Структура бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы РФ …………………
1.1. Экономическая роль государственного бюджета……………………………
1.2. Сущность, понятие и принципы построения бюджетной системы………...
Глава 2. Структура бюджетной системы РФ…………………………………….
2.1. Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов: формирование доходов и расходов………………………………………………
2.2. Бюджет субъекта РФ и местный бюджет: формирование доходов и расходов……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Бюджетная система РФ без титульника.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Методика формирования дохода бюджета и расходования бюджетных  средств должна содержать расчет показателей по каждой статье дохода или расхода средств бюджета. Главное, чтобы такая методика позволяла  объективно производить расчеты  и анализировать ситуации, которые могут возникнуть в процессе планирования бюджета.

 

 

 

 

 

 

2.2. Бюджет субъекта  РФ и местный бюджет: формирование  доходов  и расходов

В последние годы в  значительной степени возрастает роль и значение региональных органов  власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным

звеном, предназначенным  для финансового обеспечения  задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к

регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.

Государство посредством  регулирования бюджетов субъектов  РФ стремится к выравниванию уровней  социального и экономического развития территорий.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджета-

ми субъектов РФ и  местными бюджетами определены законом  о бюджете субъекта РФ на очередной  финансовый год. К региональным налогам  и сборам относятся: налог на имущество  организаций; государственная пошлина; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Регулирующие налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ поступают  от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ, и формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);

• налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным  видам полезных ископаемых 60%);

• сбор за пользование  объектами водных биоресурсов, кроме  внутренних водных объектов (отчисляется 30%);

• платежи за пользование  лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется  до 100% платы при превышении минимальных ставок;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);

• налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);

• налог на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);

• единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов  используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий:

• обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

• обслуживание и погашение  внутреннего и внешнего долга  субъекта РФ;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся  в ведении органов власти субъекта РФ;

• формирование государственной собственности;

• обеспечение СМИ, выборов;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.

Местный бюджет - форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов, также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых  доходов. К последним относятся  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Кроме того, в местные  бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами  экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местного бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов в пределах муниципального образования:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта и др.;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • содержание аппарата ЖКХ;
  • дорожное строительство и содержание дорог;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание муниципальных мест захоронения;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание архивов;
  • проведение выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  основные понятия, связанные с бюджетной системой РФ, показана ее структура,  раскрыты принципы построения бюджетной системы, а также раскрыты принципы формирования доходов и расходов региональных и местных бюджетов РФ.

Эффективная бюджетная  система страны считается важнейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование инвестиционных программ в области экономики, экологии, науки, образования, здравоохранения и т.д.

В ежегодном бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» Д.А. Медведев обозначил приоритетные направления совершенствования межбюджетных отношений субъектов РФ.

Несмотря на положительные  изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Необходимо усилить  ответственность органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления за обеспечение  эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного  потенциала. В ряде субъектов РФ и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования.

Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

В целях решения проблем  в сфере межбюджетных отношений  следует действовать в следующих  направлениях:

  • инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
  • обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
  • при значительном снижении доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (более 30 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов;
  • выделение субсидий субъектам РФ, в случаях значительных различий по регионам, для обеспечения предоставления отдельных услуг;
  • переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на структурные преобразования;
  • активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;
  • дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В период экономического кризиса особо важное значение приобретает  мониторинг финансового состояния  субъектов РФ, выполнения ими расходных  обязательств, особенно по вопросам своевременности  и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

Органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны осуществить  оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно, с учетом имеющихся бюджетных ограничений.

Для повышения устойчивости бюджетов субъектов РФ к кризисным  явлениям в экономике необходимо предусмотреть в бюджетном законодательстве норму об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах РФ, имеющих моноотраслевую структуру экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998г., № 31, ст.3823.
  3. Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996. С. 9.
  4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» // «Парламентская газета», N 28, 29.05.2009.
  5. Конституции РФ от 12 декабря 1993 года (принята на всенародном голосовании), «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  6. Статья: Новые нормы межбюджетных отношений // «Бюджетный учет», 2008, N 5.
  7. Статья: Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // «Финансы», 2009, N 3.
  8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  9. Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2003. С. 176.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2 «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998г., № 31, ст.3823.

Информация о работе Структура бюджетной системы РФ