Сущность финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что денежно-кредитная политика (ДКП) Центрального банка в условиях кризиса занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании. От эффективного проведения денежно-кредитной политики в определенной мере зависят стабильность экономического роста, снижение безработицы до ее естественного уровня, устойчивый платежный баланс.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.docx

— 642.02 Кб (Скачать файл)

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений).4

Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты.

Внутридневные кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России. В настоящее время Банком России обеспечена возможность получения кредитными организациями внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России на их корреспондентские счета или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России всех территориальных учреждений Банка России, осуществляющих электронную обработку платежей (т.е. в 76 территориальных учреждениях Банка России).

Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета (корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в уполномоченных РНКО. Статус уполномоченной РНКО на сегодняшний день имеет ЗАО РП ММВБ.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Анализ практики использования основных инструментов денежно – кредитной политики Центральным Банком

В Российской Федерации с 1992 г. был взят на вооружение монетаристский курс, который проводился в условиях экономического кризиса, что противоречило как теории проведения ДКП, так и мировому опыту стран с развитой экономикой. В результате в течение 10-ти лет проводимый рестрикционный курс лишь обострял экономический кризис. Воздействие таким образом на денежную и кредитную сферы привело к следующим эффектам: сжатию денежного обращения и к «денежному голоду»; сжатию кредитования из-за высоких процентных ставок; слабому развитию рынка ссудных капиталов как в банковской сфере, так и на фондовых рынках; дефициту государственного бюджета в области финансов, который покрывался банковским кредитом внутри и из вне, а также реализацией государственных ценных бумаг.

Главной причиной кризиса 1998 г. является ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика Правительства и ЦБ РФ, поскольку она была ориентирована не на подъем и эффективность реальной экономики, а колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации5. Значительная часть капиталов банковской системы использовалась для финансирования дефицита бюджета РФ с использованием пирамиды ГКО.

Реализация кредитной политики ЦБ РФ осложнялась сочетанием относительно сильного платежного баланса, оказывающего существенное влияние на формирование денежного предложения, с недостаточной устойчивостью темпов роста спроса на деньги. На развитие инфляционных процессов существенное влияние в краткосрочном аспекте оказывали факторы, находящиеся вне сферы действия кредитной политики. К их числу относятся политика тарифов и налогов, политика регулирования цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большинства крупных отечественных товаропроизводителей.

Значительное влияние на сферу денежного и кредитного обращений оказывал и оказывает рост потребительских цен (в разы) за счет вклада в них монополистов (72 % динамики роста цен обусловлены монополиями), влияние на которых ЦБ оказать напрямую не может, в то же время ответственность за рост инфляции ложится на денежные власти. Соответственно необходимо усилить роль Правительства в сдерживании инфляции, включив немонетарные методы регулирования цен.

Основным направлением ДКП Банка России была борьба с избыточным ростом денежной массы по сравнению с ростом экономического оборота, поскольку он создает инфляционное давление. Одним их инструментов, используемых ЦБ для этого, было воздействие на ставку рефинансирования. Но в последние годы этот рост денежной массы частично компенсируется дедолларизацией денежных активов, особенно населения. Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Соответственно следует пересмотреть сложившуюся практику завышения ставки рефинансирования относительно рыночных ставок для уменьшения роста денежной массы, поскольку процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией, они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Наращивание запасов иностранной валюты в результате высоких цен на нефть, покупаемой ЦБ за счет эмитированных рублей, является основной причиной роста денежной массы и растущего притока иностранного капитала, прежде всего в форме кредитов и займов6.

В последние годы, по мнению большинства экспертов7, российская инфляция носит в основном немонетарный характер и обусловлена не избытком денег на руках у населения, а ростом тарифов на услуги естественных монополий («Газпрома», РАО «ЕЭС России», ЖКХ, муниципального транспорта) и цен на продовольствие. Именно на основании постулата о монетарном характере инфляции строилась вся денежная политика российских властей в последние годы, хотя аналитики уже несколько лет предупреждают, что корреляции между объемом денежной массы и темпами инфляции не наблюдается с конца девяностых годов8. Именно «для снижения денежной массы» был в основном предназначен стабилизационный фонд, в который из реального сектора экономики откачиваются миллиарды рублей. Это же обстоятельство обуславливает хроническую слабость российской банковской системы, которая является прямым следствием политики денежно-кредитного сжатия, проводимой Банком России.

Искусственное сдерживание роста количества денег и ограничение банковских резервов подавляют внутренний спрос и затягивают период выхода из депрессии. Основным недостатком всех принятых программ денежно-кредитной и финансовой политики заключался в том, что в них рассматривалась денежно-кредитная и финансовая политика не во взаимосвязи, а каждая в отдельности, что приводило и приводит к противоречиям между ними и мешает достижению поставленных целей. Ощутимо сказывается на эффективности проведения ДКП отсутствие независимости ЦБ, так банк не полностью свободен при формировании процентной политики. Учетная ставка выводится как производная от межбанковской. Во многом несамостоятелен Банк России и при проведении операций на фондовой и валютной биржах.

Потенциал Банка России как макроаналитического центра государства, на наш взгляд, используется далеко недостаточно. Банк России не осуществляет активной разработки макропрограмм развития, а без них «Основные направления денежно-кредитной политики» носят во многом формализованный характер, лишены целей, определяющих должную активную воспроизводственную настройку банковского инструментария9.

Эмиссия денег Центральным банком исключительно на основе роста золотовалютных резервов, как это практикует Банк России, является шагом назад в эволюции денежных систем, поскольку для монетарной денежной системы характерно то, что деньги поступают в оборот в обмен на золото или другое международное платежное средство, а для кредитно-денежной — то, что деньги поступают в оборот в порядке кредитования. Современная денежная система развитых стран основана на государственном кредите. Центральные банки в этих государствах непосредственно вводят деньги в экономику через покупку государственных облигаций, но не у правительства, а у коммерческих банков, тем самым расширяя их резервы ликвидности и достаточно эффективно регулируя ставку процента. Соответственно, основой кредитно-денежной системы является коммерческий кредит. В случае возникновения кризиса и утраты доверия между участниками хозяйственного процесса и расстройства кредита, как писал еще Маркс, кредитно-денежная система превращается в монетарную.

Нынешнюю российскую денежную систему трудно назвать чисто кредитной или чисто монетарной. Центральный банк РФ осуществляет эмиссию банкнот в обмен на международное платежное средство - иностранную валюту, и в этой части российская денежная система носит монетарный характер. С другой стороны, коммерческие банки создают безналичные платежные средства в процессе привлечения вкладов и открытия кредитов, и в этой части российская денежная система носит кредитный характер. Характерно, что связь между той и другой частями денежной системы весьма слаба: Центральный банк практически не кредитует коммерческие банки, деньги вводятся в оборот через покупку валюты у экспортеров, которые становятся первыми держателями денег, следовательно, первыми кредиторами10.

Стремление проводить денежно-кредитную политику, опираясь только на макроэкономические показатели (инфляцию, курс рубля, процентные ставки), малоэффективно, так как в России эти показатели почти не зависят от деятельности ЦБ. Эти проблемы находятся в компетенции Правительства, которое руководит некоторыми государственными предприятиями и оказывает воздействие на естественные монополии. Поскольку темп инфляции в российских условиях определяется в большей степени политикой естественных монополий, чем ЦБ РФ, ужесточение денежно-кредитной политики, по мнению экспертов, не дает должного эффекта, так как в условиях роста цен возрастает потребность в деньгах, а политика ЦБ в этой сфере стимулирует использование денежных суррогатов.

Денежно-кредитная политика ЦБ - сложнейший вид деятельности, обусловленный многочисленными взаимодействующими экономическими, социальными и политическими факторами. Ее проведение тесно связано с бюджетно-налоговой политикой, социальным развитием общества и с политическими решениями руководства страны. В России эффективность действий ЦБ РФ значительно снижена из-за наличия огромного теневого сектора (15-20% от ВВП), оттока и бегства капитала за рубеж. Поэтому ЦБ РФ, отвечая за все экономическое поле России, не может контролировать многие макроэкономические показатели этого поля, строить оптимальную денежно-кредитную политику. Кроме того, деятельность ЦБ РФ отягощена двумя факторами: огромным государственным долгом-и-фатальной зависимостью от экспорта, т.е. от конъюнктуры-цен на мировом рынке.

Проведение денежно-кредитной политики - это отыскание золотой середины, соответствующей реальным возможностям, с учетом негативных и позитивных последствий для экономики применения ЦБ РФ тех или иных инструментов (хотя бы в среднесрочной перспективе). Поэтому анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ имеет важное значение для оптимизации ее в будущем.

2.2 Анализ денежно – кредитной политики

      1. Цели и задачи денежно – кредитной политики на среднесрочную перспективу

В предстоящий трехлетний период основной целью денежнокредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста. К 2015 году Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежнокредитной политики. Кроме того, неотъемлемыми характеристиками нового режима являются объявление количественных целей по инфляции, принятие решений на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции, активное информационное взаимодействие центрального банка с обществом и его подотчетность. Финансовая стабильность рассматривается Банком России как необходимое условие реализации государственной макроэкономической, в частности денежнокредитной, политики. Финансовая система должна обеспечивать сохранность сбережений и их трансформацию в инвестиции, оптимальное распределение рисков, а также стабильное функционирование платежнорасчетных систем. Невыполнение этих требований может препятствовать реализации мер денежнокредитной политики и искажать их воздействие на экономику. В среднесрочной перспективе перед Банком России стоит задача по дальнейшему снижению темпа роста потребительских цен. Данный процесс должен протекать постепенно: целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста (установленные цели по инфляции достижимы без создания существенных рисков для устойчивости экономического роста), а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков. Целевое значение изменения потребительских цен, установленное с учетом вышеуказанных факторов, составит 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году. Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен, в расчет которого включаются цены широкого набора товаров и услуг. Выбор данного индикатора в качестве целевого обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежнокредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики. Банк России будет стремиться достичь цели по инфляции, устанавливая процентные ставки по своим операциям с учетом особенностей трансмиссионного механизма денежнокредитной политики, то есть процесса влияния решений центрального банка на экономику. Процентные ставки по операциям Банка России напрямую воздействуют на формирование стоимости средств на денежном рынке (наиболее краткосрочном сегменте финансового рынка), что, в свою очередь, влияет на среднеи долгосрочные процентные ставки. Уровень процентных ставок является одним из факторов, определяющих экономические решения домашних хозяйств и фирм (в том числе относительно потребления, сбережения, инвестирования) и в конечном итоге влияющих на динамику инфляции.

Банк России продолжит реализацию мер по оптимизации системы инструментов денежнокредитной политики с целью усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма. Достижению данной цели также будут способствовать меры Банка России по развитию инфраструктуры финансовых рынков, увеличению их глубины и совершенствованию платежной системы Банка России.

Банк России намерен продолжить повышать гибкость курсообразования и к 2015 году завершить переход к режиму плавающего валютного курса, что позволит избежать возможного конфликта целей денежнокредитной политики. Важную роль в формировании инфляции играют ожидания экономических агентов относительно ее дальнейшего изменения, а также динамики краткосрочных процентных ставок и других экономических индикаторов. Проведение активной информационной политики, включая регулярное разъяснение широкой общественности целей деятельности Банка России, содержания принимаемых им мер и их результатов, будет, наряду с обеспечением подотчетности центрального банка, способствовать улучшению понимания проводимой денежнокредитной политики и повышению доверия к Банку России, что позволит усилить его воздействие на ожидания экономических агентов.

Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, вносит позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической  стабильности. При разработке и реализации денежнокредитной политики Банк России придает большое значение развитию механизмов взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в области тарифной политики, управления остатками бюджетных средств на счетах в Банке России, пополнения и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

      1. Сценарии макроэкономического развития на 2014 год и период 2015 и 2016 годов

Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежнокредитной политики в 2014—2016 годах (Приложение Б, В, Г, Д, Е), один из которых — вариант II(б) — соответствует первому варианту прогноза Правительства Российской Федерации, а три других — варианты I, II(а) и III — разработаны Банком России. Заложенные в прогноз предпосылки относительно внешних условий различаются между вариантами. В вариантах II(а) и II(б) предполагаются постепенное улучшение ситуации в мировой экономике и сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне, близком к уровню 2013 года. Варианты I и III предусматривают отклонение среднегодовой цены на нефть на 25 долларов США в меньшую и большую стороны в условиях соответственно более медленного и более быстрого восстановления мировой экономики.

Информация о работе Сущность финансовой политики