Создание международного финансового центра в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Изучение мирового опыта представляет большой интерес, для вступления в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры - Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Сингапур и др

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая основа. Международные финансовые потоки и мировые финансовые центры
1.1 Движение мировых финансовых потоков
1.2 Факторы участия национальных финансовых рынков
1.3 Характеристика мировых финансовых центров

Глава 2. Исследование. Создание международного финансового центра в России
2.1 Развитие Москвы как международного центра

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

В России проект создания регионального финансового центра до сих пор находится лишь в центре профессиональных дискуссий, до практических дел еще далеко.

Результаты этого бездействия налицо -- в уже упоминавшемся Индексе глобальных финансовых центров Москва по состоянию на март 2008 года занимает 56-е место из 59. При этом в мартовской версии индекса прошлого года Москва занимала 45-е место из 46, а в версии сентября 2007-го ушла за пределы первой полусотни http://finis.rsue.ru/2000_N1/sovrtend_fin.htm.

Думается, есть, по крайней мере, две значимые причины, по которым стоит приступить к формированию в России международного финансового центра. Точнее - к позиционированию финансовой системы России в качестве площадки для международных операций с финансовыми активами и обязательствами.

Первая. Активизация процессов региональной финансовой интеграции, которая в среднесрочной перспективе должна будет затронуть и постсоветское пространство.

Нестабильность глобальных рынков и ослабление позиций доллара ускорит концентрацию различных стран вокруг региональных «полюсов» финансовой мощи. Международные финансовые центры , сильная, востребованная мировой экономикой валюта - необходимые атрибуты такой мощи. В рамках этих процессов усилится стремление постсоветских стран к интеграции с теми или иными «полюсами» для защиты от глобальных рисков и стабилизации потоков капитала. Россия может попытаться сформировать на постсоветском пространстве самостоятельный «полюс». Если этого не произойдет, постсоветское пространство, вероятно, будет втягиваться в сферы влияния других «полюсов» (Еврозона, страны Восточной Азии, страны Персидского залива).

Вторая причина - ожидаемое в среднесрочной перспективе изменение макроэкономических механизмов, обеспечивающих силу и устойчивость рубля. Сейчас эта сила базируется на масштабных чистых доходах от внешней торговли, то есть на превышении экспорта над импортом. Однако импорт стремительно растет, и в течение ближайших лет ситуация может кардинально измениться. В этих условиях устойчивость рубля станет определяться не внешнеторговыми доходами, а устойчивостью притока капитала. Позиционирование России в качестве одного из международных финансовых центров, а рубля - в качестве одной из значимых мировых валют поможет решить эту задачу.

Россия обладает рядом стратегических конкурентных преимуществ, которые при условии решения нормативно-регулятивных и инфраструктурных проблем обеспечат ей роль весьма значимого узла в системе международных финансовых потоков Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня вопросов по их реализации» // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, № 48, ст. 5639.

Прежде всего, российские компании обладают существенным потенциалом для дальнейшего роста капитализации (за счет выхода на финансовый рынок значительного числа компаний «среднего звена» и процесса формирования новых крупных транснациональных компаний с российским капиталом).

Кроме того, страна обладает значительным масштабом валютных резервов, превращающих российские монетарные власти в значимого игрока на мировых финансовых рынках.

Добавим к этому потенциал позиционирования рубля в качестве одной из валют для расчетов на мировом энергетическом рынке в условиях снижения роли доллара и возникновения новых сегментов этого рынка (СПГ).

Отметим особую роль столицы России в качестве одного из главных «мировых городов», а также важного коммуникационного узла в системе международных хозяйственных связей. Согласно исследованиям группы GaWC (Globalization and World Cities Study Group, университет Лафборо, Великобритания) Москва относится к числу городов с наиболее тесным включением в систему международных бизнес-связей. Уже сейчас по этому показателю российская столица позиционируется на уровне Цюриха, Вены, Гамбурга, Стокгольма, Варшавы. В рамках данной системы Москва выполняет функцию «ворот», через которые компании, базирующиеся в глобальных (Нью-Йорк, Лондон) и ключевых европейских (Амстердам, Париж, Брюссель, Франкфурт) центрах, выходят на контрагентов в странах бывшего СССР.

Такое сочетание обуславливает значительный потенциал для концентрации в Москве региональных управляющих подразделений международных компаний.

Безусловно, важнейшими условиями формирования МФЦ являются развитие конкурентоспособной биржевой инфраструктуры, а также создание дружественной для международных инвесторов среды регулирования и налогообложения.

Однако в последнем случае важно не перейти за «красную линию». Привлекательность российских рынков не должна обеспечиваться ценой превращения России в налоговый и регулятивный офшор.

Для обеспечения привлекательности рынков должны быть предложены другие, более веские аргументы, вытекающие из тех стратегических преимуществ в финансовой сфере, которыми располагает Россия.

В первом приближении можно назвать следующие направления действий, которые позволят актуализировать эти преимущества.

Первое. Постепенный перенос облигационных и других заимствований крупных государственных компаний на внутренние рынки с повышением в структуре этих заимствований доли рублевых инструментов.

Второе. Стимулирование развития стратегически значимых, с точки зрения формирования МФЦ, сегментов рынка финансовых услуг - с использованием для этих целей ресурсов институтов развития и бюджетных фондов.

Речь идет в первую очередь о поддержке формирования сегмента конкурентоспособных инвестиционных банков с преимущественно российским капиталом, развитии рынков производных финансовых инструментов (фьючерсы, включая товарные, опционы, свопы), российских депозитарных расписок, синдицированных кредитов.

Третье. Поддержка участия российских компаний и банков на рынках стран СНГ, а также Восточной Европы, создание благоприятных условий для взаимных инвестиций. В числе основных инструментов - формирование на базе ВЭБа системы поддержки прямых инвестиций российских компаний и банков на рынках стран СНГ и Восточной Европы; поддержка слияния ведущих российских фондовых бирж с биржами стран ближнего зарубежья; формирование на базе Евразийского банка развития (ЕАБР) развитой системы поддержки совместных инвестиционных проектов российских компаний и компаний стран ближнего зарубежья.

Четвертое. Развитие валютной и финансовой интеграции России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением ресурсов из официальных валютных резервов для страхования рисков такой интеграции. Здесь речь может идти прежде всего о поддержании постоянных прямых котировок валют стран ближнего зарубежья на межбанковском рынке, клиринге взаимных требований между ЦБ РФ и центральными банками стран ближнего зарубежья, создании совместных механизмов обеспечения финансовой устойчивости стран ЕврАзЭС Солнцев О. Как попасть в центр // «Российская бизнес-газета», № 667, 19.08.2008.

Почему именно Москву предлагается сделать финансовым центром, ведь в некоторых странах такими центрами являются не столицы? Москва может претендовать стать финансовым центром и по месторасположению, и по притягательности облика города, и в силу притяжения к ней постсоветских государств, а также, в определенной степени, и стран Восточной Европы. Это - современный европейский город.

Столица консолидирует на своей территории большую часть ведущих финансовых организаций: страховые и пенсионные фонды, банки, биржи РТС и т.д. Она - абсолютный монополист в России по числу кредитных организаций, через которые проходит более 80% финансовых ресурсов страны, количеству страховых компаний на душу населения, а также по объемам добровольного страхования.

Москва является третьим городом мира по размерам городского бюджета, который в 2007 г. превысил 40 млрд. долл., уступив только Токио (55 млрд. долл.) и Нью-Йорку (50 млрд. долл.), но опередив Лондон, Сеул и Пекин. В 2000-2007 гг. номинальные доходы города выросли более чем вчетверо - со 177,3 до 740,6 млрд. руб Распоряжение Правительства Москвы от 27.05.2008 № 1145-РП «О подготовке и проведении в городе Москве международной конференции «Перспективы развития Москвы как международного финансового центра: мировой опыт, стратегия, тактика».

Правительством Москвы поставлена и реализуется задача по разработке стратегии развития столицы на период до 2025 г. Городские власти пришли к пониманию важности данного вопроса. На прошедшем в апреле XIX съезде АРБ первый заместитель мэра Москвы Ю.В. Росляк подчеркнул, что перед городскими властями стоит задача превращения ее в мировой финансовый центр.

Каковы основные черты города - международного финансового центра? Прежде всего, это центр сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения разнообразных международных финансовых операций. Любой финансовый центр характеризуется экономикой масштабного роста; устойчивой национальной валютой; массовым владением акционерным капиталом и либеральным регулированием (рынки капитала функционируют по четким правилам, но без лишних вмешательств).

Следует подчеркнуть, что международные финансовые центры (МФЦ) постепенно превращаются в мощные организационно-управленческие и информационно-аналитические комплексы, обладающие значительным финансовым потенциалом. Они привлекают инвестиционные ресурсы в страну и делают ее экономику более конкурентоспособной; влияют на состояние валюты страны пребывания и увеличивают доходную часть бюджета государства.

Кроме того, МФЦ участвуют в формировании долгосрочных стратегий укрепления и расширения мировой финансовой системы; разрабатывают правила игры на мировых финансовых рынках; создают возможности для предприятий напрямую выходить на фондовые рынки, а также занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики различных стран.

Всемирно известный экономист Дж. Фридман в качестве критериев выделения городов-лидеров, играющих важнейшую роль в мировой экономике и международных отношениях, предложил использовать следующие показатели: численность населения, оплата труда, масштабы развития финансовой деятельности, количество штаб-квартир транснациональных компаний, роль в международной политике (в том числе размещение руководящих органов крупных международных организаций), высокие темпы роста сектора деловых услуг (город как бизнес-центр), масштаб и уникальность городской экономики, развитость сети транспортных и иных инфраструктурных коммуникаций.

По численности населения Москва является вторым по величине городом в мире (после Токио, где проживает 12 570 000 человек). Однако конкурентоспособность мирового города определяется не просто количеством жителей или размером территории, но в первую очередь степенью его включенности как в мировые финансовые и информационные процессы, так и в мировую практику управления этими потоками.

Характеристика мирового города включает в себя наличие не только финансовых, но и интеллектуальных ресурсов. Доходы и уровень жизни выше там, где более высок удельный вес людей с высшим образованием, а также больше культурных центров. Наличие в городе значительного числа научных заведений, музеев, историко-архитектурных памятников делает его более привлекательным для приезжих бизнесменов.

Страна может быть ведущей в мире, если у нее есть развитый финансовый рынок. Не может быть экономически и политически влиятельной страны, если там низкий уровень жизни населения и не развита экономика. Но ведь в основе развитой экономики и высокого уровня жизни лежит развитый финансовый рынок. Это не требует доказательств.

Банковское сообщество руководствуется лозунгом: Россия должна войти в число реальных стран-лидеров не по количеству оружия и ядерных боеголовок, а в первую очередь по экономическому развитию. Сделать это возможно через подъем финансового рынка, развития его до уровня рынков ведущих стран мира.

Для этого необходимым, хотя и недостаточным, условием является наличие МФЦ. Экономически развитые страны могут не иметь значительного количества полезных ископаемых, развитого производства или сельского хозяйства. Однако у всех на территории есть города, являющиеся финансовыми центрами с международным статусом. Например, в США - это Нью-Йорк и Чикаго, в Японии - Токио; в Германии - Франкфурт-на-Майне, в Великобритании - Лондон; в Швейцарии - Цюрих и Женева.

Развитие Москвы вовсе не означает умаления роли других уже сложившихся «финансовых городов»: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и т.д. Региональные финансовые рынки, безусловно, должны и будут развиваться, но без размывания статуса Москвы. Кроме того, они могут быть специализированными. Санкт-Петербург, например, может стать центром мирового масштаба по торговле энергоресурсами, Владивосток - по торговле морепродуктами.

История показывает, что практически все известные города имеют свою специфику: Париж и Милан - признанные столицы моды; Барселона, Рим, Венеция - туризма; Канны, Юрмала - города, известные благодаря музыкальным и кинофестивалям; Нью-Йорк, Лондон, Токио - финансовые центры; Рио-де-Жанейро- город карнавала, Лас-Вегас - игорный бизнес; Карловы Вары - мировая здравница и т.д.

О необходимости создания в России мирового финансового центра сказал в выступлении 08.02.2008 на расширенном заседании Государственного Совета В.В.Путин: «Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры - до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров».

С аналогичным тезисом на V Красноярском экономическом форуме 15.02.2008 выступил Д.А.Медведев: «Сейчас в финансовом мире определяются правила игры на будущее. Идет пересмотр роли основных резервных валют. И мы просто обязаны этим воспользоваться и предпринять ряд действий, направленных на достижение заявленной Президентом долгосрочной цели -- стать одним из крупнейших мировых финансовых центров... ».

Думается, сегодня Москве сложно стать столицей моды, мирового туризма и тем более мировой здравницей. Правительство столицы довольно часто подчеркивает индустриальный характер города. Во многих принимаемых документах отмечается ведущая роль промышленности в судьбе города, регулярно принимаются программы ее развития. Однако сейчас мы нуждаемся именно в финансовой специализации. Это очень важно для подъема экономики всей страны.

Информация о работе Создание международного финансового центра в России