Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции федерального бюджета 3
1.1. Сущность федерального бюджета 5
1.2. Функции федерального бюджета 6
2. Понятие доходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 9
2.1 Понятие доходов федерального бюджета РФ 9
2.2. Анализ состава и структуры доходов РФ за 2008-2010 г.г. 12
3. Понятие расходов федерального бюджета РФ, их анализ состава и структуры 17
3.1 Понятие расходов федерального бюджета РФ 17
3.2. Анализ состава и структуры расходов РФ за 2008-2010 г.г. 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам. Например: расходы делят по:

1. Экономической роли  в процессе производства –  на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы.

2. Функциональному назначению  – на затраты, связанные с  содержанием аппарата-управления, финансированием  народного хозяйства, правоохранительной  деятельности и т.д. 

А также расходы подразделяют на: а) капитальные – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (капитальные вложения); б) текущие – часть расходов бюджета функционирования органов государственной власти (субсидии, дотации на финансовую деятельность).

В соответствии с действующим  в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются:

  • деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка ядерной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет и др.

Средства федерального бюджета используются также для  финансирования мероприятий регионального  и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • правоохранительная деятельность;
  • пожарная безопасность;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • социальная защита населения;
  • охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • развитие федеративных и национальных отношений;
  • деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • деятельность средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 92% – на фундаментальные научные исследования, 81% – на правоохранительную деятельность, 58% – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Наибольшую долю в  расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно третью часть  всех бюджетных расходов. Второе место  в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 17%). Третье место (15%) – расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – примерно 50%, на социальную политику – около 50%, культуру и искусство – около 20%.

Затраты на поддержку  отраслей народного хозяйства составляют примерно 9% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 27%, на сельское хозяйство – свыше 30%.

Федеральный бюджет –  это важный инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируются фонды финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета

 

Проведем сравнительный  анализ расходной  части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этого  используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый  период 2010-2012 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения расходов.

Таблица 3.

Расходы Федерального бюджета  на 2008-2010 г.г.

Наименование расходов

2008

2009

2010

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

млрд.руб.

доля,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

839,4

10,83

959,3

9,7

1 186,7

12

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА

1040,9

13,4

1211,9

12,2

1 253,2

12,7

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

835,6

10,78

1006,3

10,1

1 062,4

10,7

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1025

13,2

1845,7

18,6

1 347,1

13,6

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

129,5

1,7

142,9

1,44

137,7

1,4

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

10,2

0,13

13,3

0,13

12,2

0,1

ОБРАЗОВАНИЕ

355

4,6

413,1

4,16

398,7

4,03

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

88,9

1,15

114,7

1,15

108,2

1,09

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

278,2

3,6

348,2

3,5

332,6

3,4

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

293,6

3,8

331,3

3,3

328,7

3,3

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

2674,6

34,5

3544,6

35,7

3 719,4

37,68

ВСЕГО РАСХОДОВ:

7750,9

100

9931,4

100

9 886,9

100


 

Таблица 4.

Динамика расходов Федерального бюджета 2008-2010 г.г.

Наименование

Абсолютное  изменение

Относительное изменение

Темп изменения

Характер изменения

 

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

347,3

227,4

1,414

1,237

41,4

23,7

рост

рост

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА

212,3

41,3

1,204

1,034

20,4

3,4

рост

рост

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

226,8

56,1

1,271

1,056

27,1

5,6

рост

рост

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА

322,1

-498,6

1,314

0,73

31,4

-27

рост

спад

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

8,2

-5,2

1,063

0,96

6,3

-3,6

рост

спад

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2

-1,1

1,196

0,92

19,6

-8

рост

спад

ОБРАЗОВАНИЕ

43,7

-14,4

1,123

1,965

12,3

-3,5

рост

спад

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

19,3

-6,5

1,217

0,943

21,7

-5,7

рост

спад

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

54,4

-15,6

1,195

0,955

19,5

-4,5

рост

спад

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

35,1

-2,6

1,119

0,99

11,9

-0,78

рост

спад

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

1044,8

174,8

1,391

1,049

39,1

4,9

рост

рост

ВСЕГО РАСХОДОВ:

2316

-44,4

13,51

11,84

250,7

15,48

-

-


 

-  на общегосударственные вопросы расходы возросли с 839,4 млрд. рублей в 2008 г . до 1186 млрд.р. в 2010 г . то есть на 347 млрд. или на 23,7 % больше, чем в 2009 году и на 41% больше, чем в 2008 году.

 

- на национальную оборону 2008 г . – 1040,9 млрд., 2009 г . – 1211,9 млрд. 2010 г .- 1253,2 млрд. руб. всего за 2 года ассигнования увеличились на 253 млрд. руб. На ВС увеличение составило 5,7 %. На коллективную безопасность и миротворческую деятельность ассигнования увеличились в 18 раз (11,1 млрд.р.). Значительному снижению подверглись расходы на ядерно-оружейный комплекс (1,6 %), военно-техническое сотрудничество – 8,3 %, научные исследования – 15,3 %.

- расходы на национальную безопасность почти сравнялись с расходами на оборону и в 2010 году составят 1062,4 млрд. руб. На 3,4 % увеличились ассигнования на МВД, на 12,4 % - на внутренние войска, на 3,3 % на УИН, на органы безопасности – на 14,9 %, на миграционную политику – на 10,5%, на модернизацию внутренних войск – на 166,7 %. Продолжается тенденция наращивания потенциала внутренних войск и снижения обороноспособности страны.

- национальная экономика в 2010 году получает 1347,1 млрд. руб., что на 498,6 млрд. меньше 2009 года. На 69 % снижаются ассигнования на топливно-энергетический комплекс, на 68,2 % - сельское хозяйство (27,2 млрд.), на 40% лесное хозяйство, на 19,5 % - транспорт. На «другие вопросы» снижение составило 38,1 %. Значительное увеличение средств предусмотрено только на воспроизводство минерально-сырьевой базы (13,1%) и связь и информатику (12,3 %).

- на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено 137,7 млрд. руб., что на 5,2 млрд. руб. меньше 2009 года.

- на образование ассигновано 398,7 млрд. руб., что на 14,4 млрд. меньше 2009 года. На 7 % уменьшены ассигнования на дошкольное образование, начальное и среднее профессиональное образование урезаны соответственно на 75,8% и 16,1 %. Молодежная политика и оздоровление детей сокращены на 33,3 %. Можно предположить, что 2010 году начальное профессиональное образование (ПТУ) окончательно  станет платным, а оздоровление детей сократится наполовину.

- на культуру выделяется 108,2 млрд. руб., что на 6,5 млрд. рублей меньше 2009 года.

- на здравоохранение выделяется 332,6 млрд. рублей, сокращение составит 15,6 млрд. рублей. На 20 % сокращаются ассигнования на скорую помощь, на 7,9 % - санаторная помощь, на 58,3 % уменьшаются средства на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на 23 % - спорт,

- расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2010 году на 2,6 млрд. рублей. Пенсионное обеспечение увеличивается на 7,9 %. На 7,4 % сокращаются средства на социальное обслуживание, на 21,5 % сокращается финансирование на социальное обеспечение.

Общая картина ясна: расходы  бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Информация о работе Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ