Современная финансовая политика России и оценка ее результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 10:12, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. При этом объектом анализа является экономическая политика страны, а предметом – одна из ее составных частей – финансовая политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Финансовая политика: содержание, цели, задачи и типы 4
2. Финансовый механизм 8
3. Финансовая политика Российской Федерации на современном
этапе 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Задачи, поставленные в данном бюджетном послании, в целом последовательно реализовываются.

В настоящее время бюджетное  планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Воздействие мирового финансового кризиса 2008 г. на российскую экономику было смягчено благодаря проведенной бюджетной реформе, заблаговременно созданным рядом инструментов и резервов.

Реальный объем ВВП  России за 2009 г. сократился на 7,9 % по сравнению с предыдущим годом. При этом по прогнозу властей, спад должен был достичь 8,5 %. В 2010 г. ситуация не стабилизировалась. После достаточно устойчивого восстановительного роста в IV квартале 2009 года в начале наступившего года образовалась пауза в экономическом развитии. В январе темпы роста экономики заметно замедлились, а в феврале произошло падение по большинству макроэкономических показателей.

В результате резкого падения государственных  доходов в условиях мирового финансового кризиса был скорректирован бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7% ВВП, около 2 936 910 907,6 тыс. рублей. Согласно прогнозу Минфина, в ближайшие два года проблемы финансирования государственных расходов будут решаться за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В настоящее время Бюджетная политика РФ должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Она должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Для выполнения этих целей, необходимо решить ряд основных задач:

  1. Обеспечить исполнение социальных обязательств;
  2. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
  3. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. При этом контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов;
  4. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда;
  5. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;
  6. Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур;
  7. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
  8. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала;
  9. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения;
  10. Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. [6]

По принятому трёхлетнему  бюджету на период 2008 – 2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов, что приведет к увеличению государственного долга. Предполагается, что объем государственного долга в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличится на 40,2%. Внешний государственный долг на 1 января 2009 г. составлял 2,9% к ВВП, на 1 января 2010 г. – 3,5% к ВВП, в последующих годах так же ожидается увеличение внешнего госдолга. Аналогичная ситуация и по внутреннему госдолгу, который на 1 января 2009 г. составлял 3,6% к ВВП, а на 1января 2010 г. – 6,2% к ВВП.

Основные направления  долговой политики на 2010 – 2012 гг. представлены в составе основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг., согласно которому политика в области государственного долга РФ на 2010 – 1012 гг. будет направлена на:

  1. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
  2. Развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  3. Активное использование инструмента выдачи государственных гарантий РФ.

Важной частью финансовой политики является налоговая политика. Налоговая политика представляет собой деятельность органов представительной и исполнительной государственной власти, осуществляемую в рамках общей финансовой политики по комплексному решению вопросов налогообложения юридических и физических лиц для реализации целей и интересов государства на конкретном этапе его исторического развития. [13, С. 48]

Налоговая политика выполняет  две функции: фискальную и контрольную. Выполняя фискальную функцию, налоговая политика обеспечивает мобилизацию доходов налогоплательщиков в бюджеты бюджетной системы РФ, а с помощью контрольной функции налоговые органы осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением их в бюджетных фонд государства.

"Основные направления  налоговой политики в РФ на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством РФ, предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и были частично реализованы по следующим направлениям:

  1. Совершенствование налога на прибыль организаций:
  • начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
  • изменения, внесенные в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников;
  • был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
  • начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях и др.
  1. Совершенствование налога на добавленную стоимость:
  • для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал, позволяющий снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков;
  • в целях уточнения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установлены особенности определения налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам;
  • с 1 января 2009 года уточнен порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению, с целью ускорения возмещения налога и другие поправки и изменения.

3. Индексация ставок акцизов. В связи с уточнением размеров планируемой инфляции при составлении проекта федерального бюджета на 2009 – 2011 годы ставки акцизов были проиндексированы среднем до 10 процентов ежегодно (за исключением нефтепродуктов и табачных изделий).

4. Совершенствование налога  на доходы физических лиц.

  • начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
  • изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках;
  • увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей и другие поправки.

5. Введение налога на  недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога  на имущество физических лиц.

6. Совершенствование налога  на добычу полезных ископаемых, направленное на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых режимов, результатом которого стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов. 

8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

9. Совершенствование налогового администрирования для обеспечения эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. [8]

К настоящему времени в  Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы. В ходе проведенной  в Российской Федерации налоговой  реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. С одной стороны, налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010 – 2012 гг. отмечается, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Для достижения поставленных целей предстоит обеспечить реализацию ранее поставленных задач и в том числе следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

  1. Повышение эффективности налогового администрирования. Без налогов государство не может существовать. В настоящее время, в связи с экономическим кризисом, доходы государства резко упали. В данном положении бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Необходимо законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.
  2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. С 1 января  2010 года ЕСН заменен страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования. В связи с тем, что увеличение налоговой нагрузки на бизнес в условиях кризиса не представляется целесообразным в 2010 г. общая ставка взносов останется на уровне 2009 г. Изменится только природа этого налога. Однако запланировано, что с 2011 г. ставка взносов начнет повышаться, в частности с 01.01.2011 страховые взносы повысятся до 34% от фонда оплаты труда. При этом все организации, включая организации с упрощенной системы налогообложения, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам. Принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут – при прочих равных условиях – к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года). Необходимо проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.
  3. Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.
  4. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
  5. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. В 2010 году необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.
  6. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
  7. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.
  8. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежание двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
  9. Повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
  10. Оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций. [6]

Цель социальной политики – это повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. Социальная политика должна охватывать все аспекты жизни людей – улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальную защиту и гарантии населения, проблемы занятости, совершенствование национальных отношений и пр. Для оживления условий социальной активности необходимо оздоровление экономики страны.

В кризисный период государственная  поддержка населения необходима. Несмотря на значительный дефицит федерального бюджета, правительство сохранило на докризисном уровне большинство социальных расходов. Причем, по целому ряду направлений государство увеличило госфинансирование.

Проект федерального бюджета  на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. имеет социальную  и инновационную направленность. В бюджете были сохранены ключевые федеральные социальные обязательства, заявленные в 2008-2009 гг. В данном проекте особое внимание было обращено на необходимость финансового обеспечения решения приоритетных задач в сферах здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.

В Бюджетном послании Президента РФ указаны направления бюджетных расходов и подходы, которые необходимо выполнить для повышения уровня и качества жизни граждан России:

  1. Реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда. В связи с кризисом в 2008-2009 гг. резко увеличилось количество безработных. Правительством были предприняты ряд мер, направленные на улучшение ситуации на рынке труда. Однако, в 2010 г. численность регистрируемых безработных продолжает увеличиваться. Численность официально зарегистрированных безработных за ноябрь 2009 г. возросла на 27 тыс. человек и достигла 2,041 млн. человек или 2,7% экономически активного населения. По сравнению с ноябрем 2008 г. численность этой категории безработных увеличилась на 737 тыс. человек. По данным февраля 2010 г. к январю этого года регистрируемая безработица увеличилась на 93 тыс. человек и составила 2,3 млн. человек или 3,1% экономически активного населения.

В федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено выделить 36,3 млрд. руб. на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации:

Информация о работе Современная финансовая политика России и оценка ее результативности