российской Федерации», в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2000 N 1358,от 18.07.2001 N 872 // «Собрание законодательства РФ», 1996 г., №31, ст. 3696

     9. Федеральный Закон Российской Федерации «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» 02.12.1990 г. в ред. от 12.04.2008 г.// Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 18. Ст. 1593, №31. Ст. 2991.

     10. Федеральный закон Российской Федерации от 11.01.1995. «О Счетной палате российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 88.

     11. «Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс». Постатейный научно-практический комментарий // Под ред. А.Т. Гаврилова. - М.: 2009, 237 с.

     12. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М.: «Статут», 2008.

     13. Белов Ф.А. О единстве бюджетной системы. – М.: Финансы, 2007.

     14. Городецкий О.Л. Учет лимитов бюджетных обязательств органами федерального казначейства. – М.: 2008.

     15. «Государственные и муниципальные финансы» // Под ред. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: «ЮНИТИ», 2010.

     16. Гуров М.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля бюджетным кодексом Российской Федерации. – М.: 2008.

     17. Жданов А.А. Финансовое право РФ: Учебное пособие. – М.: Теис, 2009.

     18. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – М.: 2006, 208 с.

     19. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2010 — № 4

     20. Ребий Е.Ю., Даутов И.Г.Федеральное казначейство: проблемы работы и перспективы их решения. – Ставрополь, 2008. – 259 с.

     21. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие. – М.: / «Вопросы экономики», 2008, № 3.

     22. Финансовое право Российской Федерации. Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: 2009.

     23. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. - М.: 2006.

     24. Финансы // Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: «ЮНИТИ», 2002.

     25. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2007 - 504 с.

     26. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2009.


Информация о работе Совершенствование финансового контроля в РФ