Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:29, контрольная работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.
Введение
1. Сущность и функции федерального бюджета 3
1.1. Сущность федерального бюджета 5
1.2. Функции федерального бюджета 6
2. Понятие доходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 9
2.1 Понятие доходов федерального бюджета РФ 9
2.2. Анализ состава и структуры доходов РФ за 2008-2010 г.г. 12
3. Понятие расходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 17
3.1 Понятие расходов федерального бюджета РФ 17
3.2. Анализ состава и структуры расходов РФ за 2008-2010 г.г. 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Вторую группу составляют неналоговые доходы – 7%, в их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов – 1,0% (Федеральный дорожный фонд. Федеральный экологический фонд. Фонд развития таможенной системы и др.).
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
Таблица 1.
Доходы Федерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(, млрд.руб)
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоги на прибыль, доходы |
761,13 |
165,65 |
214,71 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
506,77 |
496,09 |
19,03 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 123,62 |
1 157,90 |
1 348,15 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 169,07 |
882,79 |
965,03 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 637,52 |
974,83 |
1 104,46 |
Государственная пошлина |
33,68 |
31,21 |
56,96 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,87 |
0,87 |
0,00 |
Доходы от
внешнеэкономической |
3 584,95 |
2 519,92 |
2 750,30 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
150,54 |
103,17 |
263,87 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
111,77 |
59,66 |
62,13 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
114,03 |
106,86 |
123,26 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
22,12 |
14,80 |
16,06 |
Административные платежи и сборы |
4,54 |
5,33 |
5,26 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,18 |
5,30 |
5,32 |
Прочие неналоговые доходы |
39,56 |
22,98 |
12,02 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
6,24 |
164,31 |
0,72 |
Безвозмездные поступления |
1,34 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
0,02 |
2,14 |
2,73
|
Всего доходов |
9 275,93 |
6 713,82 |
6 950,01 |
Таблица 2.
Динамика доходов Федерального бюджета
на 2008 –2010г.г.(млрд.руб)
Наименование |
Абсолютное изменение |
Относительное измене-ние |
Темп измене-ния |
Харак-тер изменения |
Налоги на прибыль, доходы |
-546,42 |
0,282 |
-71,8 |
спад |
Налоги и взносы на социальные нужды |
-487,74 |
0,037 |
-96,24 |
спад |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
224,53 |
1,199 |
19,9 |
рост |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
-204,04 |
0,825 |
-17,45 |
спад |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
-533,06 |
0,674 |
-32,55 |
спад |
Государственная пошлина |
23,28 |
1,69 |
69 |
рост |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
-0,87 |
0 |
-100 |
спад |
Доходы от
внешнеэкономической |
-834,65 |
0,767 |
-23,28 |
спад |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
113,33 |
1,753 |
75,3 |
рост |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
-49,64 |
0,56 |
-44 |
спад |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
9,23 |
1,08 |
8,09 |
рост |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
-6,06 |
0,726 |
-27,4 |
спад |
Административные платежи и сборы |
0,72 |
1,158 |
15,8 |
рост |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
-2,86 |
0,65 |
-35 |
спад |
Прочие неналоговые доходы |
-27,54 |
0,304 |
-69,6 |
спад |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет |
-5,52 |
0,115 |
-88,5 |
спад |
Безвозмездные поступления |
-1,34 |
0 |
-100 |
спад |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
2,71 |
136,5 |
13550 |
рост |
Итого: |
-2325,94 |
148,32 |
13032,27 |
- |
Налог на прибыль. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 595,48 млрд. руб., к 2010 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году уменьшился в 0,3 раза по темпам роста.
Налоги и взносы на социальные нужды. В 2008 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,4 раза по отношению к 2008 году, составив 487,74 млрд.руб.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. В 2010 году сумма показателя возрастает на 224,53 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 – 965,03 млрд. руб. на 204,04 млрд.руб..
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год составляет сумму 1637,52млрд. руб., на 2009 и 2010 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд. руб.
Государственная пошлина. На 2008 год поступления составляют сумму в 33,68 млрд. руб., на 2010 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2010 году возрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2008году.
Доходы от внешнеэкономической деятельности. В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 – 2750,30 млрд. руб. на 834,65 млрд.руб..
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Сумма этого показателя составляет 150,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 263,87млрд.руб.
Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и 2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходит снижение данного показателя на 52,11 млрд. руб. , в 2010 году идет небольшое увеличение суммы на 2,47 млрд.руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. В динамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 году увеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений уменьшаются. В 2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза по отношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб.
Административные платежи и сборы. Сумма этого показателя составляет 4,54 млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд. руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит 5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.
Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2008 год составляет 39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 году уменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Сумма данных доходов увеличивается, но только с 2008 по 2009 год от 6,24 млрд.руб. – 164,31 млрд.руб. . Далее следует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности увеличиваются от 0,02 млрд.руб. – 2,73 млрд.руб.Также идет увеличение удельного веса на 0,38%
Таким образом, за 2 года , 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на 2325,94 млрд.руб.
3. Понятие расходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры
3.1. Понятие расходов федерального бюджета РФ
Расходы федерального бюджета
– это экономические отношения,
возникающие в связи с
Расходы федерального бюджета
выполняют функции
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных расход
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Информация о работе Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ