Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:29, контрольная работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.
Введение
1. Сущность и функции федерального бюджета 3
1.1. Сущность федерального бюджета 5
1.2. Функции федерального бюджета 6
2. Понятие доходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 9
2.1 Понятие доходов федерального бюджета РФ 9
2.2. Анализ состава и структуры доходов РФ за 2008-2010 г.г. 12
3. Понятие расходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 17
3.1 Понятие расходов федерального бюджета РФ 17
3.2. Анализ состава и структуры расходов РФ за 2008-2010 г.г. 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам. Например: расходы делят по:
1. Экономической роли
в процессе производства –
на затраты, связанные с
2. Функциональному назначению
– на затраты, связанные с
содержанием аппарата-
А также расходы подразделяют на: а) капитальные – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (капитальные вложения); б) текущие – часть расходов бюджета функционирования органов государственной власти (субсидии, дотации на финансовую деятельность).
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются:
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 92% – на фундаментальные научные исследования, 81% – на правоохранительную деятельность, 58% – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольшую долю в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно третью часть всех бюджетных расходов. Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%). Третье место (15%) – расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – примерно 50%, на социальную политику – около 50%, культуру и искусство – около 20%.
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство – свыше 30%.
Федеральный бюджет – это важный инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируются фонды финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.
3.2. Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета
Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения расходов.
Таблица 3.
Расходы Федерального бюджета на 2008-2010 г.г.
Наименование расходов |
2008 |
2009 |
2010 | |||
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
839,4 |
10,83 |
959,3 |
9,7 |
1 186,7 |
12 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1040,9 |
13,4 |
1211,9 |
12,2 |
1 253,2 |
12,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
835,6 |
10,78 |
1006,3 |
10,1 |
1 062,4 |
10,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
1025 |
13,2 |
1845,7 |
18,6 |
1 347,1 |
13,6 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
129,5 |
1,7 |
142,9 |
1,44 |
137,7 |
1,4 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
10,2 |
0,13 |
13,3 |
0,13 |
12,2 |
0,1 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
355 |
4,6 |
413,1 |
4,16 |
398,7 |
4,03 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
88,9 |
1,15 |
114,7 |
1,15 |
108,2 |
1,09 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
278,2 |
3,6 |
348,2 |
3,5 |
332,6 |
3,4 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
293,6 |
3,8 |
331,3 |
3,3 |
328,7 |
3,3 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
2674,6 |
34,5 |
3544,6 |
35,7 |
3 719,4 |
37,68 |
ВСЕГО РАСХОДОВ: |
7750,9 |
100 |
9931,4 |
100 |
9 886,9 |
100 |
Таблица 4.
Динамика расходов Федерального бюджета 2008-2010 г.г.
Наименование |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Темп изменения |
Характер изменения | ||||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
2008 |
2009 | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
347,3 |
227,4 |
1,414 |
1,237 |
41,4 |
23,7 |
рост |
рост |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
212,3 |
41,3 |
1,204 |
1,034 |
20,4 |
3,4 |
рост |
рост |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
226,8 |
56,1 |
1,271 |
1,056 |
27,1 |
5,6 |
рост |
рост |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
322,1 |
-498,6 |
1,314 |
0,73 |
31,4 |
-27 |
рост |
спад |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
8,2 |
-5,2 |
1,063 |
0,96 |
6,3 |
-3,6 |
рост |
спад |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
2 |
-1,1 |
1,196 |
0,92 |
19,6 |
-8 |
рост |
спад |
ОБРАЗОВАНИЕ |
43,7 |
-14,4 |
1,123 |
1,965 |
12,3 |
-3,5 |
рост |
спад |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
19,3 |
-6,5 |
1,217 |
0,943 |
21,7 |
-5,7 |
рост |
спад |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
54,4 |
-15,6 |
1,195 |
0,955 |
19,5 |
-4,5 |
рост |
спад |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
35,1 |
-2,6 |
1,119 |
0,99 |
11,9 |
-0,78 |
рост |
спад |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
1044,8 |
174,8 |
1,391 |
1,049 |
39,1 |
4,9 |
рост |
рост |
ВСЕГО РАСХОДОВ: |
2316 |
-44,4 |
13,51 |
11,84 |
250,7 |
15,48 |
- |
- |
- на общегосударственные вопросы расходы возросли с 839,4 млрд. рублей в 2008 г . до 1186 млрд.р. в 2010 г . то есть на 347 млрд. или на 23,7 % больше, чем в 2009 году и на 41% больше, чем в 2008 году.
- на национальную оборону 2008 г . – 1040,9 млрд., 2009 г . – 1211,9 млрд. 2010 г .- 1253,2 млрд. руб. всего за 2 года ассигнования увеличились на 253 млрд. руб. На ВС увеличение составило 5,7 %. На коллективную безопасность и миротворческую деятельность ассигнования увеличились в 18 раз (11,1 млрд.р.). Значительному снижению подверглись расходы на ядерно-оружейный комплекс (1,6 %), военно-техническое сотрудничество – 8,3 %, научные исследования – 15,3 %.
- расходы на национальную безопасность почти сравнялись с расходами на оборону и в 2010 году составят 1062,4 млрд. руб. На 3,4 % увеличились ассигнования на МВД, на 12,4 % - на внутренние войска, на 3,3 % на УИН, на органы безопасности – на 14,9 %, на миграционную политику – на 10,5%, на модернизацию внутренних войск – на 166,7 %. Продолжается тенденция наращивания потенциала внутренних войск и снижения обороноспособности страны.
- национальная экономика в 2010 году получает 1347,1 млрд. руб., что на 498,6 млрд. меньше 2009 года. На 69 % снижаются ассигнования на топливно-энергетический комплекс, на 68,2 % - сельское хозяйство (27,2 млрд.), на 40% лесное хозяйство, на 19,5 % - транспорт. На «другие вопросы» снижение составило 38,1 %. Значительное увеличение средств предусмотрено только на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,1%) и связь и информатику (12,3 %).
- на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено 137,7 млрд. руб., что на 5,2 млрд. руб. меньше 2009 года.
- на образование ассигновано 398,7 млрд. руб., что на 14,4 млрд. меньше 2009 года. На 7 % уменьшены ассигнования на дошкольное образование, начальное и среднее профессиональное образование урезаны соответственно на 75,8% и 16,1 %. Молодежная политика и оздоровление детей сокращены на 33,3 %. Можно предположить, что 2010 году начальное профессиональное образование (ПТУ) окончательно станет платным, а оздоровление детей сократится наполовину.
- на культуру выделяется 108,2 млрд. руб., что на 6,5 млрд. рублей меньше 2009 года.
- на здравоохранение выделяется 332,6 млрд. рублей, сокращение составит 15,6 млрд. рублей. На 20 % сокращаются ассигнования на скорую помощь, на 7,9 % - санаторная помощь, на 58,3 % уменьшаются средства на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на 23 % - спорт,
- расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2010 году на 2,6 млрд. рублей. Пенсионное обеспечение увеличивается на 7,9 %. На 7,4 % сокращаются средства на социальное обслуживание, на 21,5 % сокращается финансирование на социальное обеспечение.
Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.
Информация о работе Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ