Сущность финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что денежно-кредитная политика (ДКП) Центрального банка в условиях кризиса занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании. От эффективного проведения денежно-кредитной политики в определенной мере зависят стабильность экономического роста, снижение безработицы до ее естественного уровня, устойчивый платежный баланс.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.docx

— 642.02 Кб (Скачать файл)

Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении и выборе конкретных путей и средств достижения поставленных наверху целей и задач. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений в проведении финансовой политики, свободных от административных элементов почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьих-либо политических, социальных, экономических финансов. Императивность - важнейшая составляющая государственной финансовой политики. В силу разных условий она может усиливаться и ослабевать, но никогда не исчезает. Государственный императив – важная компонента, учитываемая в ходе формирования и реализации децентрализованной финансовой политики.

С ростом внешнего и внутреннего государственного долга самостоятельность государственной финансовой политики сужается в связи с необходимостью выполнения ряда условий, например, внешних кредитов для реструктуризации задолженности и получения новых кредитов. Вместе с этим реальная самостоятельность государственной финансовой политики вне внешних обязательств есть степень свободы перераспределять в рамках принятых политических решений и своеобразно сложившейся финансово-экономической ситуации. Например, представленный и утвержденный Государственной Думой Федеральный бюджет может быть составлен и исполнен по- разному. Можно заложить в проект удовлетворение одной потребности от существующей на 50% , а другой на 30%, а реально профинансировать эти потребности на 90 или все 100% назначений. Подобные комбинации многочисленны. [2. 56]

Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества. [10.18]

1.2. Денежно – кредитная политика как элемент финансовой политики

Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю.. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям».

В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.[13]

В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенции, изменения уровня учетной ставки. А также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Реализация мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов относят низкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что обеспечение экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно-кредитной политики.

Текущая же денежно-кредитная политика направлена на более доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путем каждодневных операций на отрытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.

1.3  Селективный метод денежно – кредитного регулирования

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов.

Подобные функции несвойственны центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Большую роль в регулировании рублевой ликвидности играют механизмы ЦБ РФ по формированию обязательных резервов, а также рефинансирования кредитных организаций.

Механизм усреднения обязательных резервов является наиболее доступным инструментом регулирования текущей ликвидности. Суть его заключается в том, что кредитная организация получает право не перечислять в ЦБ РФ часть обязательных резервов в размере определенной величины, но поддерживать определенный неснижаемый остаток на своем корсчете в ЦБ1.

В апреле 2005 г. Банк России стал предоставлять ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам на семь календарных дней. Эти кредиты можно получить в любой день, а не один раз в неделю, как это было при проведении ломбардных аукционов. Кроме того, расширен перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов.

С момента вступления в силу Положения Банка России от 4 августа 2003 года N 236-П (ред. от 30.12.2013) "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", многие коммерческие банки уже заключили соответствующие соглашения с ЦБ РФ о предоставлении внутридневных кредитов и кредитов “овернайт”.

Как правило, кредитные организации активно используют возможности внутридневных кредитов и кредитов “овернайт” для поддержания мгновенной/текущей ликвидности.

Опыт поддержания ликвидности банков показывает, что возможность использования внутридневных кредитов позволяет им сократить остатки на корреспондентских и субсчетах и, следовательно, высвободить средства для других активных операций. Кроме того, оборачиваемость денежных средств на активно кредитуемых корреспондентских счетах значительно возрастает, что может свидетельствовать об ускорении расчетов в экономике (показатели оборачиваемости по кредитным организациям, активно пользующимся кредитами Банка России, превышают обычные средние значения).

В рамках развития методов рефинансирования кредитных организаций 28 августа 2005 года вступило в действие Положение Банка России №273-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций”и внесение изменений к нему от 04.06.2008 №2020-У в пункты 2.1 и 3.6 .

Данный документ устанавливает порядок предоставления ЦБ РФ кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций, в целях поддержания ликвидности банковской системы.

Кредиты ЦБ РФ предоставляются кредитным организациям - резидентам Российской Федерации, отвечающим определенным критериям, на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности, на срок не более 180 календарных дней, а процентные ставки по ним устанавливаются нормативными актами Банка России и публикуются в “Вестнике Банка России”.

Известно, что Банк России - кредитор последней инстанции, следовательно - овердрафт по корреспондентскому счету в Банке России не должен восприниматься как сопоставимая альтернатива другим инструментам привлечения денежных средств (например, межбанковские кредиты, межбанковские депозиты, счета Лоро, прочие долговые банковские обязательства, векселя, депозитные сертификаты, облигации). Банк в ежедневной деятельности должен осуществлять мониторинг (получить ответ на вопрос “что происходит?”) и контроль состояния ликвидности корсчета/корсчетов (получить ответ на вопрос “почему это происходит?”). Но даже этого мало, потому что мониторинг и контроль должны осуществляться не сами по себе, а быть инструментами для предвидения возможности возникновения нежелательного развития ситуации.

Конечно, некоторую часть пассивов банк может формировать и за счет ресурсов банков-резидентов и банков-нерезидентов, привлеченных на межбанковском рынке. При этом данные ресурсы могут носить как целевой характер и предоставляться на длительный срок, так и служить временным средством сокращения недостатка текущей ликвидности и предоставляться на срок до одного банковского дня. Преобладание первой категории ресурсов увеличивает расчетную ликвидность банка, второй - сокращает ее. Поэтому банк должен также рассчитать для себя безопасную сумму заимствования на межбанковском рынке на короткие сроки. 2

Основным признаком рынка межбанковского кредита считается перераспределение ресурсов между банками. В переливе ресурсов между ними проявляется свойство межбанковского кредита как одного из ускорителей процесса мультипликации кредита. Получив ресурсы от банка-кредитора, банк-заемщик частично предоставляет их в виде кредита своим клиентам. В результате возникают новые остатки средств на текущих и расчетных счетах. Эти средства, перераспределяясь по каналам безналичных расчетов, порождают новые банковские кредиты. Свойство межбанковского кредита ускорять мультипликацию кредита стимулируется тем, что полученный межбанковский кредит не подлежит обязательному резервированию в ЦБ РФ.

Привлекательность межбанковского кредита очевидна как для банка-кредитора, так и для банка-заемщика. Банк-кредитор, предоставляя межбанковские кредиты, в том числе и кредиты “овернайт”, преследует цель получить доход от размещения ресурсов с минимальным риском. Действующее банковское законодательство также не препятствует развитию рынка межбанковского кредита: его размер ограничивается только нормативами максимальных рисков на одного клиента или кредитора, данный ресурс не учитывается при расчете фонда обязательных резервов.

Расчетный кредит Банка России в общем случае используется кредитной организацией только при исчерпании иных возможностей финансирования операций. Систематическое использование расчетного кредита Банка России может свидетельствовать о низком качестве управления ликвидностью кредитной организацией и может стать причиной снижения ее рейтинга на рынке финансовых услуг. Кроме того, при определенных обстоятельствах Банком России, в рамках реализации контрольно-надзорных функций, может быть инициирована процедура проверки на предмет добросовестности ведения бизнеса.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения: кредиты, обеспеченные рыночными активами (ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России) и кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций. (Приложение А3)

Информация о работе Сущность финансовой политики