Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель: исследовать стратегию управления государственным долгом
Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:
1. Определить понятие и сущность государственного долга.
2. Рассмотреть методы управления госдолгом.
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России.
4. Изучить литературу по данной теме.
Введение
На современном этапе
во всех странах размеры
Государственный долг является
одним из макроэкономических параметров,
объектом и инструментом экономической
политики государства. Существование
долга может оказывать как
положительное, так и отрицательное
воздействие на реальный, финансовый
и другие секторы в зависимости
от направления государственных
расходов, фазы делового цикла, от уровня
развития экономики. Положительное
воздействие долга проявляется
в обеспечении правительства
финансовыми ресурсами и
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Управление государственным
долгом – это разработка и реализация
стратегии, направленной на привлечение
необходимых объемов
Объект: государственный долг.
Предмет: процесс управления государственным долгом.
Цель: исследовать стратегию управления государственным долгом
Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:
1. Определить понятие и сущность государственного долга.
2. Рассмотреть методы управления госдолгом.
3. Проанализировать процесс управления государственным долгом в России.
4. Изучить литературу по данной теме.
В данном курсовом проекте рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Методы:
1.Матиматико-статические
2.Наблюдение
3.Анализ научно-методической литературы
Глава I. Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ «государственным долгом
РФ являются долговые обязательства
РФ перед физическими, юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными
Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.
Во временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.
Как правило, госдолг возрастает
на этапах активного экономического
роста, поскольку развивающаяся
экономика требует
Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. [23]
Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Важнейшей задачей экономической
политики государств является поиск
оптимального решения проблем бюджетного
дефицита и государственного долга.
В контексте решения
анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;
методы управления государственным долгом;
анализ взаимосвязи и
взаимообусловленности
анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.
Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого). [8]
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:
сокращение общественного производства;
эмиссия необеспеченных денег;
чрезмерные затраты на социальные программы;
чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.
Прогнозирование дефицита бюджета
и государственного долга не может
осуществляться в отдельности, в
отрыве от прогнозирования
С позиции кредитных отношений,
государственный долг – это величина
задолженности государства всем
своим кредиторам. Государственный
долг является характеристикой
Согласно статье 115 БК РФ,
государственной гарантией
Письменная форма
В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Общая сумма предоставленных
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения
Общая сумма предоставленных
государственных гарантий Российской
Федерации для обеспечения
При исполнении получателем государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого
учета Государственной Думе представляется
подробный отчет о выданных гарантиях
по всем получателям указанных
Государственные гарантии Российской
Федерации предоставляются
Информация о работе Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий