Совет Федерации как субъект управления финансовой системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации, а именно как совет Федерации принимает в этом участие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Финансовая система…………………………………………………………4
1.1.Понятие финансовой системы………………………………………….4
1.2.Структура финансовой системы……………………………………….5
1.3.Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………...9
1.4.Субъекты управления финансовой системой………….....................12
2.История возникновения Совета Федерации……………………………..17
2.1. Совет Федерации как структурное подразделение Парламента….20
2.2.Полномочия…………………………………………………………….21
3.Совет Федерации как субъект управления финансовой системой……..25
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.42 Кб (Скачать файл)

– для рассмотрения вопросов планирования и организации  работы Счетной палаты, методологии  контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и  Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной  палаты (статья 7 ФЗ «О счетной палате РФ).

Задачи и  контрольные полномочия Счетной  палаты.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации  осуществляет:

– контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

– определение  эффективности и целесообразности расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

– оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы  федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  независимо от видов и форм собственности, если они:

– получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

– используют федеральную собственность либо управляют ею;

– имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

 

 

 

I. История возникновения Совета Федерации

           Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.

8 сентября 1993 года Президент Ельцин  созвал встречу руководителей  исполнительной и представительной  власти регионов, заранее объявленную  учредительным собранием нового  Совета Федерации и прообразом  верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду  народных депутатов РФ. Участники  встречи отказались подписать  документ о создании Совета  Федерации.

          Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".

Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 года был Владимир Филиппович Шумейко.

         Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995 года) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года и действовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.

Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации был сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев. Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 года Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии.

       В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 года.

          Переходный период "сосуществования" в сенате губернаторов и спикеров с одной стороны и "назначенцев" с другой продолжался с 7 августа 2000 года (дата вступления в силу нового закона о формировании) до 30 января 2002 года ("организационное" 81-е заседание).

Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).

В связи с принятым для переходного  периода механизмом плавной ротации  трудно твердо обозначить дату, начиная  с которой "второй" Совет Федерации  превратился в "третий". На функцию  такой даты претендуют:

- 7 августа 2000 года - дата вступления  в силу нового закона "О порядке  формирования Совета Федерации" - начало замены сенаторов-"совместителей" "профессионалами";

- 5 декабря 2001 года - избрание нового  Председателя Совета Федерации;

- 1 января 2002 года - прекращение полномочий  последних сенаторов "второго созыва";

- 30 января 2002 года - формирование новой  структуры комитетов и комиссий  и избрание их персонального  состава.

В отличие от Совета Федерации первого  созыва, последующие его составы  официально не имеют подобного порядкового  номера, т.к. считаются вечными.

 

2.Совет Федерации как структурное подразделение Парламента

 
        Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания - парламента РФ, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции Российской Федерации, учредившей Федеральное Собрание РФ как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

         Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 7 августа 2000 года, сформирован "мягкой ротацией" в ноябре 2000 - декабре 2001 года из представителей органов исполнительной и законодательной власти регионов, работающих в Совете Федерации на постоянной основе. Срок полномочий палаты в целом не ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком полномочий представляемого им органа власти региона. Согласно Конституции РФ 1993 года, регламентируются только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств, что подчеркивает исключительную компетенцию Совета Федерации и невмешательство одной палаты в ведение дел другой.

       В последнее время как в неофициальных, так порой и неофициальных кругах Совет Федерации Федерального Собрания РФ именуют второй палатой или сенатом[2], а членов Совета Федерации - сенаторами.

 

3. Полномочия

 

          Совет Федерации Федерального Собрания РФ имеет широкий спектр полномочий, основные из которых перечислены в статье 102 Конституции Российской Федерации.

Условно полномочия Совета Федерации можно  разделить на законодательные, кадровые и прочие:

Законодательные:

Совет Федерации может одобрить или  отклонить принятый Государственной  Думой (ст. 105, 108 Конституции РФ):

·                   федеральный закон;

·                   федеральный конституционный закон;

·                   закон о поправках к Конституции.

Федеральный закон может быть одобрен простым  большинством голосов либо пассивным  образом - путем не рассмотрения его в 14-дневный срок (ст.105 Конституции РФ) - однако этот механизм не может быть применен, если закон относится к списку законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ):

·                   по вопросам федерального бюджета;

·                   федеральных налогов и сборов;

·                   финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

·                   денежной эмиссии;

·                   ратификации и денонсации международных договоров;

·                   статуса и защиты государственной границы, войны и мира.

Законы, одобренные Советом Федерации, передаются на подпись Президенту Российской Федерации. Двумя третями (112 голосов) Совет  Федерации преодолевает вето Президента; тремя четвертями (126 голосов) - одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции (ст.107, 108 Конституции РФ).

Кадровые:

·                   отрешение Президента РФ от должности (двумя третями голосов)

·                   назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; утверждение членов Президиума Верховного Суда;

·                   назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение заместителей Генерального прокурора;

·                   назначение двух представителей Совета Федерации в Национальном банковском совете (НБС);

·                   назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

·                   назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

·                   назначение представителей Совета Федерации в Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации;

·                   назначение одного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

Прочие:

·                   утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

·                   утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

·                   утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

·                   решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

·                   назначение выборов Президента РФ.

         Наряду с этим, Совет Федерации вправе проводить собственные заседания. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Согласно  Конституции Российской Федерации  заседания Совета Федерации являются открытыми, однако, в случаях предусмотренных  регламентом палаты, Совет Федерации  вправе проводить закрытые заседания.[3]

        Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

Ø    послания и обращения Президента РФ;

Ø    поправки к гл. 3-8 Конституции РФ;

Ø    проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации;

Ø    предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;

Ø    предложения о направлении запросов в Конституционный Суд;

Информация о работе Совет Федерации как субъект управления финансовой системой