Сущность финансового анализа, методы и приёмы финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрывается сущность финансового анализа предприятия, рассматриваются разнообразные методы и приемы финансового анализа. Эта тема на современном этапе является весьма актуальной, поскольку применяемые сегодня в России методы финансового анализа состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Финансовый анализ предприятий зачастую проводится факультативно и не является обязательным.

Основой данной работы стала бухгалтерская информация за исследуемый период (2006 - 2008гг.)

Содержание

Введение………………………………………………….......3

1. Сущность финансового анализа, методы и приемы

финансового анализа

1.1 Сущность финансового анализа……………………………….5

1.2 Методы и приемы финансового анализа…………………….. 11

1.3 Типы экономических моделей………………………………....28

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

ОАО «Компания ЮниМилк» филиал «Молочный

комбинат «Орловский» за 2006 – 2008 гг.

2.1 Организационная характеристика ОАО «Компания

ЮниМилк» филиал «Молочный комбинат «Орловский» ……...31

2.2 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной

деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг……………………..33

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

за 2006 – 2008 гг…………………………………………………….38

3. Оценка финансовых результатов деятельности

предприятия и анализ рентабельности……………………………44

Заключение................................................................................46

Список использованной литературы………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

     При горизонтальном (временном) анализе абсолютные показатели дополняются относительными, как правило, темпами роста или снижения. На основе горизонтального анализа дается оценка изменений основных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Чаще всего горизонтальный анализ применяется при изучении баланса. Недостатком метода является несопоставимость данных в условиях инфляции. Устранить этот недостаток можно путем пересчета данных. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

     Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат. Данный метод финансового анализа применяется для изучения структуры баланса путем расчета удельного веса отдельных статей баланса в общем итоге или в разрезе основных групп статей. Важным моментом вертикального анализа является представление структуры показателей в динамике, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и пассивов баланса. Использование относительных показателей сглаживает инфляционные процессы. В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия. Наибольшее распространение получили следующие формы структурного метода: анализ активов, капитала, денежных потоков.

     1) структурный анализ активов - в процессе этого анализа определяются соотношение (удельные веса) оборотных и внеоборотных активов, состав используемых оборотных активов, состав используемых внеоборотных активов, состав активов предприятия по степени их ликвидности, состав инвестиционного портфеля и другие;

     2) структурный анализ капитала - в процессе этого анализа определяются удельный вес собственного и заемного капиталов, состав используемого собственного капитала, состав используемого заемного капитала по видам, состав используемого заемного капитала по срочности обязательств (возврату) и другие;

     3) структурный анализ денежных  потоков - в процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по оперативной (производственной) деятельности, по финансовой и по инвестиционной деятельности. Каждый из этих видов денежных потоков в свою очередь может быть глубоко структурирован по отдельным составляющим его элементам.

     Результаты вертикального анализа также могут быть оформлены графически в виде столбиковой или секторной диаграммы структуры показателя.

     Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд - основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Поскольку базисный год будет выступать основой для всех сравнений, лучше всего выбрать год, который в смысле предпринимательских условий является самым нормальным или типичным. При использовании индексных чисел процентные изменения могут трактоваться только в сравнении с базисным годом. Этот вид анализа носит характер перспективного прогнозного анализа, используется в тех случаях, когда необходимо составить прогноз по отдельным финансовым показателям или по финансовому состоянию предприятия в целом. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ. Наибольшее распространение получили следующие формы трендового анализа:

     1) сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующей декады, месяца, квартала);

     2) сравнение финансовых показателей  отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года); эта форма анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности;

     3) сравнение финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью такого анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. Результаты такого анализа обычно оформляются графически в виде линейных графиков или столбиковой диаграммы изменения показателя в динамике.

     Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Коэффициенты дают возможность выяснить основные симптомы изменения финансового положения и определить тенденции его изменения. При правильной коэффициентов можно определить области, требующие дальнейшего изучения. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике.

     Сравнительный анализ применяется для проведения внутрихозяйственных и межхозяйственных сравнений по отдельным финансовым показателям. Его цель заключается в выявлении сходства и различий однородных объектов. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, осуществляются расчеты для принятия решений, выявляются резервы и перспективы развития. Наибольшее распространение получили следующие формы сравнительного анализа:

     1) сравнительный анализ финансовых  показателей предприятия и среднеотраслевых  показателей; в процессе этого анализа выявляют степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых в целях дальнейшего повышения ее эффективности;

     2) сравнительный анализ финансовых  показателей данного предприятия и предприятий-конкурентов; в процессе этого анализа выявляются слабые стороны деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции;

     3) сравнительный анализ финансовых  показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия; такой анализ проводится в разрезе сформированных на предприятии центров экономической ответственности с целью сравнительной оценки эффективности их финансовой деятельности;

     4) сравнительный анализ отчетных  и плановых (нормативных) финансовых показателей; в процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся соответствующие коррективы в последующую финансовую деятельность.

     Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

     Факторный анализ может быть одноступенчатым, когда для анализа используются факторы только одного уровня и многоступенчатым, когда производится детализация факторов на составные элементы для изучения их поведения.

     Факторный анализ может быть ретроспективным, когда изучаются причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, когда исследуют поведение факторов и их воздействие на результативные показатели в будущем.

     Факторный анализ может быть статическим, для  изучения влияния факторов на результативные показатели на определенную дату, и динамическим, когда причинно-следственные связи изучаются в динамике.

     Одним из важных инструментов финансового  анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Расчет позволяет определить, является ли потребность в дополнительных средствах долгосрочной или краткосрочной. Это важно для предприятий сезонного характера.

     К специфическим методам анализа можно отнести:

     - анализ текущих инвестиций, который позволяет оценить влияние роста продаж на потребность в финансировании и способность предприятия увеличивать реализацию;

     - анализ устойчивого роста, который  помогает определить способность  предприятия расширять продажи  без изменения доли заимствованных средств;

     - анализ чувствительности, который  использует однотипные сценарии  для выявления наиболее уязвимых  мест предприятия;

     - отраслевой фактор, который учитывает  непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.

     Эти методы имеют большое значение для  углубления финансового анализа и оценки потенциала роста предприятия.

     Специфический анализ получил наибольшее распространение  в зарубежной учетно-аналитической практике финансового анализа.

     Многие  математические методы, такие как корреляционный анализ, регрессивный анализ и другие, вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

     Методы  экономической кибернетики и  оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

     Использование всех методов финансового анализа  позволяет более точно оценить  финансовую ситуацию, сложившуюся на предприятии, спрогнозировать ее на перспективу и принять более обоснованное управленческое решение. 
 
 

     1.3 Типы экономических моделей 
 

     Финансовый  анализ проводится с помощью различного типа моделей. Можно выделить три  основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

     Дескриптивные модели, т.е. модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

     Горизонтальный  анализ позволяет выявить тенденции  изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности, т.е. сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

     В основе вертикального анализа лежит  иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей, т.е. влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

     Система аналитических коэффициентов –  ведущий элемент анализа финансового состояния. Обычно выделяют четыре группы показателей:

     - анализ ликвидности; показатели этой группы позволяют проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам.

     - анализ текущей деятельности; основными показателями этой группы являются показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов: выработка, фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости средств.

     - анализ финансовой устойчивости; с помощью этих показателей оцениваются состав источников финансирования и динамика соотношения между ними.

     - анализ рентабельности; показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие.

     Предикативные модели – это модели предсказательного характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются следующие: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

     Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Информация о работе Сущность финансового анализа, методы и приёмы финансового анализа