Сущность и функции финансов. Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Активизации финансовых рычагов в значительной мере препятствует недостаточный на сегодняшний день уровень разработки теоретических вопросов финансовой науки. В частности, требуют более глубокого изучения вопросы сущности финансов, их роли в условиях рыночной экономики. Эти вопросы относятся к числу наиболее важных в теоретическом плане, но у них, к сожалению, до сих пор отсутствует единая однозначная трактовка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 4 -
1.Сущность финансов - 6 -
1.1 Предпосылки возникновения финансов - 6 -
1.2.Понятие и необходимость финансов - 10 -
1.3 Особенности финансов - 15 -
1.4 Функции финансов - 17 -
2. Финансовая система: состав и структура - 20 -
2.1 Понятие финансовой системы. Финансовые связи и отношения - 20 -
2.2 Основные элементы финансовой системы и их характеристика - 22 -
2.3 Фонды в структуре финансовых отношений - 23 -
3.Российская финансовая система - 25 -
3.1 Использование финансов для регулирования экономики, стимулирования производства и решения задач социального характера - 25 -
3.2 Перспективы развития российской финансовой системы - 29 -
Заключение - 34 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА - 36 -

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 961.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы развития российской финансовой системы

 

Для того, чтобы выявить перспективы  развития российской финансовой системы, необходимо обратится к основным направлениям бюджетной политики на последующие годы.1

Остановимся на показателях федерального бюджета.

Основные  показатели федерального бюджета 

на 2012 год  и период до 2014 года

 

Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

Проект бюджета

2012

2013

2014

Экономические условия

Цена на нефть, долл./баррель

78,2

108,0

100,0

97,0

101,0

ВВП, млрд. руб.

44 939,2

53 332,0

58 683,0

64 803,0

72 493,0

Инфляция, декабрь к декабрю, %

108,8

106,5

106,0

105,5

105,0

Курс доллара, среднегодовой, руб.

30,4

28,6

28,7

29,4

30,5

Основные параметры бюджетной  системы

Доходы, млрд. руб.

15 737,5

20 335,1

21 438,7

23 358,5

26 237,1

Расходы, млрд. руб.

17 614,5

20 179,0

22 354,8

24 413,7

26 728,0

Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц

10 272,0

11 775,8

13 045,5

14 257,0

15 608,5

Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб.

Доходы - всего

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

Расходы - всего,  
в том числе

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

Обслуживание государственного долга

195,0

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы 

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

Справочно, млрд. руб.

Объем Резервного фонда на конец года

775,2

1 673,5

2 235,4

2 825,7

3 963,7

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 695,5

2 604,2

2 659,9

2 668,7

2 798,7

Государственный внутренний долг на конец  года, млрд. руб.

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

Государственный внешний долг на конец  года, млрд. долл.

40,0

40,8

48,4

59,4

69,0


1 «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ НА 2012 ГОД И период до 2014 года»

 

В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей. 1

Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства  общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских  прав и свобод и все то, что  не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

В Российской Федерации формируется  общественная система управления финансами  за счет:

  • создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
  • организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
  • разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
  • ликвидации "необеспеченных федеральных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;
  • введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
  • создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
  • установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;
  • поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов    о    результатах    и    основных    направлениях    деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);

 

 

 

 

 

1 «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ НА 2012 ГОД И период до 2014 года»

  • перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
  • создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
  • установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
  • создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

 

Также необходимо отметить направленность внутренней политики на обеспечение  высоких темпов экономического роста. Он обеспечит создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.

Решающий вклад в реализацию  стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного  курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства  в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета  предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов  Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

  Основные параметры  федерального  бюджета

 

 

Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

2012 (проект)

2013 (проект)

2014 (проект)

Млрд. руб.

Доходы, всего 

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

В том числе:

         

       нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

       ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к ВВП

Доходы, всего 

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7


 

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах  будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику  приходится 12,6% расходов бюджета.

Должны быть законодательно урегулированы  вопросы государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет  направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и  решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной  экономики.

Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную  поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной  инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса  по разработке и коммерциализации новых  технологий в Сколково.

В 2012–2014 годах прогнозируется закрепление  начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий  кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

В 2012-2014 годах государственная  поддержка национальной экономики составит соответственно 1 797,2 млрд. руб., 1 720,5 млрд. руб. и 1 653,0 млрд. руб. Доля национальной экономики в общем объеме расходов федерального бюджета составит 12,6%. В ближайшие годы будет наблюдаться отрицательная динамика государственных расходов, которые к 2014 году сократятся на 8% по сравнению с показателями 2011 году.

Несмотря на стабильное восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий.

Заключение

 

Стабильность финансовой системы государства и ее нормальное функционирование имеет огромное значение в социально – экономической жизни любой страны. Ее состояние касается  интересов и деятельности многих членов нашего общества, а ведь не соблюдение прав граждан и не учитывание данных интересов и потребностей может оказать различные, зачастую отрицательные, воздействия, повлиять на устойчивость общества и его слоев. От эффективного функционирования финансовой системы будет зависеть шаги для преодоления экономических кризисов, снижении инфляционного роста, финансовой стабилизации.

Экономическая сфера любого государства  не сможет устойчиво развиваться  и существовать без правильно  организованного потока денежных средств. Данные потоки отражают процессы и  изменения, происходящие в обществе. Они устанавливают связи и  отношения между субъектами общественной жизни, регулируют и отражают их взаимодействие. Посредством финансового механизма  государство способно реализовать  все свои функции, связанные с  управлением, ограничением, контролем  над различными лицами, предприятиями  и структурами. В процессе осуществления  данных функций государства (правительства) экономическая категория «финансы»  играет роль своеобразного показателя состояния отечественной экономики, финансовой сферы, может свидетельствовать  о росте национального благосостояния, или, напротив, она может использоваться в качестве инструмента устранения различных негативных моментов и  эффектов, характеризующих экономику.

Финансы стимулируют такой немаловажный процесс, как снижение издержек производства, они формируют его структуру, а также территориальные пропорции  и пропорции между различными отраслями.

Таким образом, можно сделать  вывод, представляют собой составную часть  денежных отношений, их неотъемлемую часть. Они имеют большое значение при  формировании, распределении и использовании  децентрализованных и централизованных фондов. Финансы находят своё отражение  при осуществлении функций государства  и решении им задач социально  – экономического характера. Они  также обеспечивают условия расширенного воспроизводства.

Также необходимо отметить, что финансы  важны и необходимы. Без них  невозможно общественное развитие и  существование членов общества. Государство, учитывая данную необходимость,  может  разработать различные формы  использования финансов. Например, ввести или отменить различные платежи, изменить формы использования финансовых ресурсов и т.д. Однако оно не может  создать то, что не было подготовлено всем ходом общественного развития.  Государство способно только установить формы проявления только «назревших»  экономических отношений. Без участия  финансов нельзя обеспечить кругооборот  денежных средств, провести экономическое  регулирование отраслевой и территориальной  структур экономики, удовлетворять  общественные потребности.

 

Рассмотренные в данной курсовой работе две функции финансов – контрольная  и распределительная – выполняются  данной экономической категорией одновременно. Существует также стабилизационная функция. Она связана с тем, что  государство предоставляет всем гражданам и экономическим субъектам  все необходимые условия для  осуществления своей жизнедеятельности  и удовлетворения потребностей.

Информация о работе Сущность и функции финансов. Финансовая система