- организация
общественных работ, временного трудоустройства
работников организаций в случае угрозы
увольнения;
- опережающее
профессиональное обучение работников
организаций, находящихся под риском увольнения,
стажировка выпускников образовательных
учреждений в целях приобретения опыта
работы;
- содействие
самозанятости безработных граждан и
стимулирование создания гражданами,
из числа безработных, открывших собственное
дело, дополнительных рабочих мест для
трудоустройства безработных граждан;
- оказание
адресной поддержки гражданам в целях
их переезда для работы в другую местность;
- опережающее
профессиональное обучение штурманов
и бортинженеров, увольняемых в связи
с реорганизацией и (или) переходом организаций
воздушного транспорта гражданской авиации,
осуществляющих перевозки, на эксплуатацию
современных воздушных судов;
- содействие
трудоустройству инвалидов;
- контроль
за движением иностранной рабочей силы
в РФ для сохранения приоритетного права
российских граждан на занятие вакантных
рабочих мест на национальном рынке труда;
- введение
законодательной нормы о возможности
приобретения иностранными гражданами
патентов, на основании которых они смогут
легально пребывать и осуществлять указанный
вид трудовой деятельности на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Предполагается, что благодаря
реализации данных мер в 2010 году удастся
удержать прогнозную численность безработных
граждан, зарегистрированных в органах
службы занятости, на уровне 2009 года (2,2
млн. человек). [11]
- Финансовое
обеспечение пенсионной реформы, которая
должна обеспечить достойный уровень
жизни пенсионерам. С 1 января 2010 года повышен
уровень пенсионного обеспечения граждан
путем введения механизма валоризации
(повышения) денежной оценки пенсионных
прав пенсионера. Введен новый вид адресной
социальной помощи - социальная доплата
к пенсии (федеральная или региональная)
для малоимущих неработающих пенсионеров,
с тем, чтобы общая сумма материального
обеспечения пенсионера не могла быть
ниже величины прожиточного минимума
пенсионера, установленного в субъекте
Российской Федерации. В результате проведенной
валоризации в феврале 2010 г. реальные располагаемые
денежные доходы населения увеличились
по сравнению с февралем 2009 г. на 2,4%.
- Безусловное
выполнение социальных обязательств государства
с одновременным повышением адресности
социальной помощи. Средства, направленные
на социальную поддержку должны получать
именно те, кому они необходимы.
- Обеспечение
полноценной реализации приоритетных
национальных проектов, сконцентрировав
усилия на распространении наилучшего
опыта, полученного в предшествующие годы.
- Стимулирование
прогрессивных структурных сдвигов в
экономике. Четкое определение приоритетов
в расходовании бюджетных средств.
- Финансовое
обеспечение модернизации армии и формирования
ее качественно нового облика отвечающего
характеру современных угроз и соответствующего
положениям Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года. [6]
- Развитие
человеческого капитала. В сфере образования
будет дополнительно выделено 30 млрд.
рублей на цели обновления исследовательской
и лабораторной базы, программы научных
обменов, привлечение лучших ученых, в
том числе соотечественников из-за рубежа.
В сфере здравоохранения в целях повышения
доступности и качества медицинской помощи
будут реализованы меры по совершенствованию
законодательства в этой сфере, в том числе:
- создан
механизм для повышения прозрачности
и финансово-хозяйственной самостоятельности
учреждений здравоохранения в условиях
изменения законодательства об организационно-правовых
формах учреждений здравоохранения;
- осуществлена
конкретизация Программы государственных
гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи
и определение медицинских услуг, оказываемых
за плату;
- сформирована
база для перехода на преимущественно
одноканальное финансирование расходов
на медицинскую помощь через систему обязательного
медицинского страхования, включая единые
правила начисления и уплаты страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения;
- усовершенствовано
государственное регулирование цен на
необходимые и важнейшие лекарственные
средства в целях повышения их доступности
для населения. [11]
Важным рычагом воздействия
на предпринимательскую деятельность
субъектов хозяйствования и экономику
страны является инвестиционная политика – составная
часть финансовой политики. При помощи
инвестиционной политики государство
непосредственно может воздействовать
на темпы объема производства, на ускорение
НТП, на изменение структуры общественного
производства и решение многих социальных
проблем.
Под инвестиционной политикой
государства понимается комплекс проводимых
государством мероприятий, направленных
на создание благоприятных условий для
всех субъектов хозяйствования с целью
оживления инвестиционной деятельности,
подъема экономики, повышения эффективности
производства и решения социальных проблем.
Основными целями инвестиционной политики
государства являются мобилизация финансовых
ресурсов, необходимых для инвестиционной
деятельности, преодоление спада инвестиционной
активности, повышение эффективности
капитальных вложений, увеличение экономического
потенциала государства.
Основные
направления инвестиционной политики
состоят в следующем:
- Определение
приоритетов в финансировании инвестиционной
деятельности. Сейчас
приоритеты отдаются финансированию государственных
целевых программ. В Российской Федерации
приняты и финансируются из федерального
бюджета десятки федеральных целевых
программ. Среди них президентская программа
"Дети России" на 2007 - 2010 гг., ФЦП "Жилище"
на 2002-2010 гг., ФЦП "Электронная Россия"
на 2002-2010 гг., ФЦП "Культура России на
2006-2010 гг., ФЦП "Развитие инфраструктуры
наноиндустрии" на 2008-2010 гг., ФЦП "Реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации на 2009-2013 годы,
Программа "Социальное развитие села
до 2012 года", Программа "Предупреждение
и борьба с социально значимыми заболеваниями"
на 2007 - 2011 годы, Программа "Модернизация
транспортной системы России" на 2002-2010
годы, Программа "Социальная поддержка
инвалидов на 2006 – 2010 годы" и другие.
- Предоставление
субсидий из бюджета жизненно важным отраслям
народного хозяйства на осуществление
инвестиционной деятельности.
- Расширение
прав предприятий-инвесторов в инвестировании
средств, отчисляемых из прибыли предприятий
и амортизационных отчислений.
- Сокращение
государственного бюджетного финансирования
инвестиций и соответственно увеличение
сферы негосударственного инвестирования.
В 2007 – начале 2008 гг. в экономике
сохранялся инвестиционный подъем, обусловленный
значительными экспортными доходами,
увеличением государственных инвестиций
и благоприятным инвестиционным климатом
в стране в целом. С мая 2008 года началось
замедление инвестиционной активности,
которое в 2009 году переросло в резкое сокращение
инвестиций.
Наибольшего масштаба сокращение
инвестиций достигло в мае 2009 года
(на 24,8% к соответствующему периоду прошлого
года). C октября началось замедление падения:
в октябре инвестиции в основной капитал
уменьшились на 13,8%, в ноябре – на 11,9%, в
декабре – на 4,9% к аналогичному периоду
прошлого года. В целом за 2009 год инвестиции
сократились на 16,2 процента.
На восстановление инвестиционной
активности в экономике была направлена
политика Банка России, уменьшавшего ставку
рефинансирования в 2009 году 10 раз. С 24 апреля
2009 года по 24 февраля 2010 года ставка рефинансирования
снижена с 12,5% до 8,5 процента. Кроме того,
к основным факторам, оказавшим положительное
влияние на инвестиционную активность
в 2009 году, можно отнести улучшение внешнеэкономической
конъюнктуры и рост объема капиталовложений
из федерального бюджета (более чем на
40% к уровню 2008 года). [9]
По данным об инвестиционной
деятельности крупных и средних
организаций, почти 30% всего сокращения
инвестиций в основной капитал обусловлено
снижением инвестиций в строительном
комплексе, почти 20% - в высокотехнологичном
комплексе. При этом возросли инвестиции
в основной капитал топливно-энергетического
комплекса: незначительно снизились инвестиции
в добычу нефти и газа (менее 10%), в энергетику
– на 0,2% (в том числе инвестиции в производство
электроэнергии увеличились на 33,5%) и на
36,8% возросли инвестиции в производство
нефтепродуктов, более чем на 53% - в трубопроводный
транспорт.
В 2009 году стабильно финансировались
инвестиции в основной капитал за
счет бюджетных средств, инвестиции
за счет средств федерального бюджета
возросли на 21,9 процента. В сфере образования
и здравоохранения главные источники
инвестирования, по-прежнему остаются
бюджетные средства
По данным антикризисной
программы на 2010г. Внешэкономбанк и Инвестиционный
фонд РФ будут в полном объеме переключены
на исполнение функций, для которых они
были созданы - обеспечение долгосрочных
инвестиций в ключевые проекты, в первую
очередь в создание новых производств:
- Будет
активизирована политика привлечения
инвестиций, в том числе через проведение
активной работы с инвесторами, выстраивания
более простых и быстрых административных
процедур согласования запуска новых
инвестиционных проектов.
- Будет
обеспечено привлечение и сопровождение
долгосрочных иностранных инвестиций
путем создания совместных с иностранными
инвесторами фондов инвестиций в стратегических
секторах, требующих модернизации (сельское
хозяйство, фармацевтика, доступное жилье,
инфраструктура и т.д.).
- Во
второй половине года ожидается существенное
облегчение условий кредитования.
Планируется восстановить рост
инвестиций в основной капитал в 20010
г. на 2,9 процента. Высокие цены на сырье
будут способствовать не только росту
доходов экспортеров, но и в целом снижению
рисков и желанию инвестировать. Кроме
роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается,
что инвестиции дополнительно вырастут
за счет их наращивания в сельском хозяйстве,
транспорте (включая трубопроводный транспорт
и дорожное хозяйство) и связи. [11]
Главной задачей
инвестиционной политики является создание условий для того, чтобы, инвесторам
было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из
России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного
капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая политика является
составной частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются
главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем
финансовых ресурсов, их источники
и направления использования, разрабатывается
механизм регулирования и стимулирования
финансовыми методами социально - экономических
процессов.
Финансовый кризис, разразившийся
в 2008 г. сильно отразился на социально
- экономическом развитии страны. Для
улучшения положения, поддержки населения
и выхода из кризиса необходимо проведение
активной финансовой политики, направленной
на предотвращение рецессии и стимулирование
экономического роста.
В Послании Федеральному Собранию
Президент РФ Д. А. Медведев отразил
актуальную проблему социально-экономического
развития: "Надо признаться, что в
предыдущие годы мы сами недостаточно
сделали для решения унаследованных
от прошлого проблем. Мы так и не
избавились от примитивной структуры
экономики, от унизительной сырьевой зависимости,
не переориентировали производство
на реальные потребности людей. Привычка
жить за счет экспорта по-прежнему тормозит
инновационное развитие. Российский
бизнес до сих пор предпочитает торговать
тем, что создано в других странах,
а конкурентоспособность нашей продукции
позорно низка".
В кризисной ситуации высшим приоритетом
государства является поддержка
людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Проводится расширенная социальная политика
в различных направлениях, основными из
которых на сегодняшний день являются:
– индексация пенсий, с
целью обеспечения пенсионеров
уже в 2010 г. доходами не ниже прожиточного
минимума;
– обеспечение всех ветеранов
жильем. На данную цель выделено около
46 миллиардов рублей, что позволит улучшить
жилищные условия более чем 34 тысячам
ветеранов;
– проводятся масштабные программы
поддержки занятости населения, более
чем в 1,5 раза повышен максимальный размер
пособия по безработице, создаются временные
и постоянные рабочие места, оказывается
адресная поддержка людям, которые остро
нуждаются в ней.
Финансовая политика, представляющая
собой совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций, оказывает огромное
влияние на уровень и темпы
развития страны. Политика, проводимая
правительством в области финансов, неоднозначна.
Она содержит как положительные стороны,
так и много отрицательных моментов, которые
особенно заметны в периоды кризиса.
По мнению Президента РФ в
России необходимо проводить модернизацию
всех составных элементов финансовой
политики: бюджетной, социальной, налоговой,
инвестиционной. Постоянным направлением
деятельности исполнительной власти должна
стать оптимизация бюджетных расходов.
Правительству необходимо разработать
и реализовать комплекс мер по созданию
долгосрочных стимулов к повышению качества
оказываемых государственных услуг, по
обеспечению ответственности за результаты
использования бюджетных средств и своей
деятельности в целом.
Экономический рост страны не
является самоцелью – важно его
качество, предполагающее распространение
эффекта роста на социальную обеспеченность
граждан, а также устойчивый характер
роста, обеспечиваемый качественными
изменениями в экономике.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон " О
федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг." № 204-ФЗ от 24.11.2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
- Федеральный закон " О федеральном
бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг." № 308-ФЗ от 02.12.2009 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
- Послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ от
12.11. 2009 гг. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://minfin.e-baikal.ru/norm/posl
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ "О бюджетной политике в
2008 – 2010 гг." [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://minfin.e-baikal.ru/norm/posl
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ "О бюджетной политике в
2009 – 2011 гг." [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://minfin.e-baikal.ru/norm/posl
- Бюджетное послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ "О бюджетной политике в
2010 – 2012 гг." [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.inesp.ru/library/index.php?sphrase_id=17651
- Доклад о результатах и основных направлениях
деятельности на 2010 – 2012 гг. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
- Основные направления налоговой политики
РФ на 2010г и на плановый период 2011 и 2012
гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/doc88298.html
- О текущей ситуации в экономике РФ в январе
–феврале 2010 г. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100323_02
- Об итогах социально-экономического
развития РФ в 2009 г. [Электронный ресурс]
– Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100203_01
- Основные направления антикризисных
действий правительства РФ на 2010 г. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://premier.gov.ru/anticrisis/3.html
- Проект бюджетной
стратегии РФ на период до 2023 г. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ru/