Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:49, курсовая работа
Цель данной работы - проведение исследования отечественного и зарубежного опыта в организации и осуществлении деятельности специальных фондов. В рамках поставленной цели необходимо решить задачи:
раскрыть сущность понятия “специальные фонды”;
рассмотреть практику создания специальных фондов в зарубежных странах;
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические ведомости о специальных фондах………………...
1.1. Социально-экономическая характеристика и роль специальных фондов в финансовой системе………………………………………………..
1.2. Виды зарубежных специальных фондов…………………………...
Глава 2. Специальные фонды в финансовой системе США ……………….
2.1. Характеристика деятельности специальных фондов США………
2.2. Анализ деятельности специальных фондов США………………...
Глава 3. Проблемы и перспективы развития зарубежных специальных фондов…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Содержание
Стр. | |
Введение ………………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1. Теоретические ведомости о специальных фондах………………... |
5 |
1.1. Социально-экономическая
характеристика и роль |
5 |
1.2. Виды зарубежных специальных фондов…………………………... |
8 |
Глава 2. Специальные фонды в финансовой системе США ………………. |
13 |
2.1. Характеристика деятельности специальных фондов США……… |
13 |
2.2. Анализ деятельности
специальных фондов США……………….. |
14 |
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития зарубежных специальных фондов……………………………………………………………… |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список использованной литературы………………………………………… |
25 |
Введение
Функционирование финансовых систем различных государств не ограничивается средствами государственного бюджета, поскольку для социальных, культурных, финансовых проблем какого-либо государства необходимы специальные организации.
Актуальность темы курсовой работы продиктована все более возрастающей ролью специальных фондов в экономике страны.
Опыт зарубежных стран по созданию специальных фондов значительно отличается от отечественной системы, поскольку имеют более длительную и насыщенную историю создания.
Вопросы социального обеспечения всегда занимали и занимают один из важных аспектов в жизнедеятельности страны и ее общества. Оно напрямую связано с развитием экономики и зависит от политики и социального благополучия людей.
Под социальным обеспечением подразумевают форму распределения материальных благ для обеспечения необходимых личных нужд (интеллектуальных, социальных, физических) граждан, которые не могут их себе обеспечить (пожилые люди, дети, иждивенцы, больные, безработные, потерявшие кормильца) с целью полноценного восстановления рабочей силы и охраны здоровья при использовании финансовой помощи специальных фондов, которые создаются в обществе на страховой основе или посредством выплат государства в случаях и на условиях, установленных законом.
В развитых странах одним из элементов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются специальные фонды. Государство аккумулирует в фонды определенную часть доходов населения для финансового обеспечения проведения своих мероприятий, направленных на улучшение благосостояния нуждающихся в этом граждан. Основным предназначением специальных фондов является решение двух важных задач: снабжение дополнительными финансовыми ресурсами определенных сфер экономики и расширение предоставления социальных услуг населению. С их помощью решаются поставленные перед экономикой задачи подъема уровня производства, преодоления экономической нестабильности и проявлений кризисных явлений.
Цель данной работы - проведение исследования отечественного и зарубежного опыта в организации и осуществлении деятельности специальных фондов. В рамках поставленной цели необходимо решить задачи:
Объектом исследования являются специальные фонды в зарубежных странах.
Предметом исследования являются особенности функционирования специальных фондов как элемента государственных финансов.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению понятия о специальных фондах, их сущности, назначения и видов. Поскольку экономика США является одной из первых по основным показателям в мире, в качестве базы для анализа выбраны специальные фонды США.
При проведении исследования определенных целью работы вопросов были использованы труды таких авторов как Гиреева В.Н., Дробозиной Л. А., Нестерова В.В., а также статистические данные мировых организаций посредством электронного доступа.
Глава 1. Теоретические ведомости о специальных фондах
Централизованным фондом денежных ресурсов государства является бюджет, средства которого обеспечивают реализацию общих функций государства. Самой широко распространенной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе являются государственный и местные бюджеты. Но ограниченностью ресурсов и рядом факторов обусловливается целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов.
Государственные целевые фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлечения государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексного их использования на основе самостоятельности. Государственные фонды целевого назначения создают на основе соответствующих законодательных актов высших органов власти, которыми регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяется порядок и направления использования средств, привлеченных в фонды.1
Формирование средств государственных фондов целевого назначения происходит за счет обязательных платежей юридических или физических лиц. Целевые фонды делятся на две группы: временные и постоянные.
Функционирования постоянных фондов обусловлено выполнением отдельных функций государства, в частности социальной функции, в реализации которой ключевое место занимает социальное страхование.
Для гарантированного обеспечения расходов на социальное страхование создаются специальные фонды.
Постоянный рост количества размеров этих фондов аргументируется рядом причин. Во-первых, органы государственной власти могут оперировать дополнительными средствами для регулирования хозяйственных процессов и совершения финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики, что особенно актуально в последнее время. Во-вторых, правительство получает денежные средства, не подлежащие финансовому контролю законодательной власти, поскольку эти фонды чаще всего не зависят от бюджета. В-третьих, внебюджетные фонды сокращают дефицит бюджета, перенимая на себя часть определенных расходов. В таком случае положительное сальдо фондов может быть использовано для покрытия дефицита бюджета посредством кредитных операций.2
Таким образом, специальные правительственные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования этого звена финансовой системы регламентируется законодательством (различными фондами, специальными сметами и счетами).
Бытует мнение, что специальные фонды появились раньше бюджета и даже послужили его базой. Объясняется это тем, что в процессе эволюции современной системы государственной власти происходило формирование отдельных определенных функций государства и, соответственно, закрепление за ними соответствующих финансовых ресурсов. Обычно это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Финансировались они за счет специальных доходов. Количество специальных фондов и счетов постоянно менялось - одни счета открывались, другие закрывались.3
Хоть эти фонды были необходимы, их функционирование сопровождалось некоторыми финансовыми неудобствами. Одни фонды страдали от дефицита средств, в других наблюдался их профицит. Помимо этого, правительство имело возможность использовать эти средства бесконтрольно. По этой причине с укреплением позиций централизованного государства постепенно происходило слияние специальных фондов в единый государственный бюджет. Тем не менее, некоторые специальные фонды сохранили свою значимость и самостоятельность, что позволило им существовать наряду с бюджетом. Специальные счета были созданы для осуществления строительства, правительственной и предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования.
Особенно широкое распространение в большинстве зарубежных стран специальные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня же они выступают полноценным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.
Обособленное выделение специальных фондов наряду с существованием бюджета объясняется несколькими причинами:
- потребностью отделения специальных денежных ресурсов для их более эффективного и конкретного использования;
- необходимостью определения устойчивых финансовых ресурсов для обеспечения удовлетворения специальных нужд государства;
- необходимостью выделения дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме обеспечены за счет бюджета, но которые являются базисом диверсификации сферы деятельности государства в направлении военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению.4
Специальные фонды позволяют изменить остаточный принцип финансирования социальных расходов, тем самым выводя социальные нужды на более высокий уровень значимости. Они позволяют также разгрузить бюджет, поскольку берут на себя часть его расходов, способствуя решению проблемы финансирования бюджета. Поскольку специальные фонды имеют строго целевое направление использования средств, они дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Это можно было бы обеспечить путем увеличения налоговых ставок, но такие действия повлекли бы за собой негативную реакцию общества. Увеличение ставок в специальных фондах воспринимается наоборот положительно, поскольку большинство граждан получает доходы из специальных фондов.5
Источники финансовых ресурсов специальных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На специфику финансовых ресурсов и их размер влияет экономическое и финансовое положение страны.6
Направление расходной части фондов определяется их предназначением. Часть этих средств направляется на учредительскую деятельность и вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка, поскольку зачастую момент использования денежных средств не совпадает во времени с их образованием, а доход от инвестиционной деятельности является дополнительным источниками финансирования фонда.7
1.2.Виды зарубежных специальных фондов
Специальным фондам отведено важное место в финансовой системе стран зарубежья, поскольку в них концентрируется значительный объем денежных средств. Например, во Франции специальные фонды по своим размерам близки к государственному бюджету страны, в Японии специальные фонды финансируют более половины государственных расходов, а в Великобритании — 1/3.8
К специальным фондам этих стран относят разнообразные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возложены экономические и социальные функции государства. Посредством использования средств фондов государство может влиять на процесс производства, предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, внешние займы, оказывать социальные услуги населению.
Традиционно специальные фонды имеют целевой характер. Например, фонд социального страхования создан для выплат пенсий и пособий застрахованным гражданам, кредитные фонды существуют для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам.
Целесообразно классифицировать специальные фонды, поскольку существует множество их видов.
Относительно правового положения специальные фонды разделяются на государственные и местные.
Зависимо от целевой направленности различают экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.
Экономические фонды созданы для балансирования хозяйственной жизни (к примеру, инвестиционные, конъюнктурные). Ресурсы этих фондов направлены на финансирование частных предприятий и нерентабельных государственных предприятий, особенно в период циклических кризисов. Такое финансирование предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.
Примером такого фонда является Фонд перестройки и развития экономики, который функционирует в США. Его ресурсная база формируется за счет средств федерального бюджета. Его основная задача - страхование банковских операций в интересах частных промышленных компаний. С 1984 г. он руководит новыми программами экономического развития (например, программами развития черной металлургии). Этот фонд стимулирует развитие частного бизнеса, особенно в периоды спада производства.9
Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах значение, состав, особенности управления