Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации, а именно как совет Федерации принимает в этом участие.
Введение………………………………………………………………………..2
1.Финансовая система…………………………………………………………4
1.1.Понятие финансовой системы………………………………………….4
1.2.Структура финансовой системы……………………………………….5
1.3.Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………...9
1.4.Субъекты управления финансовой системой………….....................12
2.История возникновения Совета Федерации……………………………..17
2.1. Совет Федерации как структурное подразделение Парламента….20
2.2.Полномочия…………………………………………………………….21
3.Совет Федерации как субъект управления финансовой системой……..25
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………….31
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:
1) денежные средства
государства, не включаемые в
государственный бюджет и
2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
1. Государственный кредит.
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит - это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.
При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.
3.Фондовый рынок.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
4.Финансово-кредитная система.
Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.
Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
По этому
звену рассматривается
Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.
Финансы предприятий различных форм собственности.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
1.4. Субъекты управления финансовой системой
Процесс управления финансами осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти. Представительными органами власти, участвующими в процессе управления финансами, являются государственная, республиканские, областные, краевые, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты и контролируют ход их исполнения.
Исполнительные органы в лице правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение бюджетов, формирование внебюджетных фондов, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
На федеральном уровне непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ и учреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.
Министерство финансов РФ: его задачи и функции
Министерство финансов Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее
время организационная
Организационная структура Министерства финансов включает департаменты и федеральные службы. К основным департаментам относятся:
· Административный;
· Управления делами и контроля;
· Бюджетной политики;
· Бюджетной политики в отраслях экономики;
· Бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
· Бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
· Межбюджетных отношений;
· Международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов;
· Налоговой и таможенно-тарифной политики;
· Регулирования государственного финансового контроля;
· Аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности;
· Финансовой политики;
· Правовой.
Федеральными службами являются:
· Федеральная служба по финансовому мониторингу;
· Федеральная налоговая служба;
· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
· Федеральная служба страхового надзора;
· Федеральное казначейство.
Главные задачи Минфина России:
1. совершенствование бюджетной системы РФ;
2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3. развитие бюджетного федерализма;
4. разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;
5. обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны и эффективность хозяйствования;
6. осуществление мер по развитию финансового рынка;
7. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России и ее регионов;
8. разработка предложений по привлечению в экономику страны отечественных и иностранных кредитных ресурсов и источников их погашения;
9. управление государственными доходами;
10. совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
11. разработка необходимых мер по финансированию и налоговому стимулированию предпринимательства и других видов хозяйственной деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
12. другие.
Министерство финансов РФ принимает участие в:
· разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
· разработке и осуществлению мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
· подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политике РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
· подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
· разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;
· разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;
· разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
· разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
· разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в РФ;
· подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений.
· обеспечении устойчивости государственных финансов и их активного воздействия.
Федеральное казначейство: задачи и функции
Федеральное казначейство – единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной базовой политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности и финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств.
Главные задачи Федерального казначейства:
1. организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета:
2. управление доходами и расходами данного бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства массы;
3. регулирование финансовых отношений между федеральным банком РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовым наполнением этих фондов;
4. контроль за исполнением и поступлением внешних средств.
В обязанности Федерального казначейства входят:
· краткосрочное прогнозирование объемов государственного финансирования ресурсов;
· оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующие периоды государственных расходов;
На Федеральное казначейство также возлагаются:
· обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;
· представление высшим органам государственной власти и управления Российской федерации отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности внебюджетных фондов, о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.
Одна из основных функций Федерального казначейства РФ – управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственных внутренних и внешних долгов России.
Федеральное
казначейство РФ разрабатывает методологические
и инструктивные материалы, порядок
ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции
Счётная палата Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 11 января 1995 г. №4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”:
– Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему (статья 1 ФЗ «О счетной палате РФ);
– Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (статья 3 ФЗ «О счетной палате РФ);
Информация о работе Совет Федерации как субъект управления финансовой системой