Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:04, дипломная работа
Цель работы – состоит в том, чтобы на основе изучения особенностей рынка потребительского кредитования и практики работы по ним ЗАО «Банк Русский Стандарт» разработать предложения по развитию потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить особенности российского рынка потребительского кредитования, выявить функции потребительского кредитования, его социально-экономическую роль;
2. Дать оценку практике потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
3. Разработать предложения по совершенствованию потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский Стандарт».
ВВЕДЕНИЕ
I. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ЕГО СОСОБЕННОСТИ
1.1. Этапы развития рынка потребительского кредитования
1.2. Зарубежный опыт потребительского кредитования
1.3. Особенности рынка потребительского кредитования в РФ
Выводы
II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»
2.2. Виды предлагаемых потребительских услуг
2.3. Оценка кредитоспособности заемщика
Выводы
III. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЗАО «БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ»
3.1. Стратегия банка
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования.
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В 2002 г. предоставлять потребительские кредиты начали «ОВК-банк», «Home Credit Finance» и «Дельта-кредит», предлагавшие похожие условия кредитования. В том же году «Дельта-кредит» впервые выпустил кредитные карты и внедрил систему скоринга. Одновременно банки стали развивать новую ветвь потребительских кредитов - автокредитование сроком от одного года до трех лет. Кризис 2002 года привел к снижению темпов роста потребительских кредитов более чем в два раза, но в 2003—2004 годах ситуация начала меняться, и рынок потребительского кредитования в этот период переживал настоящий бум. Начался второй этап развития рынка потребительских кредитов.
Ежегодно объем рынка потребительского кредитования увеличивался весьма существенно (на 30-50%), а в 2001, 2003 и 2004 годах прирост рынка составил более 100%, т.е. его объем за год возрастал более чем в два раза. Несмотря на быстрые темпы роста, потребительские кредиты в России составляли относительно небольшую часть банковских активов (менее 15%). Основная часть потребительских кредитов приходилась на залоговые кредиты - автокредитование и ипотеку. Просроченные кредиты составляли менее 0,5% активов банков. Бурный рост в секторе потребительского кредитования был вызван совокупным воздействием ряда факторов.
Во-первых, высокие темпы экономического роста в сочетании с постоянно снижающейся инфляцией и растущими денежными доходами сформировали у достаточно широких слоев населения позитивные ожидания укрепления материального положения — важнейшее условие для обращения в банк за потребительским кредитом. Об этом свидетельствует и относительное увеличение рождаемости населения в России в 2003—2005 годах по сравнению с «демографической ямой» 1998—2001 годов.
Во-вторых, к началу 2003 года кредитные ставки, довольно долго находившиеся на запредельно высоких уровнях (30% годовых и выше; максимально высокая процентная ставка была зафиксирована в июле-октябре 2002 г. - 70% годовых), снизились до относительно приемлемых 18—25% годовых.
В-третьих, динамичному росту объемов потребительских кредитов также способствовала активная позиция самих банков, осознавших потенциальные выгоды потребительского кредитования и предложивших рынку широкую линейку банковских продуктов. Так, в 2003 году практически во всех розничных торговых сетях появились услуги быстрого получения кредита для покупки товаров длительного пользования (бытовой техники, мебели, предметов роскоши и пр.).
Среди всех видов банковских кредитов потребительское кредитование очень быстро превратилось в наиболее динамично развивающуюся сферу банковских услуг. Если в январе 2003 года объем предоставленных физическим лицам кредитов (как в рублях, так и в иностранной валюте) составлял чуть более 140 млрд. рублей, то уже через год он увеличился до 300 млрд. рублей. За три года (2003-2005гг.) объем кредитов, выданных физическим лицам, вырос более чем в 6 раз, достигнув 940 млрд. рублей.
В 2004—2005 годах потребительское кредитование превратилось в саморазвивающийся процесс с четкой обратной связью. Взяв деньги в кредит и приобретя недоступные ранее дорогостоящие бытовую технику, мебель или машину, потребитель продолжал активно использовать уже опробованный механизм, при этом размер кредита непрерывно увеличивался. К тому же постоянно расширяющийся процесс непрерывно стимулировался агрессивной рекламой банковских услуг, как банками, так и розничными торговыми сетями. Исследования распространенности использования потребительского кредитования среди населения России свидетельствуют о том, что в 2005 году каждый четвертый россиянин брал потребительский кредит для приобретения товаров длительного пользования — бытовой или видеотехники, мобильных телефонов или компьютеров, мебели или автомобилей.
Конечно, «бум»
в секторе банковского
В период «бума» коммерческие банки имели возможность компенсировать принимаемые риски объемом выдаваемых кредитов, но обострение конкурентной борьбы требовало широкого внедрения новой организации потребительского кредита, более тщательной проверки банками потенциальных заемщиков и их кредитных историй. Это обозначило начало третьего этапа.
В 2004 году принимается федеральный закон «О кредитных историях», определяющий законодательную базу создания и развития системы бюро кредитных историй, обеспечивающей формирование информационной базы для снижения рисков невозврата выданных кредитов. В мировой практике кредитные бюро являются распространенным и общепризнанным институтом; аккумулируя информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, бюро кредитных историй обладают базой данных для формирования информационного поля и построения моделей оценки риска.
В этом же 2004 году в России появились и первые самостоятельные агентства по сбору долгов, названные на американский манер «коллекторами» (в переводе с английского collector – собирающее устройство) – «Секвойя Кредит Консолидейшн» и ФАСП (Финансовое Агентство по Сбору Платежей). В настоящее время Минэкономразвития констатирует, что «российский рынок коллекторских услуг уже фактически сформирован», и это при том, что его деятельность никем не контролируется и ничем не регламентируется, взаимодействие с должниками не ограничено нормами. Как сообщает министерство, «данная сфера испытывает тотальный дефицит в правовой регламентации соответствующих отношений».
В 2005 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Банк России разработали совместные рекомендации для банков, согласно которым заемщика необходимо оповещать обо всех дополнительных комиссиях и сборах по кредиту, информировать о полной стоимости кредита («эффективной процентной ставке»). Необходимость раскрывать полную стоимость кредита еще больше усилила конкуренцию на рынке потребительских кредитов, существенным образом повлияло на уровень доходности потребительских кредитов для банков, потребовало изменить подходы к формированию условий потребительского кредитования и принятия решений о выдаче кредитов.
Ужесточение правил игры и конкуренции на российском рынке потребительского кредитования вынуждает банки совершенствовать оценку кредитоспособности физических лиц и технологическую базу; расширять спектр предлагаемых продуктов; повышать качество управления и обслуживания клиентов; осуществлять географическую экспансию в российские регионы и расширять сети продвижения услуг; более эффективно управлять рисками.
В этот период на российском рынке потребительских кредитов было представлено порядка 100 игроков, при этом 7 банков занимали доминирующее положение. Первое место по объемам кредитования физических лиц принадлежит Сбербанку. В сегменте экспресс-кредитования лидирует банк «Русский стандарт». Всего же экспресс-кредитованием в России занимается 30-40 банков. Крупнейшими игроками на этом рынке являются: банк «Русский стандарт», «Первое ОВК» (Росбанк), ХКФ банк, Банк Москвы, МДМ-банк, «дочка» Societe Generale в РФ - компания «РусФинанс» и Дельтабанк. На первые пять банков приходится около 70% всего рынка товарного кредитования. На российском рынке действуют дочерние структуры зарубежных банков, в частности в конце 2005 года в числе лидеров находились австрийский Райффайзенбанк и чешский Home Credit and Finance Bank (ХКФ банк).
К 2006 году произошло инфраструктурное и продуктовое становление рынка потребительских кредитов. Они приобрели очертания банковского продукта. А высокие и стабильные темпы роста потребительских кредитов свидетельствуют о переходе населения от накопительной к кредитной модели потребления.
В связи со значительными банковскими рисками для этого этапа также характерны высокие ставки по потребительским кредитам. Так, в 2005 году средневзвешенные ставки по потребительским кредитам в рублях составили порядка 20% (по всем срокам), по кредитам в евро – около 13%. По данным ХКФ банка средняя ставка по потребительским кредитам (товарное кредитование) в России составляла порядка 24-29% (в отдельных случаях ставки достигают уровня 50-60% годовых). Помимо этих ставок по стандартным кредитным продуктам в магазинах действовали акции банков с более низкой тарифной ставкой. Объем выданных потребительских кредитов кредитными организациями за период 2006-2008 гг. неуклонно рос в абсолютном значении и достиг максимума в 4017,2 млрд. руб. в 2008 году. Одновременно имело место противоположное явление - снижение темпов прироста с 191% в 2005 г. до 135% в 2008 г.
Подобный спад объясняется:
- «падением
темпов роста розничной
- снижением темпов роста годовых доходов населения;
- ужесточением требований банков к кредитоспособности заемщиков».
Этап «широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы» продолжался до начала мирового финансового кризиса в 2008 г. Этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования» обозначил резкие перемены в условиях потребительского кредитования на российском рынке.
Общая просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, в 2008 году возросла на 159,7% по сравнению с 2007 годом. Финансовый кризис стал основной причиной резкого увеличения резервов на возможные потери по кредитам населению (на 57,3%), что составило 140 млрд. руб. по состоянию на январь 2009 г.
Наиболее проблематичная ситуация на рынке потребительских кредитов сложилась в сентябре-октябре 2008 г., когда вследствие банковского кризиса ликвидности началось повышение ставок по кредитам и ужесточение условий кредитования: банки стали требовать от потенциальных заемщиков дополнительные документы, обеспечивающие возвратность кредита, и в несколько раз увеличили сроки рассмотрения заявок на его получение. Данные меры привели к снижению спроса на потребительские кредиты - темп прироста выданных кредитов населению на начало 2009 г. составил минус 11%. В это время динамика выдачи жилищных кредитов показывала отрицательную тенденцию: максимальный объем выдачи жилищных кредитов наблюдался в феврале 2009 г. и составил 1298,8 млрд. руб. Кризисное падение этого показателя составило 10% - минимум был достигнут в ноябре 2009 г. Задолженность по ипотечным кредитам достигла максимума в 1092,0 млрд. руб. в марте 2009 г., после чего снизилась до 996,0 млрд. руб. - темп прироста составил минус 8,8%. Данные явления объясняются не только ужесточением условий выдачи кредитов населению, но и насыщением рынка в условиях неуверенности населения относительно экономической ситуации.
Несмотря на снижение задолженности по ипотечным кредитам во время финансового кризиса произошло увеличение выдачи экспресс-кредитов и пользования кредитными картами. Развитие государственных мер поддержки автокредитования с помощью возмещения банку 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ позволило увеличить объемы выданных автокредитов на 42,8% в 2009 г. Однако уже в 2010 г. данный показатель сократился на 80%, что характеризует несостоятельность проведенной программы. По итогам апреля 2009 г. на нее пришлось не более 3% общих продаж новых автомобилей.
Первое полугодие 2010 г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования - этапа функционирования банков в условиях экономической нестабильности. Сегмент потребительского кредитования после кризиса стал оживать один из первых (совместно с POS-кредитами). Задолженность по кредитам в марте 2010 г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб., что составляет 96,2% от докризисного уровня. Но при этом и объем просроченной задолженности вырос и достиг уровня в 240,7 млрд. руб., что на 46% больше, чем было в 2009 г.. Более высокие темпы роста объемов потребительских кредитов привели к относительному снижении доли просроченной задолженности до 6,2%.
Количество заемщиков — физических лиц в 2011 году приблизилось к 60 миллионам, что в 3 раза превышает показатели 2007 года. Рост объемов кредитования наблюдается практически во всех сегментах, начиная от автокредитов и заканчивая пока еще не очень доступными для большинства, кредитов на покупку недвижимости (ипотека). Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его простоты.
Население возвращается к кредитной модели потребления, но в «более осторожной» версии. И это связано не только с относительной стабильностью экономической ситуации в стране, но и с ужесточением условий по кредитам, возникшим с началом кризиса. Банки стали более консервативными при оценке кредитных рисков и, соответственно, проводят теперь более тщательный анализ финансового состояния заемщика и более осторожный прогноз его платежеспособности.
Ужесточение условий проходит на фоне снижения ставок по потребительскому кредитованию, что в свою очередь положительно сказывается на количестве клиентов и соответственно на общих объемах выданных банком кредитов. Такая политика более чем оправдана, банки вынуждены ужесточать условия по кредитам, чтобы отсечь «неблагоприятных заемщиков», но с другой стороны конкурировать между собой за клиентов, а ставка по кредиту и становится одним из инструментов этой борьбы. Ставки по товарным кредитам (POS-кредиты) в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократились в среднем на 4 - 5 процентных пункта, что дало дополнительный толчок его развитию: «в автокредитовании, по различным оценкам, за год ставки снизились в среднем на 7%».
В настоящее время потребительские кредиты предлагают все банки, кроме узкоспециализированных организаций (исключительно ипотечных или корпоративных).
Текущий этап развития сферы потребительского кредитования в России характеризуется такими основными чертами, как:
Информация о работе Совершенствования деятельности банка на рынке потребительского кредитования